Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 20:35, курсовая работа
Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя в «новый мир», были вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходившие в экономике, вносили дополнительный дезориентирующий фактор. Предприятия, в одночасье оказавшиеся без какой-либо поддержки, столкнулись с необходимостью тотальных и глубинных перемен, целью которых стало само их существование. Чтобы выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
По результатам эскизно-технического проектирования, которое реализует техническое предложение прикладных НИР, необходимо вынести решение о наиболее перспективном варианте представленных на конкурс проектных разработок.
Для того чтобы принять обоснованное решение о перспективности того или иного варианта инвестирования, необходимо заключение по результатам проектирования со стороны специалистов достаточно высокой квалификации. Только при наличии такого заключения можно принять обоснованное решение о том или другом направлении продолжения ОКР. Именно на этом этапе уместно будет использовать консалтинговые услуги.
Затраты на технологическое освоение производства новой продукции значительно превышают расходы на исследования и разработки. Положительное решение об инвестициях на эти цели может быть принято, если оно обосновано маркетинговыми исследованиями рынка и расчетами по коммерциализации новой продукции. В зависимости от принятого решения о масштабности освоения производства новой продукции проектируется соответствующий тип производства, планируется его технологическая подготовка. Каждому типу производства необходим определенный уровень технологического оснащения. Чем выше объемы производства, тем ниже себестоимость выпускаемой продукции, что существенно влияет на ее конкурентоспособность.
В связи с большими объемами предстоящих работ и крупными затратами принято применять программно-целевой метод планирования технологической подготовки и освоения производства новой продукции. В процессе программно-целевого планирования строится «дерево» целей и решений по наиболее существенным промежуточным направлениям работ, связанных с достижением конечной цели. Затем разрабатывается целевая научно-технологическая программа, работы которой имеют строго ориентированный характер.
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:
Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.
Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:
Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и необъятный простор для выбора конкурентных стратегий инновационного характера. Чтобы ориентироваться в этом пространстве решений и удачно вписаться в новую рыночную структуру, необходимо адекватно оценить свое место в ней.
Необходимо четко представлять себе, насколько внутрифирменные научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в обозримом будущем, причем с минимальными затратами. Поэтому первой задачей менеджера является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.
В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским, и используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т. д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой (табл. 1).
Порядок идентификации организации, отнесение ее к тому или иному типу стратегического конкурентного инновационного поведения следующий:
Таблица 1.
№ |
ПАРАМЕТРЫ |
Тип конкурентного поведения (классификация Л. Г. Раменского) | |||
«ВИО ЛЕНТЫ» |
«ПАТИЕНТЫ» |
«ЭКСПЛЕРЕНТЫ» |
«КОММУТАНТЫ» | ||
Тип компании (классификация Фризевинкеля) | |||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» |
«Лисы» |
«Ласточки» |
«Мыши» | ||
1 |
Уровень конкуренции |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Средний |
2 |
Новизна отрасли |
Новые |
Зрелые |
Новые |
Новые, зрелые |
3 |
Какие потребности обслуживает |
Массовые, стандартные |
Массовые, но нестандартные |
Инновационные |
Локальные |
4 |
Профиль производства |
Массовое |
Специализированное |
Экспериментальное |
Универсальное мелкое |
5 |
Размер компании |
Крупные |
Крупные, средние и мелкие |
Средние и мелкие |
Мелкие |
6 |
Устойчивость компании |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
7 |
Расходы на НИОКР |
Высокие |
Средние |
Высокие |
Отсутствуют |
8 |
Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества |
Высокая производительность |
Приспособленность к особому рынку |
Опережение в нововведениях |
Гибкость |
9 |
Динамизм развития |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
10 |
Издержки |
Низкие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
11 |
Качество продукции |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
12 |
Ассортимент |
Средний |
Узкий |
Отсутствует |
Узкий |
13 |
Тип НИОКР |
Улучшающий |
Приспособительный |
Прорывной |
Отсутствует |
14 |
Сбытовая сеть |
Собственная или контролируемая |
Собственная или контролируемая |
Отсутствует |
Отсутствует |
15 |
Реклама |
Массовая |
Специализированная |
Отсутствует |
Отсутствует |
Таблица 2.
№ |
ПАРАМЕТРЫ |
ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ | ||||
1 |
Уровень конкуренции |
высокий |
средний |
низкий | ||
2 |
Новизна отрасли |
новые отрасли |
зрелые отрасли | |||
3 |
Какие потребности обслуживает |
массовые и стандартные |
массовые и нестандартные |
инновационные |
локальные, узкогрупповые | |
4 |
Профиль производства |
массовое |
специализированное |
экспериментальное |
универсальное мелкое | |
5 |
Размер компании |
крупная |
средняя |
мелкая | ||
6 |
Устойчивость компании |
высокая |
низкая | |||
7 |
Расходы на НИОКР |
большие |
средние |
низкие |
отсутствуют | |
8 |
Факторы силы в конкурентной борьбе |
высокая производительность |
приспособленность к особому рынку |
опережение в нововведениях |
гибкость | |
9 |
Динамизм развития |
высокий |
средний |
низкий | ||
10 |
Издержки |
низкие |
средние |
высокие | ||
11 |
Качество продукции |
высокое |
среднее |
низкое | ||
12 |
Ассортимент |
широкий |
средний |
узкий |
отсутствует | |
13 |
Тип НИОКР |
прорывной |
улучшающий |
приспособительный |
отсутствует | |
14 |
Сбытовая сеть |
собственная |
контролируемая |
отсутствует | ||
15 |
Реклама |
массовая |
специализированная |
индивидуальная |