Многонациональные компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

Для современного уровня развития всемирного хозяйства характерна интернационализация экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В конце 90-хгодов в мире действовало более 42 тыс. многонациональных предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений в большинстве странах мира.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………3
Формы многонациональных компаний………………….……………..6
Финансово-промышленные группы США……………………………..8
Финансово-промышленные группы Германии……….………………10
Финансово-промышленные группы Японии………………………….13
Финансово-промышленные группы Южной Кореи………………….14
Финансово-промышленные группы России………………………..…15
Заключение………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Международный менеджмент - реферат.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Российский  Государственный Социальный Университет

Факультет социального  управления

Реферат на тему: «Многонациональные компании»

Выполнил: МОТ-З-5

Шукалович Е.М.

Москва 2012

Оглавление:

Введение…………………………………………….……………………3

Формы многонациональных компаний………………….……………..6

Финансово-промышленные группы США……………………………..8

Финансово-промышленные группы Германии……….………………10

Финансово-промышленные группы Японии………………………….13

Финансово-промышленные группы Южной Кореи………………….14

Финансово-промышленные группы России………………………..…15

Заключение………………………………………………………………16

Введение

Для современного уровня развития всемирного хозяйства характерна интернационализация экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В конце 90-хгодов в мире действовало более 42 тыс. многонациональных предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений в большинстве странах мира.

Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпорации (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями».

Несколько другое определение, основывающееся на характеристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».

Наконец, согласно Петеру Друкеру, исповедующему бихевиористический подход, базирующаяся в США компания может быть названа многонациональной, если «ее штаб-квартира расположена в США, но ее организация, производственная деятельность, устремления не ограничиваются пределами США… высшее руководство корпорации не замыкается на каком-то одном регионе... управленческий персонал мыслит и действует исходя из требований международного бизнеса, не ограничивая свою деятельность национальными рамками, в том числе патриотическим чувством».

Справедливым будет  следующее обобщающее определение: многонациональные  компании – это компании, которые осуществляют международный бизнес, размещая свои подразделения в различных странах мира с целью наилучшего обслуживания рынков, повышения эффективности и конкурентоспособности и эффективного доступа к ресурсам и факторам производства, снижения рисков.

 Снижение затрат достигается по мере расширения производства («эффект масштаба»), накопления опыта и выгодного размещения. Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.

МНК через свои зарубежные предприятия получает возможность доступа к дополнительным (возможно — более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам зарубежных стран.

Снижение рисков достигается  путем страновой (региональной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.

Наряду с термином «многонациональный» в научной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий, например, «транснациональные» «глобальные», «международные». Термин «транснациональная корпорация (ТНК)» в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, ведущим бизнес более чем в одной стране. В последнее время ряд ученых стали использовать его в отношении компаний, реализующих соответствующие стратегии, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокочувствительных к разнонациональной внешней среде). Следует также уточнить, что ранее термин «транснациональная компания» иногда использовался в отношении фирмы, образовавшейсяся в результате слияния двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны. Примером таких фирм являются англо-голландская компания Royal Dutch/Shell, шведско-швейцарская компанию ABB.

Итак, термин “МНК” можно  считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.

Основные принципы организации  МНК следующие:

•  корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

 • ориентация на  достижение единых для компаний  МНК стратегических целей и решение  общих  стратегических задач;

  • наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра  контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компаний;

   • бессрочный  характер существования МНК.

        МНК оказывают влияние на экономический рост, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогресса, на рост эффективности производства. Велика также роль МНК с точки зрения совершенствования форм менеджмента и организационных структур, систем контроля и управления маркетинговым, производственно-технологическим и кадровым потенциалом предприятия.

Многонациональная природа  современного бизнеса - свершившийся и, по-видимому, необратимый процесс. Корпоративная интернационализация имеет много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких, как машины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут производиться за пределами страны окончательной сборки этих товаров.

Другим примером корпоративной  интернационализации является приобретение контрольного пакета акций или полное поглощение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной интернационализации является продажа акций и ценных бумаг на

Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес сосредоточивается в трех основных направлениях:

1) поиск и освоение  новых рынков;

2) поиск и использование  эффективных ресурсов;

3) использование возможностей, открывающихся для бизнеса в  рамках данной страновой и/или межстрановой правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые опосредуют этот целевой список:

  • уровень экономического развития отдельных стран;
  • культурное сходство (различие) страны базирования и стран пребывания;
  • природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);
  • характеристики страновой демографии (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).

