Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
изучить условия и предпосылки для государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность и основные направления государственного регулирования;
рассмотреть альтернативные выбор и характер государственной поддержки.

Содержание

Ведение
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
1.1. Условия и предпосылки государственного вмешательства……………..5-7
1.2. Сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности…………………………………………8-11
2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
2.1. Основные направления государственного регулирования предпринимательства………………………………………………………..12-17
2.2. Альтернативный выбор и характер государственной поддержки…...18-22
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Развитие саморегулирования может рассматриваться как одно из приоритетных направлений оптимизации государственного вмешательства и совершенствования качества регулирования в России. Развитие саморегулирования бизнеса в различных формах, во-первых, расширяет возможности выбора эффективных форм регулирования рынка (позволяет рассматривать саморегулирование как реальную альтернативу государственному регулированию); во-вторых, создает возможности преодоления провалов рынка без использования государства как на добровольной, так и нормативной основе; в-третьих, создает инфраструктуру, позволяющую консультироваться с участниками рынка при выработке регулирующих решений (в отраслях, где количество хозяйствующих субъектов велико, объективно невозможно проводить консультации с отдельными участниками рынка, поскольку консультации со всеми требуют запретительно высоких затрат, а консультации с отдельными представителями отрасли могут не обеспечить репрезентативности - более эффективно консультироваться с объединениями бизнеса).

В этой связи задача развития саморегулирования бизнеса в России может рассматриваться как весьма важная и актуальная. 
В настоящее время в России отсутствуют нормативные или иные положения, препятствующие объединению бизнеса для целей саморегулирования. Это подтверждается тем фактом, что в различных отраслях создаются организации, имеющие все признаки СРО. Таким образом, с точки зрения устранения препятствий на пути развития саморегулирования принятия специального закона "О саморегулируемых организациях" не является необходимым. 
В законопроекте подробно описаны обязанности организации саморегулирования и ее членов, но фактически не прописаны обязанности государства по сокращению государственного регулирования (государственного надзора) в отраслях, в которых на добровольной или делегированной отраслевым законом основе действуют СРО. Велик риск, что в результате применения данного закона (и принятия на его основе отраслевого законодательства) будет возникать ситуация "двойного регулирования" и со стороны государства, и со стороны СРО, что существенно повысит непроизводительные издержки бизнеса.

Предоставление СРО права оспаривать решения органов государственной власти, затрагивающие интересы членов организации, само по себе положительно. Однако непонятно, почему такие права даются только СРО, а не любым объединения бизнеса или вообще любым организациям. Безусловно, необходимо усиление судебного надзора за качеством регулирующих решений, в том путем расширения круга лиц, которые могут подавать иски о признании того или иного нормативного акта недействительным. Но решать эту проблему следует путем внесения поправок в ГПК и другие законы, регулирующие порядок судебного обжалования нормативно-правовых актов. 
Отсутствие реальных прав у СРО в сочетании с жесткими требованиями к структуре управления, наличию специализированных органов, внесения СРО в государственный реестр будет означать исключительно возможности усиления бюрократического контроля за бизнесом.

Внутренние процедуры деятельности организаций саморегулирования как некоммерческих организаций уже прописаны в соответствующем законодательстве. Повтор этих положений в специальном законе создает ненужное дублирование.

 

Заключение

Государственная политика регулирования экономики, развивающихся стран, направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и создание условий для развития предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Государственное регулирование современного предпринимательства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления предпринимательства к изменяющимся условиям. Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Формы и методы государственного регулирования различаются в разных странах и в пределах одной страны в зависимости от состояния экономики. В переходные периоды, как показывает практика, государственное регулирование усиливается, для этого есть объективные причины. Однако к настоящему времени государственное регулирование усиливается, для этого есть объективные причины. Однако к настоящему времени государственное регулирование в России в полной мере еще не сложилось. Есть отдельные законы и постановления Правительства РФ по регулированию некоторых сфер экономики, но утвержденная научно обоснованная стратегическая программа государственного регулирования отсутствует, нет кодекса по государственному регулированию.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Альтернативным направлением государственной поддержки предпринимательской деятельности может стать создание организации саморегулирования предпринимательской деятельности. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина получается следующая. Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций.

 

Список литературы

  1. Архипова А.И., Большакова А.К. Экономика: Учебник для вузов – 3-е изд. – 2005г.
  2. Семёнов В. П. Инфляция: метрика причин и следствий. — 1-е изд. — М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2005г.
  3. Прудников В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности, 2008г.
  4. Пивоваров И.С. Организация международного предпринимательства // Экономика XXI век. – 2006.
  5. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на- Дону, издательство «Феникс», 2005г.
  6. Джобава Н. А. Государственное регулирование малого предпринимательства. СПб: Изд-во СпбГУ, 2007г.
  7. Корчагин А. Д. Значение и роль предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. – 2007г.
  8. Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство. – 2006.

 

-2-

 

 


Информация о работе Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность