Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель исследования — выявить показатели и оценить человечекий потенциал России и ХМАО-Югры.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих исследовательских задач:
- теоретически обосновать различные подходы к определению понятия «человеческий потенциал»;
- выявить методы и оценки человеческого потенциала
Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………….………………………..….5
1.1. Сущность понятия Человеческий потенциал ………..………………..…5
1.2. Структура Человеческого потенциала …….………..………………..….8
1.3 Механизм оценки Человеческого потенциала…………………………13
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ И ХМАЮ-ЮГРЕ………………………………………………….………………..20
2.1. Человеческий потенциал России……….………………………………....20
2.2 Человеческий потенциал ХМАО-Югры ...………………………………..23
ГЛАВА III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РАСЧЕТУ ИНДЕКСА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА……………………………….28
3.1. Дополнительные показатели Человеческого Потенциала……………...28
3.2. Валовое Национальное Счастье……………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..……...31
Список литературы…………………………………………………………..…..33
В таблице представлены критерии отрицательного и положительного человеческого потенциала.
Из этого можно сделать вывод, что существует множество различных структур и компонентов Человеческого потенциала. Но суть одна и та же, что каждый человек играет большую роль, в становлении своего человеческого потенциала. В зависимости от того, какой образ жизни он будет вести, чем будет заниматься так и будет он, влиять на развитие своей жизни, работы и страны в целом. Либо же отрицательно, либо положительно.
1.3. Механизм оценки человеческого потенциала
Для выявления механизма оценки человеческого потенциала, нужно сначала сформировать представление о понятии «Оценка Человеческого Потенциала».
Оценка человеческого потенциала заключается в том, что оценке подвергаются качественные показатели, характеризующие как индивидуальные особенности конкретного человека, так и свойства людей в стране вместе.
Длительное время в качестве обобщающих характеристик использовались главным образом демографические (ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, уровень младенческой смертности) и экономические (валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, индекс потребительских цен) показатели. Однако развитие мирового сообщества показало, что экономический рост не всегда сопровождается позитивными социальными последствиями, проявляющимися в создании благоприятных условий для повышения уровня образования населения, доступности услуг здравоохранения, развития физкультуры и спорта, сокращения риска безработицы и т. д. Поэтому постепенно сформировалась система показателей уровня жизни населения, содержащая демографические и социально-экономические показатели. Они отражали различные важные стороны человеческого развития. Совершенствовалась методика их расчета, были разработаны международные классификации.
В 1978 г., как отмечалось в п. 4.4, ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.
В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала — ИРЧП (англ. The Human Development Index — HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества, и определяется рейтинг каждой страны. [16, c. 12]
Такой интегральный показатель - ИРЧП - разработали в 1990 году два экономиста: пакистанец Махбуб уль-Хак и индиец Амартья Сен. С 1993 года ООН ежегодно публикует отчёт о развитии человеческого потенциала, в котором и приводятся величины ИРЧП для подавляющего большинства стран мира. Важно отметить, что данные в отчёте ООН всегда запаздывают на 2 года: так, в отчёте за 2007 год приведены данные за 2005 год и т.д. [29, c. 464]
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни. [12, c. 103]
Достижения по каждому
элементу выражаются величиной от 0
до 1, которая рассчитывается по следующей
общей формуле:
Индекс по элементу = |
Фактическое значение - Минимальное значение | |
Максимальное значение - Минимальное значение |
После этого рассчитывается
ИРЧП как среднее арифметическое
индексов по элементам:
Xj - фактическое значение показателя, описывающего j-e измерение человеческого развития;
mj и Mj - соответственно, минимальное и максимальное значения показателя, описывающего j-е измерение;
j - весовой коэффициент (весовой
коэффициент средней ожидаемой
продолжительности жизни
Долголетие характеризует способность
прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет
естественный жизненный выбор и одну из
основных универсальных потребностей
человека. Базовый показатель долголетия
– средняя продолжительность предстоящей
жизни при рождении (СППЖР). Этот
показатель, исчисляемый отдельно для
мужского и женского населения, рассчитывается
на основе условного поколения, которое
составляется из совокупности людей различных
возрастов, умерших в данном году. СППЖР
единым числом выражает интенсивность
смертности населения данной страны (региона
и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует
долголетие гипотетического новорожденного,
который проживет всю жизнь в условиях
данной интенсивности смертности. В условиях
совершенствования системы здравоохранения
и повышения качества жизни реальному
новорожденному, появившемуся на свет
в данном году, в среднем удастся прожить
дольше, чем гипотетическому.
Образованность рассматривается
как способность к получению и накоплению
знаний, к общению, обмену информацией.
Характеристиками образованности являются
грамотность взрослого населения и полнота
охвата обучением.
Под грамотностью понимается
способность человека прочитать, понять
и написать короткий простой текст,
касающийся его повседневной жизни. Уровень
грамотности взрослого населения – доля
грамотных в возрасте 15 лет и старше –
служит важнейшим базовым показателем
данного направления человеческого развития.
Уровень грамотности относится к реальному
населению и является показателем состояния
образования, в значительной степени зависящим
от грамотности в течение предыдущих 10-20
лет. Для индустриальных стран с рыночной
экономикой уровень грамотности априори
устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции
повышения образовательного уровня и
необходимость более адекватного отражения
различий между индустриальными странами,
образованность стала оцениваться комбинацией
двух базовых показателей: уровнем грамотности
взрослого населения
и совокупной долей учащихся. Последний показатель
рассчитывается как отношение общего
числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях
обучения (начальной, средней (средней
специальной) высшей, послеуниверситетской)
вне зависимости от их возраста к общей
численности населения в возрасте от 6
до 24 лет. [3, c. 672]
Уровень жизни характеризует
доступ к материальным ресурсам, необходимым
для достойного существования, включая
«ведение здорового образа жизни, обеспечение
территориальной и социальной мобильности,
обмен информацией и участие в жизни общества».
Уровень жизни, в отличие от долголетия
и образованности, только открывает возможности,
имеющиеся у человека, но не определяет
их использование. Иными словами, это средство,
расширяющее возможность выбора, но не
собственно выбор.
Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему.
Идеальный показатель уровня
жизни должен был бы учитывать многочисленные
факторы: личный доход; распределение
доходов между слоями общества; ранее
накопленная собственность; доступ к земельным
ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры
и механизм доступа к общественным фондам
потребления (здравоохранению, образованию,
транспорту, коммунальным услугами и др.),
индивидуальный стиль жизни; размер и
структуру семьи; блага, производимые
в домашнем хозяйстве; природно-климатические
и экологические условия в месте проживания
и т.д.
Большое число факторов, подлежащих
учету, отсутствие регулярно собираемой
информации по одним, сложность и / или
несопоставимость исчисления других –
все это нарушает принцип формирования
интегрального показателя и делает практически
невозможной оценку уровня жизни с помощью
какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки
уровня жизни используется косвенный
базовый показатель – валовой внутренний
продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового
сравнения используется реальной ВВП
на душу населения, рассчитанный в соответствии
с паритетом покупательной способности
(ППС) валюты. Для межрегионального сравнения
субъектов одной страны, в том числе и
Российской Федерации, уровень жизни должен
оцениваться аналогичным макроэкономическим
показателем – реальным валовым региональным
продуктом (ВРП) на душу населения.[ 21, c.
96]
Таким образом, величина
ИРЧП служит критерием разделения стран
на группы с различным уровнем человеческого
развития. Вне зависимости от уровня экономического
развития (будь это индустриальные или
развивающиеся страны) к странам с высоким
уровнем человеческого развития относятся
те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним
уровнем человеческого развития - те, в
которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким
уровнем человеческого развития - те, в
которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования
и разделения стран на группы, вычисление
ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет
оценить соответствие сложившейся ситуации
неким ориентирам, выраженным оптимальными
значениями показателей человеческого
развития, и ее изменение с течением времени.
Сравнение индексов долголетия, образованности
и уровня жизни дает возможность, при прочих
равных условиях, уточнить приоритетность
соответствующих программ человеческого
развития. Индексы измерений человеческого
развития могут быть использованы для
определения желательных масштабов финансирования
программ человеческого развития на национальном
и региональном уровнях.
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ И ХМАЮ-ЮГРЕ.
По официальным данным доклада, который был опубликован в Мехико 14 марта 2013 года, Россия занимает 55 место из 187 стран. Таким образом мы остались в группе с высоким уровнем ИРЧП. [6, c. 265]
1. Показатель индекса
развития человеческого
2. В 2006 году только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,700, в 2007 году - 22 (более четверти всех субъектов Российской Федерации), в 2008 году - 30.
3. Только в трех регионах
Российской Федерации индекс
развития человеческого
Борьба с бедностью.
1. В 2008 году средний размер пособия на детей из бедных семей составил 255,9 рублей в месяц, или 50% от линии бедности - меньше одного доллара в день.
2. В 2009 году к экстремально бедным относилось около 3% населения. По-прежнему самая массовая категория бедных - это население в трудоспособном возрасте, среди которого по рискам бедности лидирует молодежь.
3. Среднероссийский показатель
неравенства (отношение
4. В 2009 году 7% населения
не получали энергии на уровне
нормы, предусмотренной
Образование.
1. В России 47% населения
имеет образование не ниже
среднего профессионального,
2. В России по охвату высшим образованием девушки превосходят юношей почти в 1,5 раза.
3. В России в обычных
классах обучается четверть
4. В настоящее время
доля иностранных студентов в
России составляет менее 2% от
общего числа иностранных
Охрана здоровья, материнства и детства.
1. В России насчитывается около 1 млн. безнадзорных детей, по официальным данным 136 тыс. детей нуждаются в усыновлении.
2. По оценкам ВОЗ показатель
младенческой смертности в
3. Сейчас в России ежегодно
умирают примерно 17-18 тыс. детей
до пяти лет, чуть менее 15
тыс. из них составляют
4. На протяжении 1990-х годов
на одни роды приходилось
5. Россия по уровню
продолжительности жизни
6. 25% смертей от сердечнососудистых заболеваний у мужчин и 15% у женщин, вызванные употреблением алкоголя.
7. Свыше 40% погибших в автомобильных авариях в России - пешеходы, это самый высокий процент в мире.
8. В России по сравнению
со странами Евросоюза в 2,5
раза выше смертность от
9. По данным Минздравсоцразвития, в результате реализации национальных проектов с 2008 по 2011 год снижена общая смертность населения более чем на 9%, в том числе младенческая - на 24%, материнская - на 17%, от сосудистых заболеваний - на 8%, от ДТП - более чем на 26%, от туберкулеза - на 21%, а продолжительность жизни увеличилась на 3 года.
Борьба с ВИЧ/СПИДом и
другими инфекционными
1. По данным ЮНЭЙДС
и ВОЗ число людей, живущих
с ВИЧ/СПИД в Российской
2. Только 34% респондентов
в возрасте 15-24 лет могут правильно
ответить на пять стандартных
вопросов о ВИЧ, которые
Информация о работе Механизм оценки человеческого потенциала