Разработка
модели компетенций
Приступая
к разработке модели компетенций для нашей
компании, мы очень внимательно ознакомились
с имеющимися исследованиями: как с теоретическими
обобщениями лучших практик, так и с детальными
рекомендациями по описанию компетенций.
Кроме того, мы проанализировали модели
компетенций, принятые в отдельных
организациях. Их многообразие свидетельствует
о том, что каждая корпоративная модель
является уникальной, она соответствует
«индивидуальности» компании, поэтому
не может быть механически скопирована.
Прежде всего, мы рассмотрели вопрос о
том, для каких категорий сотрудников
будем разрабатывать модель
компетенций. Единого подхода к этой
проблеме не существует: компании разрабатывают модели
компетенций как для всего персонала,
так и исключительно для менеджеров.
В ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.» подавляющее
большинство сотрудников работают с технически
сложными продуктами и сервисами. Работа
в секторе мобильной связи требует постоянного
обновления профессиональных знаний,
гибкости мышления, инновативности и клиентоориентированности.
Здесь конечный результат деятельности
организации зависит от правильной ориентированности
всех сотрудников, включая рядовых, а значит,
нам необходимо постоянно стимулировать
развитие этих качеств на всех уровнях
организационной иерархии. Поэтому мы
решили, что модель компетенций должна
разрабатываться для всего персонала.
Следующий вопрос: будем ли мы дифференцировать компетенции
в зависимости от категории/должности
или разработаем универсальный набор,
отражающий основные стратегические задачи
всей компании? В разных организациях
мы видели успешные решения в рамках обоих
этих подходов.
Для клиентов мы предоставляем целый спектр
услуг, но в пределах одного вида бизнеса,
поэтому стремимся, чтобы компания имела
на рынке узнаваемый бренд, воспринималась
как единое целое. Следовательно, у всех
сотрудников «Киевстар» должно быть что-то
общее — то, что каждый из нас должен демонстрировать
своим поведением независимо от занимаемой
должности. С другой стороны, компания
представляет собой огромное производство
полного цикла: у нас есть самостоятельные
подразделения по строительству сети
и ее обслуживанию, подразделения, отвечающие
за продажи, маркетинг, сервис, логистику,
службы поддержки и т. п. К тому же наши
филиалы расположены во всех регионах
Украины. Естественно, в компании работают
представители множества профессий, но
для успеха в разных подразделениях, должностях,
регионах нужны различные компетенции.
Если собрать вместе базовые компетенции,
требующиеся от всех сотрудников, и комплекс
специальных компетенций, то получится
довольно внушительный набор требований
к поведению на рабочем месте, который
и запомнить-то затруднительно. Поэтому
мы пришли к выводу, что корпоративная
модель компетенций «Киевстар» должна
содержать как общие для всех работников
требования, так и специфические — для
конкретных видов деятельности (рисунок).
«Индивидуальные» компетенции определяются
содержанием работы и ролью, которую человек
выполняет в этой должности в соответствии
с ожиданиями компании.
Модель компетенций:
Базовые компетенции — это обязательные требования
к сотрудникам, они устанавливались руководителями
высшего уровня. Перечень базовых компетенций
описывает своего рода идеальный портрет
работника нашей компании. Основные из
них:
нацеленность на изменения;
делегирование полномочий;
безупречное выполнение своих
обязанностей;
Каждое из этих понятий наполнено
для нас конкретным содержанием. Руководители
высшего и среднего звена собирались и
обсуждали, как они понимают суть каждой
из базовых компетенций,
какое поведение ожидается от сотрудников
и поощряется компанией.
Проведенная оценка показала: большинство
наших работников в полной мере обладают
требуемыми базовыми компетенциями.
Для тех, кто не всегда демонстрирует ожидаемое
поведение, с помощью модели компетенций
мы легко можем показать — чем их поведение
отличается от ожидаемого, на что следует
обратить внимание. Думаю, что сотрудников,
чье поведение не соответствует базовым компетенциям,
вообще не должно быть в компании, их нужно
отсеивать еще на этапе подбора персонала.
Вместе с тем, наличие таких четких ориентиров,
как базовые компетенции,
помогает новичкам избрать правильную
линию поведения, а тем, кто уже давно работает
в компании, — оставаться в «нужном русле».
