- Особенности реформирования
и проблемы макроэкономическрго равновесия
в Республике Беларусь
Государственное
прогнозирование социально-экономического
развития Республики Беларусь на долгосрочную
перспективу определяет социально-экономическую
и научно-техническую политику государства
на перспективу и включает разработку
Национальной стратегии устойчивого экономического
развития.
Переход
страны к устойчивому развитию во многом
определяется ее ролью и местом в мировом
сообществе, имеющимися национальными
ресурсами, созданным социально-экономическим
потенциалом и возможностями его наращивания.
Национальное богатство Республики Беларусь
представлено совокупностью накопленных
материальных благ, созданных трудом людей,
которыми в настоящее время располагает
общество, а также человеческим и природным
капиталами. По имеющимся оценкам, доля
человеческого капитала в национальном
богатстве Беларуси составляет более
55%, что выше, чем в других странах СНГ.
Республика Беларусь обладает
совокупностью благоприятных факторов
и условий, которые способствуют ее переходу
к устойчивому развитию. Это, прежде всего:
· выгодное экономико-географическое
и геополитическое положение;
· развитая система транспортных
коммуникаций и производственной инфраструктуры
в целом;
· значительные земельные, водные
и лесные ресурсы, наличие ряда важных
полезных ископаемых (калийные и каменные
соли, сырье для производства строительных
материалов и др.);
· высокий общеобразовательный
уровень населения и сложившаяся система
подготовки квалифицированных кадров;
· значительный научно-технический
потенциал;
· многоотраслевой промышленный
комплекс;
· достаточно мощная строительная
база;
· комплексность развития внутриреспубликанских
регионов;
· многовекторные внешнеэкономические
связи, способствующие расширению внешних
рынков.
Белорусская
модель социально-экономического развития
- это, прежде всего, высокоэффективная
экономика с развитым предпринимательством
и рыночной инфраструктурой, действенным
государственным регулированием, заинтересовывающим
предпринимателей в расширении и совершенствовании
производства, а наемных работников - в
высокопроизводительном труде. Она гарантирует,
во-первых, высокий уровень благосостояния
добросовестно работающим членам общества,
достойное социальное обеспечение для
нетрудоспособных, престарелых и инвалидов,
базируется на принципах конституционных
гарантий прав и свобод граждан, свободы
предпринимательства и добросовестной
конкуренции, выбора профессии и места
работы, равенства форм собственности,
гарантии ее неприкосновенности и использования
в интересах личности и общества, обеспечения
взаимоувязки благосостояния работника
и результатов его труда. Во-вторых, - это
здоровая экологическая среда, характеризующаяся
рациональным использованием природных
ресурсов и сохранением природы не только
для нынешних, но и будущих поколений.
В последние годы активно развивается
инвестиционная деятельность, обусловленная
улучшением макроэкономических и институционально-правовых
условий, основные из которых – рост валового
внутреннего продукта, снижение уровня
инфляции и девальвации, уменьшение процентных
ставок на кредитные ресурсы. В конце 2007-2008
годах в Республике Беларусь принят ряд
далеко идущих правовых актов, направленных
на радикальную либерализацию экономики
и повышение инвестиционной привлекательности
страны. Кроме того, позитивное воздействие
на рост капитальных вложений обеспечило
принятие Инвестиционного кодекса и Национальной
программы привлечения инвестиций в экономику
страны.
Устойчивое развитие страны
рассматривается как элемент устойчивого
развития мирового сообщества, а национальные
цели - как реализация общих целей и задач,
принципов и направлений развития, изложенных
в "Повестке дня на XXI век", "Декларации
тысячелетия", Йоханнесбургской декларации
по устойчивому развитию и других документах
ООН, в конкретных условиях Беларуси.
«Стратегическая цель устойчивого
развития Республики Беларусь определена
как динамичное повышение уровня благосостояния,
обогащения культуры, нравственности
народа на основе интеллектуально-инновационного
развития экономической, социальной и
духовной сфер, сохранения окружающей
среды для нынешних и будущих поколений.
Основными факторами устойчивого
развития должны стать: человеческий,
научно-производственный и инновационный
потенциалы, природные ресурсы и выгодное
географическое положение страны, а главными
приоритетами - "высокий интеллект -
инновации - благосостояние".
Важнейшими задачами обеспечения
устойчивого развития Беларуси являются
переход на инновационный путь развития,
реализация общесистемных преобразований
экономики и общества, построение высокоэффективной
социально ориентированной рыночной экономики,
снижение негативного воздействия производственной
деятельности на окружающую среду и улучшение
ее качественного состояния.
