Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика методов менеджмента, применяемых в ОАО «Воропаевский ДОК».
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты применения различных методов управления предприятием;
проанализировать функционирование ОАО «Воропаевский ДОК» в 2010-2012 гг., охарактеризовать методы управления анализируемым предприятием, их особенности;
предложить направления совершенствования методов управления ОАО «Воропаевский ДОК».
Примечание. Источник: собственная разработка по данным ОАО «Воропаевский ДОК».
Как видно из таблицы 2.5, в ОАО «Воропаевский ДОК» наблюдается положительная динамика производительности труда – на 86,6 % в 2011 г. и на 78,8 % в 2012 г. Увеличивается зарплатоотдача – на 7,3 % в 2011 г. и на 6,5 % в 2012 г., соответственно снижается и трудоемкость продукции. За анализируемый период существенно выросла рентабельность затрат на оплату труда, что обусловлено ростом прибыли от реализации. Аналогично выросла и прибыль от реализации на одного работника. В целом ОАО «Воропаевский ДОК» является динамично развивающимся предприятием, эффективно реализующим производственную деятельность в отрасли деревообработки.
Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления ОАО «Воропаевский ДОК» принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности фирмы. В современных условиях существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил. Существенной стороной этих изменений является ограничение сферы действия закона стоимости вследствие ослабления роли цен как непосредственных регуляторов производства. Возросло значение других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию. К их числу относятся, прежде всего, управленческие решения, принимаемые при реализации функций маркетинга и планирования в соответствии с наиболее полным учетом потребностей рынка. Это непосредственно связано с ориентацией производственной деятельности ОАО на долгосрочные планы и программы развития, предполагающие необходимость относительно устойчивых рыночных условий и, в частности, стабильных цен.
В соответствии с таким требованием рыночные цены на большинство товаров, обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. В ее рамках ОАО «Воропаевский ДОК» планируют в долгосрочной перспективе проводимую ими политику цен и стремятся приспособить предложение товаров к заранее учитываемому (прогнозируемому) спросу. Это достигается регулированием объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, новыми капиталовложениями в отдельный продукт и по предприятию в целом, что позволяет сохранять относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипную или аналогичную продукцию на рынке. На предприятии используется в основном метод ценообразования, основанный на затратах, как и на большинстве белорусских предприятий. Использование затратного метода подразумевает калькуляцию цены мебели при строго определенных нормах расхода материальных и сырьевых ресурсов, уровне рентабельности товара (таблица 2.6).
Таблица 2.6. Динамика цен на продукцию ОАО «Воропаевский ДОК», тыс. р.
Товар |
2010 |
2011 |
2012 |
Шкаф двухдверный |
1250,0 |
1690,0 |
3480,0 |
Спальня из массива «Джулия» |
3400,0 |
5840,0 |
10420,0 |
Стол Деревенский |
690,0 |
1210,0 |
1890,0 |
Стул Деревенский |
340,0 |
540,0 |
970,0 |
Кровать из массива ольхи |
1870,0 |
2940,0 |
5800,0 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Проанализируем динамику затрат ОАО «Воропаевский ДОК». Данные приведены в таблице 2.7.
Таблица 2.7. Динамика состава затрат ОАО «Воропаевский ДОК» на производство продукции в 2010-2012 гг., млн руб.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
2011 от 2010 |
2012 от 2011 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | ||||
Материальные затраты |
2984 |
5189 |
9804 |
2205 |
4615 |
173,9 |
188,9 |
Затраты на оплату труда |
1923 |
3377 |
5725 |
1454 |
2348 |
175,6 |
169,5 |
Амортизационные отчисления |
272 |
320 |
397 |
48 |
77 |
117,6 |
124,1 |
Прочие затраты |
514 |
952 |
856 |
438 |
-96 |
185,2 |
89,9 |
Всего затрат |
5693 |
9838 |
16782 |
4145 |
6944 |
172,8 |
170,6 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия.
Как видно из таблицы 2.7, в 2011 г. наибольшими темпами росли прочие затраты (на 85,2 %) и затраты на оплату труда (на 75,6 %). Рост прочих затрат обуславливается резким увеличением цен на ряд товаров и услуг в результате девальвационных процессов 2011 г. Рост затрат на оплату труда обусловлен необходимостью поддержания жизненного уровня работников предприятия в условиях девальвации и падения реальных доходов. Амортизационные отчисления увеличились незначительно. Причиной сложившейся динамики амортизационных отчислений выступило отсутствие своевременной переоценки основных средств комбината. Следует отметить, что в 2012 г. наблюдалась обратная тенденция: снижение прочих затрат при сохранении высоких темпов роста затрат на оплату труда и резком увеличении материальных затрат (на 88,9 %).
Из таблицы 2.6 видим, что по цене продукция ОАО «Воропаевский ДОК» конкурентоспособна на рынке, т.к. цены на продукцию являются довольно низкими, но не заниженными. Это позволяет не отпугнуть покупателей, которые судят о качестве товара по его цене.
