Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 07:04, доклад
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр. Рассмотрим пять практических моделей, которые описывают зависимость стиля руководства от ситуации.
Многомерные стили управления
В современных условиях
успех дела предопределяется
не только личностью
Автор: Bлaдимиp Рафаилович Becнин, доктор экономических наук, профессор, Всероссийская государственная налоговая академия.
Под стилем руководства (управления) можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и проч.
Стиль, при котором руководитель
ориентируется на решение поставленной
перед ним задачи (распределяет задания
среди подчиненных, планирует, составляет
графики работ, разрабатывает подходы
к их выполнению, обеспечивает всем
необходимым и т.п.), получил название
инструментального, или ориентированного
на задачу, а стиль, когда руководитель
создает благоприятный
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогичного авторитарному, состоят в быстроте принятия решений и действий, единстве целей и строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, подчиненности, порождает их пассивность и в конечном счете ведет к снижению эффективности работы.
Руководитель здесь
в основном информирует
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
Модель 1
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.
Когда задачи четко сформулированы,
должностные полномочия руководителя
значительны, а его отношения
с подчиненными благоприятны, так
что на последних легко
В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.
Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Модель 2
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации,
предпочтений и личных качеств исполнителей,
степени их уверенности в своих
силах и возможности
Если у сотрудников
большая потребность в
Когда сотрудники стремятся
к автономии и
Там, где подчиненные стремятся
к высоким результатам и
Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
Модель 3
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
Суть самого простого из них
заключается в указаниях
Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Когда сотрудники могут, но не
хотят отвечать за решение поставленных
задач, несмотря на наличие для этого
всех условий и обладание
При высокой степени зрелости,
когда люди хотят и могут нести
ответственность, работать самостоятельно
без помощи и указаний руководителя,
рекомендуется делегировать полномочия
и создавать условия для
Модель 4
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:
A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
B. Руководитель излагает
проблему подчиненным,
Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
уровень требований, предъявляемых к решению;
четкость и
степень причастности подчиненных
к делам организации и
вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
заинтересованность
степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Модель 5
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.
По этой классификации
лицам с низким уровнем самоутверждения
свойственны молчаливость, мягкость,
стремление избежать риска, застенчивость,
спокойствие, сдержанность, медлительность,
поиск поддержки у окружающих.
Лица с высоким уровнем
Комбинация высокой готовности
к взаимодействию и высокого уровня
самоутверждения выражается в экспрессивном
стиле поведения сотрудников, которому
свойственны: возбудимость, неуравновешенность,
спонтанность в решениях и поступках,
быстрота, напористость, склонность к
манипулированию другими и
Комбинация низкой готовности
к взаимодействию и высокого уровня
самоутверждения порождает
Соединение низкой готовности к взаимодействию и низкого уровня самоутверждения дает аналитический стиль поведения, характеризующийся осторожностью, уходом от контактов, уважением формальных статусов, предписаний, стремлением к детализации, склонностью к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, позволяющими реализовать себя. Обладатели его неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, упорны, систематичны, хорошо решают проблемы, но при этом мелочны, негибки, пытаются показать всем свою «праведность».
Результатом соединения высокой
готовности к взаимодействию и низкого
уровня самоутверждения является дружелюбный
стиль поведения с его
П. Ханзейкер и Э. Алессандра считают, что обладателям экспрессивного стиля поведения не следует мешать высказывать идеи, а по возможности их надо поддерживать и совместно развивать, не убеждать, не критиковать, не разбивать аргументы. При постановке задания оговаривать и фиксировать детали предстоящей работы, а ее итоги и результаты тщательно контролировать.
Носителям делового стиля
необходимо ставить вопросы, позволяющие
им раскрыться самим, поддерживать с
ними преимущественно деловые
При руководстве лицами аналитического
стиля поведения следует
Наконец, по отношению к
лицам, которым присущ дружелюбный
стиль поведения, рекомендуется
поддерживать их чувства и эмоции,
находить привлекательные черты
личности, разбираться в их мечтах,
интересах и целях, оперировать
не фактами, а их личными мнениями,
чувствами, предупреждать будущие
неудовлетворенность и