Методы самовоспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 18:09, реферат

Краткое описание

Необходимым условием успешного функционирования (жизнедеятельности) человека в современном технологическом мире является систематическое самовоспитание с целью подготовки себя к самореализации в постоянно изменяющейся социально-технологической среде.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы самовоспитания личности.docx

— 18.77 Кб (Скачать файл)

Методы самовоспитания личности

Необходимым условием успешного  функционирования (жизнедеятельности) человека в современном технологическом  мире является систематическое самовоспитание с целью подготовки себя к самореализации в постоянно изменяющейся социально-технологической  среде.

Самовоспитание в широком  смысле этого слова –сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков.

Самовоспитание позволяет  человеку постоянно повышать уровень  общей технологической культуры, развивать свои потенциальные возможности. Чтобы достичь целей саморазвития и решать задачи самосовершенствования, необходимо владеть методами работы над собой.

Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это  способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.

  Самообразование. В  условиях интенсивного развития  научно-технического прогресса,  быстрой смены технологий, отмирания  старых и появления новых профессий,  большого потока информации человеку  необходимо постоянно пополнять  свои общие и технологические  знания. Это можно сделать путем  чтения научно-технической литературы, посещения специальных лекций, выставок, музеев, кружков, решения практических  задач, просмотра книг и телепередач,  общения с людьми различных  профессий и т.п.

 Самоинструкция — это  указание себе, как надо действовать  в той или иной ситуации. Человек  способен сознательно регулировать  свою деятельность и поведение,  заранее предусматривая свои  действия в зависимости от  обстоятельств. Мысленно проигрывая  различные жизненные ситуации, человек  должен готовиться разрешать  их наилучшим образом в реальных  условиях. Когда человек не уверен, как ему поступить в той  или иной ситуации, используют  метод самоубеждения. По сути, это дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против».

Часто в случае неуверенности  в выборе профессии или пра­вильности оценки своих качеств человеку приходится анализировать различные ситуации, убеждать себя в правоте своих действий. Самоубеждение связано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений. Оно требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.

Самоубеждение связано с самоприказом. Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно.

Самоприказ и самоубеждение взаимно дополняют друг друга. Самоприказ наиболее действен, если дается на основе самоубеждения, а самоубеждение часто завершается самоприказом выполнить принятое решение.

В работе над собой при  подготовке к профессиональной деятельности человеку нередко приходится избавляться  от неправильных взглядов (например, относительно непрестижности профессии), укоренившихся отрицательных привычек, которые делают невозможным овладение той или иной профессией. Это трудное дело. Оно проходит в острой, бескомпромиссной внутренней борьбе. Поэтому очень важно научиться сознательно пользоваться методами самоубеждения и самоприказа.

В том случае когда для применения метода самоубеждения у человека не хватает аргументов в пользу принимаемого решения, но он уверен в его правильности, используют метод самовнушения.

Психологи подчеркивают, что  наряду с сознательными факторами  в жизнедеятельности человека заметную роль играют и бессознательные, прежде всего установка. Это своего рода психологическая готовность к определенному  поведению, проявлению своих личностных качеств. Установка важна и в  самовоспитании личности не только как  ожидание желаемых качеств, но и как  готовность их формировать, изменять себя. На формирование установки и нацелено самовнушение, необходимое в самосовершенствовании.

Техника самовнушения несложна. Важна сама обстановка, в которой  самовнушение происходит. Лучше его  осуществлять утром, только что проснувшись, или вечером, непосредственно перед  сном. Это особое, переходное между  сном и бодрствованием состояние  психофизического расслабления, на фоне которого легко «проходят» в подсознание  и принимаются им важные утвержде­ния, определяющие отдельные стороны поведения человека.

 Решающее значение  в самовоспитании имеет упражнение  в определенных действиях и  поступках. В результате упражнений  намеченный для себя образ  поведения превращается в привычку. Привычка формируется в результате  многократного повторения определенных  поступков. Вначале для совершения  нового поступка требуется большее  усилие, чем в последующем. Особенно  серьезные усилия нужны, если  само по себе действие или  поступок непривлекательны для  человека или если он оказывается  неподготовленным к ним. Так,  например, ему достаточно сложно  выполнять все домашние задания  по всем учебным предметам,  но никакого труда не требуется  для того, чтобы пойти на вечеринку  с друзьями.

Одним словом, дается трудно то, что связано с каким-то ограничением свободы, ущемлением интересов, с черновой, эмоционально мало привлекательной  работой. Все трудно, что идет вразрез  со сложившимися привычками.

После искоренения вредных  привычек мы имеем дело с торможением  системы связей или ее отдельных  звеньев, на месте которых формируются  новые. Вся трудность образования последних связана с тем, что старые связи имеют тенденцию воспроизводиться и тормозить новые. Вот почему для образования нового образа поведения или отдельных привычек требуются постоянные волевые усилия и система упражнений.

 Привычка считается  полностью искорененной, когда со  стороны человека не требуется  волевых усилий для ее сдерживания.  И наоборот, новая привычка считается  выработанной, когда не требуется  волевых усилий, чтобы она проявилась. Однако иногда достаточно незначительного перерывания в упражнении, чтобы формирующаяся привычка разрушилась. Например,       связав свой профессиональный выбор с профессией военного, вы решили развить физическую силу, подтянутость и аккуратность. В качестве упражнения определили ежедневную утреннюю зарядку, утюжку брюк и чистку обуви. Если вы один или два дня подряд не почистите вечером, как намечали, свою обувь, то эта привычка, так и не сформировавшись, будет утрачена до следующей попытки или навсегда. Вместе со способностью сформировать у себя соответствующие привычки может погибнуть и намерение стать генералом.

Для того чтобы подобного  не случилось, используют методы стимулирования. Это самоободрение, самокритика, самопоощрение и самонаказание.

В работе над собой, как  и вообще в становлении личности человека, быстрого результата не бывает. Поэтому и возникает потребность  в таком методе, как самоободрение. При этом важно не упасть духом, ободрить себя. Срывы бывают. Привычка не в один день рождалась, не в один и умрет. Человек продолжает работу над собой практически всю свою жизнь.

В некоторых случаях, чтобы  закрепить приятное эмоциональное  состояние от успеха в самовоспитании, можно и наградить себя. Пойти  погулять, подольше почитать интересную книгу и др. Такое самопоощрение рождает удовлетворение и побуждает к новому движению вперед.

Однако если у человека, занимающегося саморазвитием, возникает  головокружение от успехов, ему следует  напомнить себе, что предел совершенствования еще не достигнут. В этом поможет разумная объективная самокритика.

А вот самонаказание применять  сложнее, так как здесь очень  важны его соразмерность проступку, справедливость. Чрезмерное самонаказание ведет к потере интереса в работе над собой. Слабое же наказание не является действенным в самовоспитании, так как снижает требовательность человека к себе и тормозит саморазвитие.

Чрезвычайно важным для самовоспитания являются систематический самоконтроль и самооценка достижений. Без них  самовоспитание не может носить целенаправленный, продуктивный характер. Чаще всего  самоконтроль выступает в форме  самоотчета. Мы как бы пропускаем перед  мысленным взором все свои действия и поступки, одобряя и осуждая  себя, укрепляясь в своем стремлении стать лучше.

Самооценка может  быть адекватной, заниженной или завышенной. Важным элементом самовоспитания является самопрограммирование — составление плана работы над собой. Этот план может иметь различную форму. Приведем одну из них (табл. 15).


Информация о работе Методы самовоспитания личности