Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 18:09, реферат
Необходимым условием успешного функционирования (жизнедеятельности) человека в современном технологическом мире является систематическое самовоспитание с целью подготовки себя к самореализации в постоянно изменяющейся социально-технологической среде.
Методы самовоспитания личности
Необходимым условием успешного функционирования (жизнедеятельности) человека в современном технологическом мире является систематическое самовоспитание с целью подготовки себя к самореализации в постоянно изменяющейся социально-технологической среде.
Самовоспитание в широком смысле этого слова –сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков.
Самовоспитание позволяет
человеку постоянно повышать уровень
общей технологической
Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.
Самообразование. В
условиях интенсивного
Самоинструкция — это
указание себе, как надо действовать
в той или иной ситуации. Человек
способен сознательно
Часто в случае неуверенности в выборе профессии или правильности оценки своих качеств человеку приходится анализировать различные ситуации, убеждать себя в правоте своих действий. Самоубеждение связано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений. Оно требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.
Самоубеждение связано с самоприказом. Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно.
Самоприказ и самоубеждение взаимно дополняют друг друга. Самоприказ наиболее действен, если дается на основе самоубеждения, а самоубеждение часто завершается самоприказом выполнить принятое решение.
В работе над собой при подготовке к профессиональной деятельности человеку нередко приходится избавляться от неправильных взглядов (например, относительно непрестижности профессии), укоренившихся отрицательных привычек, которые делают невозможным овладение той или иной профессией. Это трудное дело. Оно проходит в острой, бескомпромиссной внутренней борьбе. Поэтому очень важно научиться сознательно пользоваться методами самоубеждения и самоприказа.
В том случае когда для применения метода самоубеждения у человека не хватает аргументов в пользу принимаемого решения, но он уверен в его правильности, используют метод самовнушения.
Психологи подчеркивают, что
наряду с сознательными факторами
в жизнедеятельности человека заметную
роль играют и бессознательные, прежде
всего установка. Это своего рода
психологическая готовность к определенному
поведению, проявлению своих личностных
качеств. Установка важна и в
самовоспитании личности не только как
ожидание желаемых качеств, но и как
готовность их формировать, изменять себя.
На формирование установки и нацелено
самовнушение, необходимое в
Техника самовнушения несложна. Важна сама обстановка, в которой самовнушение происходит. Лучше его осуществлять утром, только что проснувшись, или вечером, непосредственно перед сном. Это особое, переходное между сном и бодрствованием состояние психофизического расслабления, на фоне которого легко «проходят» в подсознание и принимаются им важные утверждения, определяющие отдельные стороны поведения человека.
Решающее значение
в самовоспитании имеет
Одним словом, дается трудно то, что связано с каким-то ограничением свободы, ущемлением интересов, с черновой, эмоционально мало привлекательной работой. Все трудно, что идет вразрез со сложившимися привычками.
После искоренения вредных привычек мы имеем дело с торможением системы связей или ее отдельных звеньев, на месте которых формируются новые. Вся трудность образования последних связана с тем, что старые связи имеют тенденцию воспроизводиться и тормозить новые. Вот почему для образования нового образа поведения или отдельных привычек требуются постоянные волевые усилия и система упражнений.
Привычка считается
полностью искорененной, когда со
стороны человека не требуется
волевых усилий для ее
Для того чтобы подобного не случилось, используют методы стимулирования. Это самоободрение, самокритика, самопоощрение и самонаказание.
В работе над собой, как
и вообще в становлении личности
человека, быстрого результата не бывает.
Поэтому и возникает
В некоторых случаях, чтобы закрепить приятное эмоциональное состояние от успеха в самовоспитании, можно и наградить себя. Пойти погулять, подольше почитать интересную книгу и др. Такое самопоощрение рождает удовлетворение и побуждает к новому движению вперед.
Однако если у человека, занимающегося саморазвитием, возникает головокружение от успехов, ему следует напомнить себе, что предел совершенствования еще не достигнут. В этом поможет разумная объективная самокритика.
А вот самонаказание применять сложнее, так как здесь очень важны его соразмерность проступку, справедливость. Чрезмерное самонаказание ведет к потере интереса в работе над собой. Слабое же наказание не является действенным в самовоспитании, так как снижает требовательность человека к себе и тормозит саморазвитие.
Чрезвычайно важным для самовоспитания являются систематический самоконтроль и самооценка достижений. Без них самовоспитание не может носить целенаправленный, продуктивный характер. Чаще всего самоконтроль выступает в форме самоотчета. Мы как бы пропускаем перед мысленным взором все свои действия и поступки, одобряя и осуждая себя, укрепляясь в своем стремлении стать лучше.
Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. Важным элементом самовоспитания является самопрограммирование — составление плана работы над собой. Этот план может иметь различную форму. Приведем одну из них (табл. 15).