Модель принятия управленческих решений на основе деловых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

В первой главе данной работы, я постарался описать содержание процесса принятия управленческого решения. Классификацию управленческих решений. Во второй главе рассмотрел методы научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…3
1 Содержание и классификация управленческих решений …………………………..…4
2 Моделирование принятия управленческих решений…………………………..……….7
3 Деловая игра как способ моделирования процесса принятия управленческиx решений………………………………………………………………………..……….…...12
Заключение………………………………………………….………………………….…..16
Список использованных источников………………………………………………….…17

Вложенные файлы: 1 файл

!!! Модель принятия управленческих решений на основе деловых игр (так себе).docx

— 41.88 Кб (Скачать файл)

Число всевозможных конкретных моделей почти также велико, как  и число проблем, для разрешения которых они были разработаны.

Теория  игр. Одна из важнейших переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособности. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов.

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы  в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В  бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделает того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие модели. К сожалению, ситуации реального  мира зачастую очень  сложны и настолько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могут повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.

 

 

 

 

3 Деловая игра как способ  моделирования процесса принятия  управленческих решений

          В последнее время деловые  и имитационные игры находят  все более широкое применение  в самых разных областях: в  основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании,  городском планировании, истории.  Разрабатываются имитационные игры  и как способ коммуникации  между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

           При описании этого метода  встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой  игрой, реже - управленческой или  операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило,  используется термин "имитационная  игра". Использование термина  "имитационная игра" связано  с выделением существенных характеристик  этого метода. С одной стороны,  имитация понимается очень широко  как замена непосредственного  экспериментирования созданием  и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный  объект изучения. В социальных  науках широкое распространение  получила машинная имитация, реализующая  формальную модель той или  иной исследуемой системы. С  другой стороны, существуют собственно  игровые методы, в которых участники  принимают на себя определенные  роли, вступают в непосредственное  взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых  целей. В основе деловой игры  лежит имитационная модель, однако  реализуется данная модель благодаря  действиям участников игры. Они  берут на себя роли административных  работников или политических  деятелей и разыгрывают заданную  хозяйственную, управленческую или  политическую ситуацию в зависимости  от содержания игры.

         Следует специально отметить, что  деловую или имитационную игру  необходимо отличать от других  активных методов обучения, с  одной стороны, и от методов  социально-психологического тренинга - с другой. Трудность заключается  как в недостаточной теоретической  рефлексии данных эмпирически  сложившихся методов, так и  в отсутствии тех теоретических  критериев, на основе которых  можно было бы проводить сравнение  подобных практик и их классификацию.

              Отличительным признаком собственно  деловой или имитационной игры  является наличие имитационной  модели (ни в так называемых  организационно-деятельностных, ни  в ролевых играх имитационные  модели не строятся).

            С психологической точки зрения  имитационная модель может быть  рассмотрена как заданная в  специфической материальной форме  ориентировочная структура воспроизводимой  деятельности. Действительно, создатель  игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.

Виды  деловых игр

          На сегодняшний день в литературе  существует большое разнообразие  Типологий и классификаций деловых  игр. Приведем примеры некоторых  из них. В зависимости от  того, какой тип человеческой  практики воссоздается в игре  и каковы цели участников, различают  деловые игры учебные, исследовательские,  управленческие, аттестационные.

 

Помимо  указанной типологии, в основу которой  положены критерии типа практики и  целей, исследователи выделяют и  такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1. По времени проведения:

·   без ограничения времени;

·    с ограничением времени;

·    игры, проходящие в реальное время;

·   игры, где время сжато.

2.По  оценке деятельности:

·  балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

·  оценка того, кто как работал, отсутствует.

3.  По конечному результату:

жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие  правила;

свободные, открытые игры заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над  решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

· обучающие - направлены на появление  новых знаний и закрепление навыков  участников;

·  констатирующие - конкурсы профессионального  мастерства;

· поисковые - направлены на выявление  проблем и поиск путей их решения.

5. По методологии проведения:

·луночные игры - любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с  жесткими правилами, результаты заносятся  на бланки;

·ролевые  игры - каждый участник имеет или  определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить  в соответствии с заданием;

·групповые  дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением  навыков групповой работы. Участники  имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);

·имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» 

·для  обучения специалистов ПДО, «Сбыт» —  для обучения менеджеров по продажам и т.д.;

·организационно-деятельностные игры — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

·инновационные  игры  — формируют инновационное  мышление участников, выдвигают инновационные  идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, идеальной  ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

·ансамблевые игры  – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.

         В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:

·степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);

·наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);

·уровень проблемности (первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации, второй уровень характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов;

·степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);

· длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут или длящиеся несколько дней) и т.п.;

·характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);

·характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия:

· способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);

·динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, неограниченным, саморазвивающиеся);

·тематическая направленность и характер решаемых проблем (игры тематические - ориентированные  на принятие решений по узким проблемам; игры функциональные - имитирующие  реализацию отдельных функций или  процедур управления; игры комплексные - моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и  соответственно повышение качества принимаемых решений достигается  за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать  в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические). Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование  результатов и чрезмерные расходы.

        В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

       Образовательная функция деловой  игры очень значима, поскольку  деловая игра позволяет задать  предметный и социальный контекст  профессиональной деятельности.

       Деловые игры достаточно трудоемкая  и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать  только в тех случаях, когда  иными формами и методами обучения  невозможно достичь поставленных  целей. Это означает, что деловые  игры имеет смысл использовать  в тех случаях, когда важны:

·получение  целостного опыта выполнения профессиональной деятельности;

·систематизация в целостную систему уже имеющихся  наметок к умениям и навыкам;

получение опыта социальных отношений;

·формирование профессионального творческого  мышления.

           Важно избежать крайности редуцирования  деловой игры, с одной стороны  к тренажу, с другой стороны  к азартной игре.

           Организатор игр должен быть  активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе  ее рефлексивной оценки. Чем меньше  он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней признаков  саморегуляции, тем выше обучающая  ценность игры.

            Оптимальная продолжительность  деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет  компромиссно вписываться в существующую  образовательную систему. 

 

 

 

 

 

Список использованныx источников

 

  1. Виханский,О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд./ О.С.Виханский. – М.: Фирма  “Гардарика”,2008.
  2. Голубков, Е.П. Какое принять  решение?/Е.П.Голубков.-М.: “Экономика”, 2010.
  3. Румянцева,З.П. Менеджмент организации. / З.П. Румянцева.- М. 2006.
  4. Рейльян,Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений /Я.Р.Рейльян.- М.: 2009.
  5. Фатхутдинов,Р.А. Разработка управленческого решения/ Р.А.Фатхутдинов.- М.:“Интел-синтез”,2007.
  6. Эддоус,М. Методы принятия решений / М.Эддоус. – М.: Банки и биржи, 2007
  7. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. – М.: Дело, 2006.
  9. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебник. – М.: ЗАО Бизнес-школа “Интел-синтез”, 2008.
  10. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 2008.
  11. Ременников В.В. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  12. Юткаева В.С. Управленческие решения. Учебное пособие. – М.: ОПС, 2008.

Информация о работе Модель принятия управленческих решений на основе деловых игр