Модель взаимодействия человека и организационного окружения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть особенности взаимодействия человека и организации.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть проблему установления взаимодействия человека и организационного окружения;
Раскрыть личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения;
Исследовать модель взаимодействия человека и организационного окружения;

Содержание

Введение 3
1. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 5
2. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения 11
3. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы взаимодействия человека и организации.docx

— 111.80 Кб (Скачать файл)

При первом подходе человек подбирается  для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации.

При втором подходе работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше  всего соответствовала его возможностям и его, претензиям на определенное место  в организации.

Первый подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента.

Второй подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского  типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента если и не полностью второго подхода, то ряда его идей и элементов практического осуществления.

2. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения

 

Все люди различны, и это делает человека человеком, а не машиной, существенно расширяя потенциал и возможности организации, но одновременно порождая трудности  в управлении ею.

Создавая  роли, организация стремится к  стандартизации и унификации. Но поведение  большинства людей с трудом вписывается  в стандартизированные рамки. Для того чтобы снимать противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что определяет поведение человека, т.е. как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем определяются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что является само собой разумеющимся.

Тремя основополагающими  личностными началами поведения  человека являются восприятие, критериальная  основа и мотивация. Рассмотрим более  подробно сущность восприятия, критериальную  основу поведения человека, а также  характеристики индивидуальности человека.[10, c. 132]

1. Восприятие  человеком окружения. Оно может быть определено в самом общем виде как процесс получения информации и ее обработки. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный «порядок», а на выходе — систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. выступающая исходным материалом для поведения человека.

Несмотря  на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно, оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый имеет собственную информацию о  них, которая может существенно  различаться у разных людей.

Восприятие  человеком организационного окружения  складывается из двух процессов: отбор  информации и ее систематизация. При  этом каждый из них осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что  он носит селективный характер. Используя  доступные каналы получения информации, человек получает зрительную, звуковую, осязательную информацию, ощущает запах  и вкус. Однако он воспринимает не всю  поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки  и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное  значение. При этом на отбор влияние  оказывают не только физические возможности  органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п. То есть информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор  позволяет отбросить неважную или  ненужную информацию. Например, не слышать  разговор людей, стоящих рядом, в  том случае, если он нас не интересует. В тоже время отбор может привести к потере важной информации, к существенному  искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, уменьшая психологические  нагрузки, давая «отдохнуть» органам  чувств, отбор информации в то же время делает абсолютно невозможным  полное восприятие человеком наблюдаемой  действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми.

Систематизация  информации предполагает ее обработку с целью приведения к определенному виду и интерпретацию. При обработке информация располагается в определенном порядке, ей придаются завершенные формы, что наполняет ее определенным смыслом и значением, чтобы человек мог распознать и воспринимать ее. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

Можно выделить три общих правила обработки  информации, позволяющих свести ее до образов:[8, c.164]

• установление соотношения фигуры и фона;

• завершение образов;

• установление сходства и приблизительности. Существует большое разнообразие факторов, влияющих на

восприятие  человека.

Внутренние факторы:

• быстрее  воспринимаются знакомые сигналы, чем  незнакомые;

• быстрее  воспринимаются сигналы, по отношению  к которым у человека есть сильное  чувство как позитивного, так  и негативного характера;

• люди по-разному  могут воспринимать сигнал в зависимости  от того, что предшествовало восприятию, и какое состояние (потребности  и ожидания) было в это время.

Внешние факторы:

• интенсивность  передаваемого сигнала (светлое  и громкое воспринимается быстрее);

• подвижность  сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные);

• размер (большие  объекты воспринимаются проще, чем  маленькие);

• состояние  окружения, в котором находится  человек (формы, звуки и т.п.).

Восприятие  зачастую может быть ошибочным. Существуют некоторые способы восприятия, которые  затрудняют, создают барьеры и  приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.

Стереотипизация достаточно широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и оригинального явления к определенному представлению о нем она помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Стереотипизированное восприятие явления, как правило, приводит к ошибочным выводам, создает неверные ожидания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.

Негативным  проявлением стереотипизированного  восприятия в жизни организации  является априорная оценка и априорный  взгляд на людей с позиции отнесения  их к определенным стереотипизированным группам. Это может приводить  к дискриминации по половому, возрастному  или национальному признаку, ущемляя  права человека и нанося ущерб  деятельности организации.

Перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом может привести как позитивному, так и негативному восприятию явления, что может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же как о работнике вообще.

Проекция, т.е. перенесение человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей, также является типичной ошибкой восприятия. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым оправдание своему поведению.

Негативным  проявлением проекции в организационном  поведении является ложное представление  человека о том, что окружающие хотят  того же, чего хочет он. Работоспособный  начальник может считать, что  все его подчиненные также  напряженно работают, что может быть далеко от реальности. И, наоборот, ленивый  начальник может необоснованно  подозревать всех в том, что они  отлынивают от работы.

Сильное влияние  на восприятие человеком явлений  действительности может оказывать  первое впечатление. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное восприятие им чего-либо находится  в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может  оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие: способствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно не соответствует действительности, или же приводит к резкой смене  восприятия, что также может быть неадекватно реальности.[8, c. 167]

Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению  и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном  поведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно сказываться  на многих организационных процессах, в частности на найме, продвижении  по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расценивая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава.

Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более  объективно воспринимать реальность и  пытаться понять особенности и характерные  черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать получаемую информацию.

2. Восприятие  человека окружением. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка положений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

Восприятие  человека состоит из двух стадий. Первая стадия — это первое впечатление  о нем. Обычно оно базируется на очень  небольшом количестве информации и  находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего. Например, если воспринимающий сам  любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладающего такими же качест-

вами, обычно бывает завышено в положительную  сторону. На второй стадии происходит более основательное знакомство с личностными характеристиками человека, стилем поведения, квалификацией  и подходом к выполнению обязанностей. Восприятие человека в различных  ситуациях и при различных  обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке  или даже отказу от первого впечатления.

Восприятие  человека складывается под влиянием трех составляющих:

• воспринимаемый человек;

• воспринимающий человек;

• ситуация, в которой происходит восприятие. Выделяется три группы характеристик  воспринимаемого, которые влияют на его восприятие окружающими:

• физиологические (и соответствующие им);

• социальные;

• «анкетные».

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния  на восприятие человека физиологических  характеристик относятся его  внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи.

Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на то, как он воспринимается окружением, являются его стиль и  манера ведения разговора, манера одеваться.[4, c. 217]

Очень часто  люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к определенным социальным группам, имеют соответствующую  манеру разговора, интонацию и стиль  ведения беседы. Поэтому в зависимости  от того, как говорит человек, может  складываться его восприятие.

Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с внешним видом, стилем и манерой  одеваться. В любом обществе наблюдается  стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. По тому, как человек одет, очень часто делается вывод о  нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда они оказывают  существенное влияние на восприятие человека окружающими.

«Анкетные»  данные — пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т.п. — достаточно сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипизированные представления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ, создавая очень часто искаженное представление о человеке. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние «анкетных» данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его «анкетных» характеристик. Это может существенно помочь ему реалистично и более успешно построить свое взаимодействие с окружающими.

Информация о работе Модель взаимодействия человека и организационного окружения