Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:51, контрольная работа
Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.
Введение
1. Понятие, сущность и значение методов управления
2. Классификация методов управления
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие, сущность и значение методов управления
2. Классификация методов управления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и деятельностью органов внутренних дел во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих центральное место в механизме управления. Именно правильный выбор методов управления, позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие людей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать работника к труду путем учета его интересов.
Процесс социального управления
осуществляется посредством целенаправленного
воздействия субъекта управления на
объект управления, на волю людей, под
которой понимается регулирующий фактор
сознания, выражающийся в способности
человека совершать целенаправленные
действия. Воля регулирует поведение
людей, направляет действия людей на
достижение поставленной цели. Для
достижения единства людей нужно
добиваться единства их воли. Единство
воли достигается благодаря
В системе управления велика роль руководящий кадров, так как от них зависит выбор и применение тех или иных методов управления, хотя как система, так и кадры не свободны в их выборе. Вместе с тем в управлении ключевой фигурой остается человек, лицо, принимающее решение. Особенно важно названное обстоятельство в современных условиях. Оно, по сути, приобретает решающую роль, когда созревают объективные предпосылки.
Практика свидетельствует о том, что многим руководителям не хватает знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в коллективе, а тем более в условиях чрезвычайных ситуаций.
Эта проблема на сегодняшний
день очень актуальна в связи
с омоложением не только подчиненного
личного состава органов
Метод означает способ, образ действий, путь, ведущий к чему-либо. Поэтому вопрос о методах управления - это по существу вопрос о способах его осуществления. Следовательно, метод управления - способ организующего воздействия субъекта на конкретный объект управления, с помощью которого достигаются цели, решаются поставленные задачи. При этом непосредственное содержание метода управления может быть установлено лишь в связи с объектом его приложения, поскольку метод - это всегда некоторое, стоящее на субъективной стороне средство, через которое оно соотносится с объектом.
В процессе управления решаются
как традиционные, так и новые
задачи. При решении традиционных
задач проблем подбора методов
управления, как правило, не возникает,
ими овладевают в результате обучения,
приобретения опыта работы. Проблемы
возникают при решении новых
задач. Возникновение любой такой
задачи влечет за собой, как правило,
необходимость соответствующей
перестройки в организации
Эффективность того или иного метода зависит также от ситуации, в которой он применяется. Методы и средства, которые с успехом применимы в среде с относительно низким уровнем квалификации работников, окажутся неэффективными в коллективе, состоящим из людей с широким кругозором, эрудированных, инициативных. Даже в одном и том же коллективе одни подчиненные испытывают потребность в независимости, самостоятельности, другие любят, чтобы их водили за руку. Одним достаточно просьбы, совета, чтобы выполнить то или иное задание, другим нужен только приказ начальника. Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое состояние.
Методы управления не только применяются руководителями, но имеют и обратное воздействие. Они участвуют в формировании руководителей. Нередко можно встретить ситуацию, когда сформировавшиеся в условиях преобладания каких-нибудь одних методов руководители или кадры аппарата управления постепенно становятся носителями только этих методов, пытаются их сохранить, всячески препятствуя внедрению новых, более совершенных методов управления.
В настоящее время на методы
управления оказывает значительное
влияние научно-технический
Все применяемые для решения конкретной задачи методы управления тесно связаны между собой, дополняют друг друга, используются в органическом единстве. Например, любое административное решение, принимаемое руководителем, должно подкрепляться экономическими и воспитательными методами. Искусство руководителя состоит в том, чтобы из всего арсенала методов управления выбрать наиболее действенные, надежно ведущие к цели, составить гибкую комбинацию этих методов, отдавая в зависимости от ситуации предпочтение в одних случаях экономическим, в других - административным, в третьих, - социально-психологическим. Правильное, разумное сочетание различных методов является одним из важнейших направлений совершенствования управления на современном этапе.
Набор методов социального управления не может быть чем-то исчерпывающим, раз и навсегда данным. Система этих методов постоянно развивается и совершенствуется. В процессе общественно-исторической практики постоянно вырабатываются все новые и новые методы.
Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.
Для правильного понимания
методов управления, четкого разграничения
с другими управленческими
Методы управления, как уже отмечалось, связаны с управленческой деятельностью, с их помощью достигаются практические цели управления. Методы же теории управления являются инструментарием науки, с помощью которой добиваются новые теоретические знания. Нельзя сказать, что эти две группы методов абсолютно не пересекаются. Вполне возможно, что какие-то методы, например, социологические, могут оказаться общими и для той и другой группы, но целевая их направленность и содержание различны.
Принципы управления имеют основополагающий, фундаментальный характер и представляют собой базу и методов и всего содержания управления. Принципы управления ближе к социальным, экономическим и иным закономерностям управления, так как формулируются субъектом управления прежде всего исходя из их сути. Но проявляются, реализуются принципы в методах управления. Причем выбор методов управления предполагает альтернативность, т.е. возможность применения того или иного метода в зависимости от воли субъекта управления. Однако совокупность используемых методов управления должна соответствовать принципам управления. В противном случает провозглашенные принципы останутся лишь декларацией, что неминуемо скажется на эффективности управления.
Методы управления представляют
своеобразную абстракцию, некую возможность
действия в процессе управления. Само
же управление всегда осуществляется
в конкретных формах. Форма - это
то, посредством чего абстрактная
возможность метода получает выражение,
реализуется практически. Форма
есть выражение сущности метода. Как
правило, любой метод реализуется
в формах, которые с определенной
долей условности могут быть отнесены
к правовым, организационным, либо организационно-техническим.
Так, любой метод, применяемый в
процессе управления при наличии
в системе отношений
Постоянное совершенствование
и нахождение наиболее эффективных
форм управленческой деятельности, их
оптимального сочетания - одна из важных
задач научной организации
Методы решения задач,
стоящих перед любой системой
управления, в том числе и перед
органами внутренних дел, должны строго
соответствовать принципам
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод управления – это отражение механизма (способа, приема, формы) управленческой деятельности, которая направлена на создание правил и (или) условий надлежащего исполнения поставленных задач в соответствии с принципами управления.
Правильное понимание единства и взаимной связи методов управления, их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.
В изученной мной литературе
я нашел многообразие различных
критериев классификации
Единые критерии классификации методов управления предлагает Е.Ф. Яськов, разделив методы управления на познавательно-программирующие и организационно-регулирующие.
Как изложено в лекции Е.Ф.
Яськова от 2006 года, деятельность в сфере
управления предполагает не только собственно
организующие воздействия, но и определение
цели воздействия, постановку конкретных
задач, поиск способов их решения. Следовательно,
есть все основания считать, что познавательная,
исследовательская функция включается
в процесс управления как его важнейшая
составная часть. А из этого в свою очередь
следует, что существуют и методы управления,
с помощью которых решаются эти познавательные
управленческие задачи. Их можно назвать
в соответствии с функциями управления
методами познавательно-
Учитывая вышеизложенное,
можно выделить одну из возможных
классификаций методов
Познавательно-программирующие методы управления
Особая значимость научного обоснования управленческих воздействий определяет роль познавательно-программирующих методов, которые по мере развития научно-технического прогресса становится все более разнообразными. В зависимости от степени общности сферы области применения принято различать всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.