Формы многонациональных  компаний

Все крупнейшие современные  МНК представляют из себя международные финансово-промышленные объединения, включающие в свою структуру головную компанию финансовой либо производственной ориентации и многочисленные связанные с ней системой корпоративного (акционерного) участия дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), работающие в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т. д., расположенные как в основной стране базирования МНК, так и за границей. Такую форму интегрированной корпоративной структуры называют финансово-промышленной группой (ФПГ).

Структура и характер деятельности интегрированных объединений  в различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия. Эти отличия обусловлены  конкретными историческими обстоятельствами формирования ФПГ в той или  иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности — антимонопольным законодательством), степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления.

В табл. 1 сведены основные характеристики ФПГ различных стран, акцент сделан на формы привлечения  капитала, механизм корпоративного управления и преобладающий тип интеграции предприятий, входящих в ФПГ. Ниже мы более подробно рассмотрим особенности  этих финансово-промышленных групп. 

 

Таблица 1. Основные характеристики финансово-промышленных групп в  международном бизнесе

Страна 

Источник капитала 

Механизм трансформации капитала  

Тип акционерной структуры 

Ядро ФПГ 

Тип головной холдинговой компании 

США 

Независимые частные инвесторы 

Фондовый рынок 

Иерархия 

Банк 

Банковская ХК 

Промышленная корпорация 

Смешанная либо чистая ХК  

Германия 

Независимые частные инвесторы 

Банковская система 

Иерархия c элементами перекрестного  участия  

Банк 

Банк 

Промышленная корпорация 

Смешанная либо чистая ХК  

Япония 

Государство 

Банковская система 

Этархия 

Банк 

Отсутствует 

Южная Корея 

Семейный капитал 

Прямые инвестиции 

Иерархия 

Торгово-промышленная компания  

Смешанная ХК 

Россия 

Государство 

Ваучерная приватизация, инвестиционные конкурсы 

Иерархия 

Промышленное либо торговое предприятие 

Смешанная ХК 

Залоговые аукционы 

Иерархия 

Банк 

Чистая ХК 


 

Финансово-промышленные группы США

В США финансово-промышленные группы формировались в условиях развитой рыночной системы, сформировавшегося рынка капитала, широкого доступа как крупных инвесторов, так и мелких вкладчиков к фондовым инструментам. Высокий уровень и темпы развития промышленности и сложившаяся конкурентная рыночная среда позволили корпорациям эффективно наращивать капитал за счет эмиссии акций. Банки же при этом играли вспомогательную роль, выступая в роли финансово-расчетных агентов и не принимая участия в управлении корпорациями. Этому немало способствовало антимонопольное законодательство США, которое первоначально препятствовало сращиванию банковского капитала с промышленным. Начиная с 1960-х-1970-х гг. в США происходит постепенное смягчение ограничений, накладываемых на роль банков при формировании ФПГ. В результате, сформировавшиеся к настоящему времени несколько сотен крупнейших МНК являются основой американской экономики, причем на долю 100 ведущих приходится от 50 до 60\% ВНП. В США сложилось два основных типа МНК в форме финансово-промышленных групп: МНК, сформированные вокруг промышленной корпорации, и МНК, сформированные вокруг банка. Корпорация Еххоп в течение всего XX века являлась бесспорным лидером мировой нефтяной индустрии. Еххоп представляет из себя МНК в форме обширной финансово-промышленной группы, предприятия которой расположены в США и еще более чем в 80 странах. Предприятия группы выстроены в иерархическую пирамиду с головной холдинговой компанией МНК в Нью-Йорке. Корпорация Еххоп является вертикально интегрированной структурой, основные предприятия группы специализированы на различных стадиях цикла нефте- и газопереработки: разведка и добыча сырой нефти и натурального газа, международные перевозки нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводов и танкерного флота, переработка сырой нефти и природного газа, оптово-розничная продажа продуктов нефтепереработки (различные виды топлива и масел). В то же время, одновременно с основным направлением корпорация владеет нефтехимическими предприятиями в США, Канаде и Европе, производящими полимеры и пластмассы, растворители, резины, смазки, сельскохозяйственные удобрения. Также в структуру МНК входит несколько энергетических предприятий других подотраслей, занимающихся добычей и переработкой угля, урана, горючих сланцев. 

Еххоп Corporation является преемником компании Standard Oil Company of New Jersey, входящей в трест Джона Д. Рокфеллера и расформированной в 1911 г. по решению суда на основании антитрестовского законодательства. Название «Еххоп» было введено в оборот в 1972 г. Под давлением нарастающей конкуренции со стороны международных гигантов — англо-голландской компании Royal Dutch Shell и англо-американской British Petroleum Amoco — произошло слияние Еххоп с другой крупнейшей американской нефтяной МНК — Mobil, которая также является одним из «наследников» бывшей империи Рокфеллера.

Информация о работе Многонациональные компании