Миссия и стратегия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:17, реферат

Краткое описание

С точки зрения Виханского О.С и Наумова А.И можно выделить широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации . В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Миссия и стратегия организации.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

Основными этапами стратегического  управления являются:

1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.

2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.

3. Определение стратегии достижения целей деятельности.

4. Разработка и реализация стратегии;

5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Стратегии концентрированного роста:

– стратегия усиления позиции уже освоенных продуктов на знакомом рынке (например, за счет маркетинговых усилий);

– стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта; 
– стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке.

Стратегии интегрированного роста:

– стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками); 
– стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибьюторами и торговыми организациями).

Стратегии диверсифицированного роста:

– стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на неизменной производственной базе);

– стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на освоенных рынках);

– стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках).

Стратегии сокращения:

– стратегия ликвидации бизнеса;

– стратегия «сбора урожая» (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в краткосрочной перспективе);

– стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности);

– стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).

 

 

 

    1. Сущность миссии и стратегии по Лапыгину Ю.Н.

 

 

Видение определяет миссию организации – то, что организация  собирается делать и чем она хочет стать, т. е. определяет ее предназначение4.

Узкое понимание миссии есть утверждение относительно того, для  чего и по какой причине существует организация и чем она отличается от других ей подобных. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования.

Добавим, что цель эта  комплексная, включающая и внутренние, и внешние ориентиры. В сопровождающих миссию  тезисах  обычно указывается целевая направленность организации; наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде и технологии его производства; социокультурные ценности, принятые в организации; собственное представление о себе (внутренняя концепция) и впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде (внешний образ).

Что дает формулирование миссии для организации?

1. Возможность субъектам  внешней среды идентифицировать  организацию, а самой организации формировать свой имидж.

2. Заставляет пересмотреть  факторы, лежащие в основе управления, и взглянуть на деятельность организации как бы «с высоты птичьего полета» (получить широкую панораму).

3. Подобно магниту направляет  векторы интересов сотрудников  организации в одну сторону – к цели.

4. Помогает работникам  организации идентифицировать себя  с организацией, что усиливает мотивацию.

5. Устанавливает определенную  социальную культуру в организации.

Наконец, является основой  при формировании целей организации и принятии наиболее важных решений. Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации.

Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего  основное направление деятельности организации, с хорошо проработанным текстом миссии.

Важным входным элементом  является стратегия организации  как набор ключевых решений относительно соответствия ее ресурсов возможностям, ограничениям и требованиям внешнего окружения в контексте истории организации.

В своей работе Лапыгин  Ю.Н. рассматривает типологию стратегий  по мнению различных автров и приводит  типологию стратегий по Томпсону и Стрикленду, по Котлеру, по Треневу, типология И. Ансоффа.

Общая стратегия организации  формируется руководством и решает три основные задачи: отбор основных элементов стратегии; установление роли подразделений в реализации стратегии; определение способов распределения ресурсов.

При анализе стратегии  организации трудно представить, что  можно обнаружить публично предъявленную какую-либо стратегию.

В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.

Подводя итог рассмотрению вопроса о моделировании процесса разработки стратегии управления организацией.

Вначале необходимо  «увидеть»  свою организацию в будущем, причем образ организации, с одной стороны, создается как образ идеальной организации, но с другой – этот образ должен соответствовать именно той организации, для которой разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состояния организации можно достичь желаемого будущего. Этот образ необходимо наполнить содержанием того, что организация желает предложить обществу и самой себе, своим работникам, т. е. раскрыть суть той миссии, которую организация хотела бы выполнять в будущем.

Определение конкретного  результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей организации, для достижения которых разрабатывается стратегия.

Строится своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех организации.

 

 

 

    1. Миссия и стратегия по  Лисичкину В.А. И Лисичкиной М.В.