Функциональные компетенции
— это необходимые требования к должности,
в основе которых — выполняемые на рабочем
месте функции и действия. Функциональные компетенции
довольно подробно описываются в квалификационных
справочниках, это обязательные требования.
Говоря о компетентности, мы имели в виду
мастерство в выполнении определенной
деятельности. Знания и опыт — неотъемлемый
атрибут функциональной компетентности,
оценить их можно с помощью проведения
профессиональной аттестации.
Ролевые компетенции
— это требования к ожидаемому рабочему
поведению сотрудника. Они обусловлены,
прежде всего, спецификой деятельности
компании: сферой бизнеса, стилем управления
и особенностями корпоративной культуры,
в которой отображаются все нюансы жизни
организации.
Ролевые компетенции
«увенчивают» профиль должности в данной
организации; они отражают стратегическое
направление развития бизнеса или рыночное
позиционирование компании на определенном
отрезке времени, поэтому наиболее изменчивы.
Перечни ролевых компетенций
в разных компаниях, как правило, совпадают.
В то же время смысловое наполнение и описание
поведенческих индикаторов должны быть
сугубо индивидуальными для каждой организации.
Их нужно корригировать в соответствии
с целями развития компании, в идеальном
случае — с опережением.
Отдельно стоит отметить, что многие ролевые
компетенции похожи на управленческие.
Поскольку они являются неотъемлемыми
квалификационными требованиями к должности
менеджера, возможно, следует отнести
их к функциональным компетенциям?
На первый взгляд это оправданно, но практика
постоянно демонстрирует нам, что успешные
в одной компании менеджеры могут потерпеть
неудачу в другой. Причем неудача связана
именно с тем, что они перенесли на новое
место свой прежний опыт работы, свой тип
поведения, совершенно не учитывая особенностей
новой организации.
В нашей модели управленческие компетенции
отнесены к группе ролевых компетенций,
так как они отражают особенности деятельности
в данный момент времени и именно в нашей
компании. Эти требования формулируются
будущим сотрудникам уже на этапе подбора
персонала (при проведении ассессмент-центра).
Разработаны специальные методики, позволяющие
выявить самые важные для компании ролевые
компетенции, а также описать соответствующие
им поведенческие индикаторы.
Например, метод «репертуарных решеток»
построен на сравнении поведения успешных
сотрудников и сотрудников с достижениями
среднего уровня — «звезд» и «средних».
Выявив, чем отличается поведение «звезд»,
мы сможем принять эти особенности в качестве
образцов для всего персонала. Этот подход
хорош в ситуации, когда большое количество
сотрудников выполняют сходную работу
в одинаковых условиях. Кроме того, немаловажно,
чтобы в компании имелись внимательные
и ответственные менеджеры, которые могли
бы дать характеристику каждому из работников,
выделить и проанализировать отличия
в их поведении.
Метод интервьюирования
успешных сотрудников требует от разработчиков
умения проводить интервью разных типов,
анализировать качественные данные и
делать корректные выводы. Например, хорошо
зарекомендовал себя при разработке моделей
компетенций метод критических инцидентов
и специальные наборы вопросов. (Консалтинговые
компании предлагают широкий выбор таких
вопросников, в том числе и «автоматизированных».)
Как поступили мы? Сравнительный метод
использовали только при работе с ограниченным
кругом должностей. Хотя «Киевстар» —
довольно большая компания, достаточное
количество сотрудников, выполняющих
однородную деятельность, имеется только
в подразделении, занимающемся сервисным
обслуживанием. Для остальных подразделений
(а это тысячи людей) применить данный
метод было невозможно.
Использование метода интервьюирования
давало нам возможность автоматизировать
систему опроса, чем мы и воспользовались.
Справедливости ради стоит заметить, что
еще в 2003 году мы проанализировали все
доступные источники информации и составили
исчерпывающий перечень компетенций
(всего — 36 компетенций в трех категориях:
функциональные, менеджерские и эмоциональные).
Из этого перечня руководители выбирали
наиболее важные для каждого из их подчиненных.
Для каждой компетенции
было приведено название и описание (в
общих чертах), однако не давались детальные поведенческие индикаторы,
позволявшие оценить, насколько проявляется
данная компетенция в реальных условиях.