Основополагающие
принципы перехода к устойчивому развитию:
· человек - цель прогресса,
уровень человеческого развития - мера
зрелости общества и государства;
· повышение уровня благосостояния
нации, преодоление бедности, изменение
структур потребления;
· приоритетное развитие систем
здравоохранения, образования, науки,
культуры - важнейших сфер духовной жизни
общества, факторов долгосрочного роста
производительной, творческой активности
народа, эволюции народного хозяйства;
· улучшение демографической
ситуации, содействие устойчивому развитию
поселений;
· переход на природоохранный,
ресурсосберегающий, инновационный тип
развития экономики;
· усиление взаимосвязи экономики
и экологии, формирование экологоориентированной
экономической системы, развитие ее в
пределах хозяйственной емкости экосистем;
· рациональное природопользование,
предполагающее нерасточительное расходование
возобновимых и максимально возможное
уменьшение потребления невозобновимых
ресурсов, расширение использования вторичных
ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
· развитие международного
сотрудничества и социального партнерства
в целях сохранения, защиты и восстановления
экосистем;
· экологизация мировоззрения
человека, систем образования, воспитания,
морали с учетом новых цивилизационных
ценностей;
· ведущая роль государства
в осуществлении целей и задач устойчивого
развития, совершенствование систем управления,
политических механизмов принятия и реализации
решений;
· повышение скоординированности
и эффективности деятельности государства,
частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат
идейными ориентирами, методологическим
каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов».
Для перехода к устойчивому
развитию необходим длительный период,
включающий несколько этапов социально-экономического
развития.
В 2009 году Республика Беларусь
оказалась в самом начале глубокого финансового
и структурного кризиса. Глобальный кризис,
рецессия мировой экономики, стремительное
сокращение экономического потенциала,
глубокий кризис доверия, неопределенность,
«замораживание» кредитного рынка, банкротство
миллионов финансовых структур и предприятий
– мир вступил в период опасной институциональной
турбулентности. С высокой степенью вероятности
можно сказать, что в 2009г. экономика Беларуси
также сократит ВВП на 3 - 5%. В кризисе основные
торговые и экономические партнеры нашей
страны. Исключительно благоприятная
внешняя конъюнктура на основные товары
белорусского экспорта сменилась резким
падением цен на нефтепродукты, калийные
удобрения, металлы и химические товары.
Мы наблюдаем обрушение спроса на продукты
белорусского машиностроения и автомобилестроения.
Россия, главный экономический партнер
Беларуси, испытывает серьезные проблемы,
следовательно, в 2009 году условия получения
Беларусью газа и нефти будут не такими
благоприятными, как в предыдущие годы.
В результате все те факторы, которые в
последние 10 лет обеспечивали Беларуси
стабильный экономический рост, в 2009 год
играют против нас. Страна может недополучить
более $10 млрд. валютной выручки. Резко
осложнились условия возврата почти $
8 миллиардов краткосрочного, номинированного
в твердой валюте долга предприятий и
банков. Быстро растет государственный
долг страны.
При росте ВВП в 2008 на 10%, внутренний
долг реального сектор перед банками вырос
на 55%. Чрезвычайно высокая инфляция (в
2008 она составила 13,3%) препятствует макроэкономической
стабилизации и создает угрозу для устойчивости
финансовой системы. Несмотря на то, что
в 2008 объем промышленного производства
в Беларуси вырос на 10,8%, в декабре 2008 по
сравнению с августом сократился на 22%.
В 2008 г. сальдо внешней торговли товарами
по сравнению с 2007 годом увеличилось на
44,7% и сложилось отрицательным в размере
$6,2 млрд. Это более 10% ВВП. Отрицательное
сальдо в торговле с Россией составило
$12,96 млрд. и увеличилось по сравнению с
2007 годом на 55%. Не менее тревожной складывается
ситуация по платежному балансу. В такой
ситуации риски девальвации резко увеличиваются.
Несмотря на то, что в 2008г. в
целом валютная выручка увеличилась на
37,6% (до $37,86 млрд.), в декабре по сравнению
с июлем она сократилась на 33% и составила
$2,69 млрд., в ноябре она была $2,14 млрд. при
июльском пике в $4,02 млрд. Чистый спрос
населения на наличную инвалюту в 2008 году
приблизился к половине миллиарда долларов.
Продолжается отток рублевых вкладов.
Беларусь столкнулась с острым дефицитом
внутренних и иностранных инвестиций,
увеличилось напряжение на рынке труда.
