Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении методов управления.
В соответствии с данной целью, нами были поставлены следующие задачи:
Дать характеристику трем группам методов управления:
1.Организационно-административным методы управления.
2.Экономическим методы управления.
3.Социально-психологическим методы управления.
Введение 3
1.Организационно-административным методы управления 5
2.Экономическим методы управления 11
3.Социально-психологическим методы управления 17
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. В коллективах рыночного типа более активно идет формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство – позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель, должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды. [9]
Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.
Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирование межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепления дисциплины; рационализации трудовых процессов.
На уровне предприятия широко применяются такие социально-психологические методы, как опрос, интервью, беседа, также широкое распространение получили и такие методы, как тестирование и анкетирование.
Применение социально-психологических
методов управления наиболее эффективно
в сочетании с экономическими и организационно-
Сущность их в формировании психологического климата в коллективе, наилучшим образом способствующего достижению высших трудовых результатов как в отдельно взятом подразделении, отделе, цехе, так и на предприятии в целом. Наряду с общим моральным климатом применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника. [4]
Достоинство данного метода состоит в том, что включаются механизмы мотивации и стимулирования труда, не связанные напрямую с удовлетворением чисто материальных потребностей.
В качестве недостатка можно отметить, что полное пренебрежение материальными стимулами в долгосрочном плане может отрицательно сказаться на инициативе исполнителя, поскольку базовые потребности экономического плана не могут быть удовлетворены только душевными разговорами и использованием одного лишь энтузиазма исполнителя.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. [5]
Социально-психологические
методы управления используются обычно
в сочетании с экономическими и орнганизационно0административн
К социально-психологическим методам менеджмента относятся все виды нематериального стимулирования (похвала начальника, присвоение неформального статуса горизонтальная карьера), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудника ми организации. [16]
Заключение
В реальном процессе функционирования системы государственного управления, описанные методы используются в различных комбинациях. Приоритетность определенного вида метода для данной государственной системы не отменяет общего правила – комплексного использования различных методов. Каждый метод имеет свои пределы, и в этих пределах он должен вовлекаться в процесс управления.
Коль скоро государственные решения многоцелевые, то и реализация их может быть осуществлена не одним способом, а совокупностью способов и средств управляющего воздействия на управляемый объект, при ведущей роли тех, которые соответствуют политической природе системы. [15]
Разница между организационно-
Таблица 1
Организационно-
Организационно- (принуждение) |
Экономические (побуждении и принуждение) |
Социально-психологические (побуждение) | |
Основы применения |
Угроза наказания |
Возможность увеличить доход |
Достижение психологического комфорта |
Подходы к реализации |
Жестокие |
Адаптивные к ситуации |
Адаптивные к личности |
Требования к субъекту |
Исполнительность, организованность |
Профессионализм |
Профессионализм, умение работать в команде, инициативность |
В заключение подчеркнем, что достоинства и недостатки рассмотренных методов управления заметно проявляются лишь в долгосрочной перспективе.
Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так при переходе от административно-командной системе к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики выросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления.
Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, то есть они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.
Это означает, что он должен обладать экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть высококомпетентным психологом и воспитателем. [10]
Список использованных источников и литературы
1.Абчук В.А. Менеджмент: Учебник / В.А.Абчук. – СПб.: Союз, 2002. – 463 с.
2.Большаков А. С. Менеджмент: Учебное пособие / А.С.Большаков — СПб.: Питер, 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
3.Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р.Веснин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 504 с.
4.Гавриленко В.М. Менеджмент: Учебное пособие / В.М.Гавриленко. – М.: А-Приора, 2010. – 192 с.
5.Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие / Г.Я.Гольдштейн. – 2-е изд., перераб. И доп. – ТРТУ, 2003.
6.Грибов В.Д. Менеджмент: Учебное пособие / В.Д.Грибов. – М.: КРОКУС, 2007. – 280 с.
7.Гусева Е.Н. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е.Н.Гусева – М.: Изд. центр ЕАОИ 2008. – 416 с.
8.Исаев Р.А. Основы менеджмента: Учебник / В.Р.Исаев. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 264 с.
9.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Н.И.Кабушкин. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. – 336 с.
10.Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник / В.И.Мухин – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.
11.Набоков В.И., Семенов А.К. основы менеджмента: Учебник / В.И.Набоков, А.К.Семенов. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Дашков и Ко, 2008 – 556 с.
12.Основы менеджмента: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Н.Д.Эриашвили и др.]; под ред. И.В.Бородушко, В.В.Лукашевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 271 с.
13.Пивнев Е.С. Теория управления: Учебное пособие / Е.С.Пивнев. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.
14.Теория управления: Учебник / Под ред. А.Л.Гапоненко, Т 11 АЛ. Панкрухина. - М.: РАГС, 2003. - 558 с.
15.Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / М.И.Халиков. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 448 с.
16.Цветков А.Н. Менеджмент / А.Н.Цветков. – СПб.: Питер, 2009 – 176 с.: ил. – (серия «Завтра экзамен).