Метод "Дельфи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 09:18, реферат

Краткое описание

Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
Конечной целью системного анализа – является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

Содержание

.Теоретическая часть
Введение
Метод «Дельфи
Область применения экспертных методов
Метод экономического анализа и его сущность
Диагностический метод
Матричные методы
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

сиситемный анализ 2.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

В условиях современной конкуренции сохранить финансовое здоровье чрезвычайно нелегко. Если предприятие постоянно не следит за основными показателями, то очень скоро выяснится, что финансовые результаты компании стали существенно хуже, чем в прошлом периоде. Операционный механизм предприятия становится менее эффективным с точки зрения получения конечного результата.

В диагностике предприятия существуют два основных объекта анализа: результаты деятельности предприятия за период и его состояние на текущий момент времен и основные бизнес-процессы предприятия.

Это является первым положением диагностики, которое определяет две сферы приложения .Определив основные объекты диагностики, необходимо связать финансовую диагностику с общим диагностическим процессом. Представляется очевидным положение (второе) о том, что нельзя ограничить инструментарий диагностики расчетом только финансовых показателей. Финансовые показатели должны появляться на конечной стадии диагностики. Они и являются по своей сути замыкающими, однако анализировать следует не только бизнес-процессы обеспечивающие "финансовую функцию" предприятия, но и все основные бизнес-процессы, связанные с деятельностью предприятия.

Остановимся подробнее на структуре диагностики.

1) Диагностика результатов деятельности  и состояния предприятия. Финансовый  инструментарий данной части  диагностики весьма обширен, он  включает в себя большое количество  финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг  друга, и не всегда очевидна  необходимость использования тех  или иных коэффициентов. Представляется  целесообразным следующее третьеположение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования методов финансового анализа. Суть принципа чрезвычайно проста - для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений. Практическая полезность данного принципа очевидна, учитывая то обстоятельство, что на многих предприятиях используется зачастую большое количество финансовых коэффициентов, перечень которых определяет финансовый директор.Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным шагом, финансовой диагностики.

Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим 1) баланс, 2) отчет о прибылях и убытках, 3) отчет о движении денежных средств. Можно произвести обстоятельный анализ предприятия с помощью только этих данных, но это может сделать только опытный финансист. Руководителю необходима некоторая более обобщенно представленная и лаконичная система данных. В то же время получить ответы на некоторые более уточняющие вопросы можно только на основании первичных финансовых отчетов. Обобщающими данными которые можно извлечь непосредственно из финансовых отчетов являются:

1) сумма основных и оборотных  средств предприятия, величина его задолженностей и собственного капитала.

2) отчет о прибыли предоставляет  данные по величине операционной  и чистой прибыли.

3) результирующие денежные потоки  от операционной, инвестиционной  и финансовой деятельности из  отчета о движении денежных  средств. Вертикальный и горизонтальный  анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении. Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует четвертое положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с каким-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

- показатели данного предприятия  за предшествующие периоды времени,

- аналогичные показатели других  предприятий, принадлежащих той  же отрасли, (обычно предприятий-конкурентов).

Данное положение символизирует прагматическую простоту основной цели диагностики - по результатам диагностики следует сделать по возможности два вывода:

1) Как изменилось состояние предприятия  по сравнению с предшествующими  периодами - ухудшилось или улучшилось.

2) Насколько успешно предприятие  работает по сравнению с конкурентами.

Во многих книгах по финансовому анализу наряду с определением того или иного финансового показателя обычно указывают его целевой норматив, например, сумма заемных средств не должна превышать 50% общей суммы источников финансирования. Однако самой высокой оценкой эффективности менеджмента предприятия является его способность успешно работать за счет "чужих денег", т.е. заемных источников. Достаточно вспомнить, что активы, самой успешной компании всех времен "General Motors Corporation" капитализируются в настоящее время на 90% за счет заемных финансовых ресурсов. Традиционно в мировой практике используют "средние по отрасли" значения финансовых показателей. Эти значения оцениваются каждый год на основании фактических результатов деятельности реальных предприятий с учетов отраслевой принадлежности и масштаба деятельности. Например, можно найти средние показатели по деревообрабатывающим предприятиям с величиной валовой выручки от 5 до 10 млн. американских долларов. Многие отечественные менеджеры берут эти ориентиры для сопоставления с результатами диагностики собственных предприятий.

