Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории управления. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ управления. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
Введение 3
1. Модель управления 4
1.1 Понятие модели управления 4
1.2 Классификация моделей управления 6
2. Эволюция управленческой мысли 8
3. Разнообразие моделей и школ управления 11
3.1 Классическая школа управления 11
3.2 Школа человеческих отношений 13
3.3 Наука управления 14
3.4 Американская модель управления 17
3.5 Японская модель управления 19
Заключение 21
Библиографический список 22
Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей.
В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.
До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. [4]
В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тойота» предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.
Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
Итак, подготовка современных управленцев-профессионалов невозможна без знания истории развития управления. Управление развивалась на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование управления оказали: школа научного управления, классическая школа, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления, а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного управления крайне актуально.
Не стоит забывать, что нет совершенных и универсальных подходов, для решения управленческих задач, существуют управленческие школы, модели, анализируя которые – можно использовать известные подходы, комбинировать их, и даже создавать что-то новое, ведь управление – это творчество. Наука – развивается, появляются новые проблемы, задачи и как следствие – нужны новые способы их решения.