Национальный банк и Совет Министров путем
шоковой девальвации крайне неудачно
адаптировал экономику страны к новой
курсовой политике и состоянию валютного
рынка. Были потрачены золотовалютные
резервы страны, но не обеспечена стабилизация
национальной валюты. Золотовалютные
резервы (ЗВР) Беларуси на 01.01.09 составили
$2865млн. (на 1.12.08 - $3775 млн.), за последние
пять месяцев 2008г. произошло их сокращение
$1759,2 млн. После получения первой транши
кредита МВФ за первые три недели января
2009г., ЗВР страны сократились еще на $900
млн. При этом власти сохраняют большое
количество ограничений на покупку валюты
юр. лицам и в расчетах по импорту.
О накоплении проблем свидетельствует
также существенный рост складских запасов.
На 01.01.09 они составили Br4,96 трлн. или 61,1%
к среднемесячному объему производства
против 53% на 1 января 2009 года. Резко выросли
непроданные запасы в машиностроении
и металлообработке. Количество грузовых
автомобилей на складах выросло в 3,9 раза,
автобусов - в 1,5 раза, тракторов - на 3,6%.
По мнению главного редактора
журнала «Директор» Александра Николаевича
Ковтуненко: «...В условиях финансово-экономического
кризиса многие специалисты, отмечают,
что выход из сложившейся ситуации лежит
в плоскости повышения производительности
труда, снижения затрат и создания инноваций.
Сегодня также, чтобы преодолеть кризис,
нужны финансовые средства для модернизации
производственных мощностей и обновления
производственных программ, и тем более,
для изменения структуры экономики... Вместе
с тем высвобождение излишней численности
работающих на промышленных предприятиях
снизит издержки и при прочих равных условиях
повысит конкурентоспособность и позволит
аккумулировать средства для модернизации
производства. Определенную помощь в этом
должно оказать и государство: уменьшая
налоги, предоставляя кредиты и компенсируя
часть затрат на их оплату... Развитие малого
предпринимательства объективно снизит
потребность в перераспределительных
процессах на уровне государства с целью
социальной защиты граждан. Важным условием
инновационного развития экономики является
и концентрация на наиболее перспективных
направлениях интеллектуального и материального
потенциала внутри республики.
Вдумчивый системный подход к организации
экономики в условиях мирового финансово-экономического
кризиса с опорой на инициативу активной
части населения несомненно приведет
к желаемым результатам...» (8)
Для сравнения данных текущего
года с предыдущим, в Приложении 2 дается
информация по данным Министерства статистики
и анализа состояния белорусской экономики
на период с 2007 по 2008 год. (10)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики
проблема макроэкономического равновесия
имеет принципиальное значение и до сих
пор остается актуальной для всего мирового
хозяйства. В этой ситуации становится
актуальным пересмотр существующих представлений
о макроэкономическом равновесии, об особенностях
его установления, а также о целях и инструментах
экономической политики, применимых к
открытым экономическим системам.
Макроэкономическое равновесие
это состояние экономической системы
с точки зрения соблюдения интересов всех
субъектов экономических отношений, необходимое
условие обеспечения непрерывного процесса
воспроизводства в общественном масштабе.
Достижение макроэкономического равновесия
возможно в том случае, когда устанавливается
пропорциональность и сбалансированность
между взаимосвязанными экономическими
процессами (использование ограниченных
производственных ресурсов для создания
товаров и услуг пропорционально их распределению
между различными членами общества). Макроэкономическое
равновесие — это ключевая проблема экономической
теории и экономической политики любого
государства.
До Дж.Кейнса в экономической
теории общее экономическое равновесие
как самостоятельная макроэкономическая
проблема не рассматривалось. Поэтому
классическая модель общего экономического
равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое
синтезированное изложение взглядов экономистов
классической школы с использованием
современного терминологического аппарата.
Формирование условий общего
экономического равновесия в классической
модели происходит по принципу саморегулирования,
без вмешательства государства, что обеспечивается
тремя встроенными стабилизаторами: гибкими
ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты
и гибкой ставкой процента. При этом денежный
и реальный сектор независимы друг от
друга.
Кейнсианская модель общего
экономического равновесия построена
на принципах, отличных от постулатов
классической школы. В кейнсианской модели
отсутствует гибкость цен, так как, во-первых,
в коротком периоде экономические субъекты
подвержены денежным иллюзиям, кроме того,
в экономике в силу институциональных
факторов (долгосрочные контракты, монополизация
и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная
жесткость номинальной зарплаты. Однако
основная особенность кейнсианской модели
заключается в том, что реальный и денежный
сектор экономики оказываются взаимосвязанными.