 

 

По мнению Лисичкина В.А. и Лисичкиной М.В. «Миссия организации - основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии5». Цели  должны  быть  конкретными  и  измеримыми,  ориентированными  во  времени,  достижимыми. Многие авторы сходятся в том, что разработка стратегии компании является творческим и интуитивным процессом, как, впрочем, и выработка видения и миссии компании. При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания  тех людей,  которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует  организация,  миссия  придает  действиям  людей  осмысленность  и  целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский  смысл, тем не менее, обязательно  несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей  именно  ту  организацию,  в  которой  она  была  выработана.  Далее  рассмотрим о миссии в узком понимании. Иногда компании ошибочно определяют миссию, формулируя ее в терминах прибыли. Однако прибыль — это, скорее, результат того, что делает компания. То, что мы собираемся иметь прибыль, не говорит ничего о том, в какой сфере будет эта прибыль получена. Миссии  компаний,  ориентированные  только  на  получение  прибыли,  не  дают  возможности отличить одно предприятие от другого.

Считается,  что  близкая  к  идеалу  формулировка  миссии  должна  включать  следующие шесть моментов:

-  провозглашение ценностей и убеждений;

- продукты,  которые организация будет производить,  или потребности,  которые она собирается удовлетворять;

-  рынок, на котором организация позиционируется;

-  способы выхода на свой рынок;

-  ключевые технологии, которые будут использоваться;

-  стратегические принципы развития и/или финансирования.

Стратегия организации —  это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения6.  Она большей частью  формулируется и разрабатывается на  уровне  топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Разработать стратегию организации значит определить общие направления развития для достижения  долговременных  конкурентных  преимуществ  и  других  корпоративных  целей.

Обычно стратегия планируется  на длительный период и разбивается  на долго-, средне- и краткосрочные  периоды процесса реализации. Стратегия не просто сосредоточена на определенном будущем периоде, она определяет конкретные направления действий фирмы.

Именно  стратегия  устанавливает  направление  деятельности  организации:  рост,  стабилизацию, сокращение или комбинацию вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для  направления  финансовых  и  трудовых  ресурсов,  определение  типа  конкурентного преимущества.  Стратегия  включает  в  себя  детальный  всесторонний  комплексный  план, направленный на  осуществление миссии и  достижение целей  организации  с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана — обеспечение нововведений и изменений в организации в соответствии с переменами в окружающей среде.

Реальная  стратегия  организации  состоит не  только из направленных (запланированных)  действий, но и из реакции на непредвиденные  обстоятельства. Следовательно, стратегию  необходимо  рассматривать  как  симбиоз  запланированных  действий  и  адаптивной  реакции  на  возникшую  ситуацию. Современные  темпы  изменений  во  внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков настолько велики, что планирование стратегии возможно лишь единственным способом — на основе комплексного  прогнозирования  будущих  проблем и  возможностей. Она является  основой создания плана развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней среде.

При  выборе  стратегии  можно  добиться  большей  определенности;  организация  сможет предвидеть события  во внешней среде и быстрее  на них реагировать. Практика стратегического менеджмента показывает, что именно те организации, которые давно действуют на базе стратегий, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов. Успех  организации  обеспечивается  хорошо  продуманной стратегией  и высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий — вот, что необходимо  для  достижения  намеченных  результатов. Можно  разработать  сильную  стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить посредственную стратегию. В обоих случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху — блестяще выполненная хорошая стратегия.

В отечественной и зарубежной литературе существует большое количество описаний различных стратегий. 

В  принципе  стратегия  для  каждой  компании  достаточно  специфична,  а  часто  и уникальна. 

В зависимости от уровней  стратегических решений различают  три вида стратегий: корпоративная; деловая и функциональная.

Корпоративная, или портфельная, стратегия — это стратегия, которая характеризует  общее  направление  роста  предприятия,  развития  его  производственно-сбытовой деятельности. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая  стратегия предприятия. Одна из целей корпоративной  стратегии —  выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции. Корпоративная стратегия включает:

1) распределение ресурсов  между хозяйственными  подразделениями на  основе портфельного анализа;

2) решения о диверсификации  производства  с целью снижения  хозяйственного риска и получения эффекта синергии; 

3) изменение структуры предприятия;

4) решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные интеграционные структуры.

На  уровне  хозяйственного  подразделения  разрабатывается  деловая  стратегия (бизнес-стратегия), направленная на  обеспечение долгосрочных  конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой. 

Информация о работе Миссия и стратегия организации