Это приводило к значительному субъективизму
в оценках, поэтому нужно было «договориться
о терминах»: точно определить, как именно
в нашей компании проявляется та или иная
компетенция.
Мы сделали следующий шаг на пути более
корректного описания компетенций: используя
специальную методику, опросили 100 сотрудников
из различных функциональных подразделений,
которые имели успешный опыт работы в
ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.». Проанализировав
их ответы, мы смогли сформулировать поведенческие индикаторы,
в которых отражалось проявление той или
иной компетенции.
После такого «переформатирования» мы
получили новый набор из 20-ти компетенций,
причем некоторые из них имеют два-три
уровня сложности проявления.
Конечно, не каждое нововведение с энтузиазмом
воспринимается сотрудниками. Для того
чтобы преодолеть во многом естественное
сопротивление изменениям, рассеять опасения,
теория менеджмента предлагает вовлекать
персонал в процесс поиска и принятия
решений. Причастные к этому процессу
люди гораздо легче воспринимают изменения.
В случае с разработкой модели компетенций
без вовлеченности сотрудников никак
не обойтись. Базовые компетенции в стандартном
описании принимаются как обязательные
для всего персонала, функциональные (образование,
специальные знания и опыт) — стандартизованы
для каждой должности, а вот остальные
требования к управленцам, как отмечалось
выше, отражаются через ролевые компетенции.
Выявить, какие особенности поведения
ведут к успеху (а это и есть ролевые компетенции),
можно только в процессе совместного обсуждения
и анализа деятельности.
Далее из набора ролевых компетенций нам
нужно было отобрать ключевые компетенции
должности. Как же мы это делали? Собрали
группу руководителей и опытных профессионалов
(обычно в составе пяти-шести человек),
хорошо знающих работу в должности, для
которой проводится выбор ключевых компетенций.
Все члены группы получили описание полного
набора компетенций (на специальных карточках).
Им нужно было выбрать самые важные для
обсуждаемой должности компетенции (не
более восьми). Эти специалисты работали
независимо друг от друга, затем полученные
наборы отобранных компетенций сопоставлялись.
Расхождения во мнениях обсуждались в
группе, после чего принимался согласованный
набор из пяти-семи компетенций. Именно
эти компетенции
мы вносим в должностную инструкцию сотрудника
и в оценочную форму для ежегодной оценки
его деятельности.
Разрабатывая модель компетенций,
мы ставили перед собой несколько целей:
В первую очередь, сфокусировать
внимание сотрудника на поведении, которое
описано ключевыми компетенциями должности.
Помочь каждому работнику достичь
требуемого уровня проявления компетенций.
Для этого мы регулярно делаем оценку
уровня проявления требуемого поведения.
По результатам оценки обеспечивается
развитие (за счет обучения, саморазвития
или поддержки со стороны менеджера) тех
компетенций, которые проявляются слабее,
чем необходимо. Это в первую очередь.
Но в то же время оценка фокусирует внимание
сотрудника и на дальнейшем совершенствовании
всех остальных компетенций.
Выявить работников с высоким
уровнем проявления компетенций и высоким
потенциалом развития, чтобы подготовить
их к карьерному развитию.
Помочь менеджерам выявить
компетенции, демонстрируемые сотрудниками
на особо высоком уровне (даже если они
не являются ключевыми для должности).
Выявление имеющихся способностей — путь
к правильному карьерному планированию.
Помочь сотрудникам в самопонимании, самоориентации и самореализации.
Мы осознаем, что для глубокого
понимания модели компетенций
требуется время. Компетенции отражают
качество поведения, а в основе причин
поведения лежат наши мотивы. Факторами
мотивации могут выступать внешние стимулы
— зарплата, служебное положение и принадлежность
к компании, но многих мотивирует желание
достичь большего. Для того чтобы научиться
эффективно использовать мотивацию, важно
задействовать все факторы, в том числе
и самомотивацию.
Многие компании уже практикуют установление
базового оклада на основе модели компетенций.
При этом стимулируется развитие не только
необходимых в данной ситуации и на данной
должности компетенций, но и тех, которые
пока не востребованы. То есть вознаграждаются
способности, которые будут необходимы
компании в будущем.
Источник публикации: HR-Portal