Если же таких данных нет, или они не сопоставимы, то единственным источником сравнения является значение этого показателя предприятия за прошедший период времени. Наблюдая позитивную (т.е. направленную на улучшение) динамику какого-либо показателя предприятия его менеджмент делает выводы о том, что команда работает успешно. В то же время, негативная динамика заставляет искать слабые места деятельности.

Третий инструментарий финансовой диагностики - это традиционный набор финансовых коэффициентов, И вот здесь наступает самая большая неопределенность. Каждый автор книги по финансовому анализу считает своим долгом предложить собственную классификацию финансовых коэффициентов. Зачастую признаки таких классификаций не очевидны. Следует отметить, что обычно не так уж важно в какой последовательности рассчитывать и анализировать коэффициенты. Важно не упустить какие-либо ключевые показатели и дать им правильную интерпретацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матричные методы

 

Матричные методы стратегического анализа помогают осуществлять анализ ситуации в организации в целом.

  1. Матрица SWOT – анализ внутренней (Strength-сильные, Weakness-слабые стороны) и внешней (Оpportunities-возможности, Threats-угрозы) среды организации. Применяя методSWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью (компетентность, финансы, квалификация, репутация, защищенность, технология, оборудование…), которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями (законодательство, политическое состояние, конкуренты, клиенту, поставщики…). Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации

 

 

 

 

Возможности                  

Угрозы

Сильные стороны

СИВ-сила и возможности

СИУ-сила                                      и угрозы

Слабые стороны

СЛВ-слабость и возможности

СЛУ-слабость и угрозы


 

 

 

 

На каждом из полей (СИВ, СИУ, СЛВ, СЛУ) рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. По полю СИВ разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. По полю СЛВ стратегия строится, чтобы за счет появившихся возможностей преодолеть слабости организации. По полю СИУстратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. По полю СЛУ вырабатывается стратегия, которая позволяет избавиться от слабости, и попытаться предотвратить угрозу. Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

 

Вероятность использования возможностей

Влияние возможности

   

Сильное

Умеренное

Малое

 

Высокая

ВС

ВУ

ВМ

Средняя

СС

СУ

СМ

Низкая

НС

НУ

НМ


 

 Матрица угроз – влияние вероятной реализации угрозы на возможные последствия. Угрозы, попадающие на поля ВР, ВК и СР, требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попадающие на поле ВТ, СК и НР, также должны быть устранены в первостепенном порядке. Угрозы, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.

Составление профиля среды – данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

  • важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
  • влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
  • направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

Далее все три экспертных оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке можно заключить, какие из факторов среды имеют важное значение для организации, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Методы системного анализа позволяют расчленять сложные проблемы на составные части и далее разрабатывать расписания выполнения комплексов работ и мероприятий для разрешения, как составных частей, так и всей проблемы в целом. Деревья мероприятий помогают выбрать наиболее эффективные варианты из множества альтернативных, которые обеспечивают достижение локальных подцелей. Сетевой график позволяет построить оптимальный план реализации мероприятий. С помощью системного анализа мне удалось рассмотреть данную проблему всесторонне. Выявив главную цель и сформулировав основные мероприятия, мне удалось найти наилучшие решения. Таким образом, системный анализ действительно помогает решать разнообразные проблемы на основе системного подхода и представлению объекта исследования в виде системы.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В настоящее время повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансовой и хозяйственной деятельности. для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать все фактры состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Собственники анализируют отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитической обоснованности принимаемых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем  и системного анализа.- СПб.: СПбГУ, 1997.
  2. Спицмандель В.Н. Основы системного анализа: Учебное пособие

СПб.: Изд.дом «Бизнес – пресса», 2000

3.Акундинов  В.М. Системный анализ в экономических исследованиях. –М., 1987

4.Книга Теория систем  и системный анализ В.Н. Волкова, А.А. Денисов, Издательство - Юрайт; 2010год

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/Методика_системного_анали

 

 

 


Информация о работе Метод "Дельфи"