Таблица 2.8. Сравнительный анализ цен предприятия и конкурентов
Наименование товара |
Цены (тыс. руб.): | |||||
на пред- приятии |
Конкурент1 ПоставыМебель |
Конкурент2 Мозырское ПМО |
Конкурент3 Червеньский ДОК |
Конкурент4 Смолевичская фабрика |
Конкурент5 Полоцклес | |
Стул из массива |
950,0 |
1110,0 |
910,0 |
- |
1261,0 |
- |
Шкаф |
3500,0 |
- |
3760,0 |
3375,0 |
2761,0 |
- |
Спальня из массива |
10500,0 |
- |
- |
11350,0 |
- |
14890,0 |
Тахта |
6000,0 |
8120,0 |
8950,0 |
4295,0 |
- |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка.
К числу основных конкурентов предприятия на внутреннем рынке относятся следующие:
ОАО «Поставымебель»;
«Мозырское ПМО»;
Косовская мебельная фабрика;
Червеньский ДОК;
Смолевичская мебельная фабрика;
«Полоцклес» и многие другие.
Среди белорусских предприятий, поставляющих аналогичную продукцию на внешний рынок, конкурентами предприятия являются:
«Лидская мебельная фабрика»;
ОАО «ФанДОК», г. Бобруйск;
Брестская мебельная фабрика.
Предприятие с периодичностью два раза в год проводит анализ деятельности основных конкурентов по таким направлениям как ассортиментная, ценовая и коммуникационная политика, слабые и сильные стороны предприятия.
Проведем SWOT – анализ позиций ОАО «Воропаевский ДОК» в конкурентной среде на внутреннем рынке Республики Беларусь (таблица 2.9).
Таблица 2.9. SWOT – анализ позиций ОАО «Воропаевский ДОК» в конкурентной среде
Элемент анализа |
Содержание элемента |
Сильные стороны |
Высокое качество продукции, постоянно расширяющийся ассортимент, широкая фирменная сеть, высокая известность марки, наличие собственного транспорта, знание конъюнктуры рынка, организованность технологических процессов, постоянное участие в выставках и конкурсах, налаженная связь с торговыми объектами |
Слабые стороны |
Низкая мобильность предприятия, препятствующая следованию за новейшими тенденциями индустрии мебели; недооценка значимости политики продвижения и реализации продукции; отсутствие фирменной торговой сети в зарубежных странах; отсутствие действенной маркетинговой стратегии; недостаточное качество и бюджет маркетинговых исследований |
Возможности развития в конкурентной среде |
Расширение сбыта на рынках стран СНГ и Балтии, предоставление давальческих услуг зарубежным фирмам, налаживание интернет-продаж, получение господдержки, рост спроса на продукцию, рост экспорта мебели, повышение квалификации кадров, поиск потенциальных поставщиков и покупателей на международных выставках |
Угрозы развития |
Демпинг со стороны конкурентов; изменение государственной политики, использование конкурентами более совершенного оборудования; активная маркетинговая деятельность конкурентов; появление новых конкурентов на рынке; утрата рыночных ниш; недобросовестность поставщиков; ухудшение имиджа в глазах покупателей, появление подделок |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных маркетинговых исследований ОАО «Воропаевский ДОК».
Как видно из таблицы 2.9, к важнейшим конкурентным преимуществам фабрики следует отнести качество и ассортимент продукции, сложившийся имидж ОАО «Воропаевский ДОК», наличие фирменной сети и пр. К недостаткам деятельности ОАО «Воропаевский ДОК» относятся недостаточно оперативное следование за тенденциями моды в области мебели, ориентация на производство, а не на сбыт, отсутствие высокоэффективной маркетинговой стратегии.
Со стороны государственных органов и ведомств на предприятие направляются плановые проверки, которые отслеживают нарушения в оформлении документации по формированию цен, расчетах себестоимости, налоговых отчислений и ценовой политики в целом.
Что касается социально-психологических методов, то тут большое внимание уделяется мотивации работников ОАО «Воропаевский ДОК» к высокопроизводительному труду.
Наниматель, согласно трудовому договору ОАО «Воропаевский ДОК», устанавливает работнику с учетом результата его работы месячный должностной оклад в соответствии со штатным расписанием за фактически отработанное время. Должностной оклад работника изменяется в соответствии с законодательством и по соглашению сторон.
Заработная плата, предоставляемая работнику, выплачивается до 15 числа месяца, следующего за отчетным по месту выполнения работ.
Средний заработок за все время отпуска выплачивается не позднее, чем за один день до начала отпуска.
В целом заработная плата на предприятии не подкрепляется никакими надбавками и вознаграждениями, кроме премии, установленной Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Не смотря на проработанную политику по оплате труда, значительное число работников ОАО «Воропаевский ДОК» считают, что их труд оценивается недостаточно справедливо. Материальное стимулирование играет для работников очень большую роль. Большинство работников не удовлетворяет система материального вознаграждения, действующая на ОАО «Воропаевский ДОК».
Однако достаточно хорошо развита на предприятии нематериальная мотивация, сильнейшей стороной которой является корпоративная культура на предприятии и условия труда.
Это и является основополагающим фактором, который удерживает работников на своих рабочих местах.
Работники высоко оценивают свои отношения с коллегами и непосредственным руководством.
Мотивация в ОАО «Воропаевский ДОК» оказывает очень большое влияние на трудовую активность работников, персонал довольно высоко оценивает степень удовлетворенности своей работой и испытывают боязнь перед перспективой потерять свою работу.