Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
Описать основные виды молодежных субкультур.

Содержание

Введение
1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия
1.1 Понятие «субкультуры» и история термина
1.2 Понятие «контркультуры»
1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»
1.4 Причины появления молодежных субкультур
2. Характерные черты субкультуры и ее классификация
2.1 Основные черты и функции субкультуры
2.2 Классификация субкультур
3. Обзор молодежных субкультур
3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру
3.2 Исчезнувшие субкультуры
3.3 Социальноопасные субкультуры
3.4 Субкультуры близкие к опасным
3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни
3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях
3.7 Эмо и готы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности субкультуры.docx

— 82.18 Кб (Скачать файл)

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Ролевики

В настоящее время ролевое сообщество является одним из крупных молодежных неформальных сообществ в Санкт-Петербурге.

Сообщество включает в себя следующие движения:

• Творческое движение ролевых игр.

• Рекреационное движение ролевых игр.

• Реконструкторы.

• Анимешники и другие ассимилированные группы.

Деятельность сообщества проявляется в следующих видах деятельности:

• Полевые игры – игры на природе театрализованного характера.

• Городские ролевые игры (игры в городских условиях).

• «Кабинетки» (в домашних условиях, в помещениях).

• Настольные карточные ролевые игры (в домашних условиях, в клубах).

• Проведение реконструкторских и исторических фестивалей и участие в них (например, Майское древо [May Tree], которое проводиться в конце мая в выборгской крепости).

• Занятия фехтованием и общефизической подготовкой:

• «Маневры» – околоспортивные межгрупповые соревнования, проходящие в полевых условиях по типу бессюжетных «Зарниц», либо столкновений «стенка на стенку».

• «Маньячки» – почти бессюжетные игры, предназначенные только для игрового боевого взаимодействия.

• Встречи на тусовках для целей общения

Ролевая игра как форма досуга и взаимодействия обладает огромной притягательностью. На фоне обыденности повседневной жизни и в силу ряда проблем современного общества, ролевые игры вообще и полевые ролевые игры в частности оказались крайне востребованным в молодежной среде.

Специфические признаки движения, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах17:

Одежда:

Для юношей: романтический, исторический стиль одежды, стиль «милитари», готический стиль, стиль «дикого Запада». Для девушек: романтический или исторический стиль одежды, редко стиль «милитари». Иногда встречается одежда с элементами покроя в стиле раннего Средневековья или военной формы XIX – XX вв.

Символика и атрибутика:

«Молот Тора» (чаще встречается в среде реконструкторов), различные надписи на атрибутике и одежде на придуманных «сказочных» языках Средиземья (в основном у толкиенистов – поклонников творчества Толкиена).

Ролевая игра подразумевает принятие на себя на период участия некоей роли в реальности игры. Ролевая игра строится на межличностных и социальных отношениях персонажей, которые реализуются в процессе взаимодействия.

Практически уход из движения происходит в основном при переходе в другие движения внутри сообщества. Так, заметный отток происходит в реконструкторы.

Мобберы

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

 

3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях

 

Алисоманы

Алисоманы – неформальное подростково-молодежное движение, возникшее из фанатов рок-групы «Алиса».

Группа «Алиса» появилась в 1983 году. В 1984 года в «Алису» пришел Константин Панфилов (творческий псевдоним – «Кинчев»).

К концу 80-х годов фанаты группы «Алиса» именовались «панфиловцами». Однако, в дальнейшем, большее распространение получило название «алисоманы».

Движение «Алисоманов» заявило о себе в 1991 году. Идея создания собственного фан-клуба «Армия «Алиса» родилась в голове самого Константина Кинчева. Он объявил в средствах массовой информации, что создается клуб поклонников «Алисы». По мнению инициаторов создания фан-клуба, идея объединения упала на подготовленную почву. Поклонников по всей стране была масса, они общались между собой и давно уже были готовы объединиться.

РАСКОЛ НА «ЛЕВЫХ» И «ПРАВЫХ» АЛИСОМАНОВ

В 1992 году Константин Панфилов (Кинчев) совершил паломничество в Иерусалим. После этого события он перестал употреблять наркотики и решил принять православную веру.

После этого существенно изменилось содержание текстов песен «Алисы». В них начала появляться тематика угнетения славян «басурманами».

Своим поклонникам Кинчев предложил принять православие, а несогласным – перейти в фанаты групп «Король и Шут» или «Пилот».

В тот период подавляющая масса алисоманов не обратила внимания на капризы своего музыкального кумира. Но часть согласилась стать бритоголовыми «православными алисоманами».

Специфические признаки алисоманов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в иных субкультурах18:

• Наличие на атрибутике эмблем группы «АлисА» и/или фото Кинчева.

• Наличие атрибутики, выдержанной в цветах «Алисы»: черном и красном (характерно также для поклонников группы «Ария»).

Киноманы

Киноманы – довольно редкий случай, когда оригинальная российская музыкальная фанская субкультура смогла сформировать собственное неформальное молодежное движение.

В течение всего периода существования, субкультура киноманов ориентировала свою внешнюю атрибутику на копирование внешнего вида своего кумира – Виктора Цоя. Одежда черного цвета, возможно ношение косух, волосы черные – от длинных до средних. Распространено ношение рюкзаков и одежды с изображениями В.Цоя или надписями «Кино», «Цой» и т.п. За последние годы киноманы с какой-либо внешней атрибутикой встречались в основном в районе Богословского кладбища.

Со дня смерти Цоя поклонники его таланта стали совершать «паломничества». В Санкт-Петербурге такими местами являются могила Цоя на Богословском кладбище и бывшая котельная «Камчатка» на улице Блохина. В годовщину со дня смерти Цоя к "Камчатке" («Камчатка» - котельная, где раньше работал В. Цой: ул. Блохина, Петроградский район, в настоящее время на «Камчатке» работает музей, на стене во дворе – барельеф Виктора Цоя) съехалось много киноманов со всех уголков страны.

Распространенной является также ночевка на могиле певца, некоторые киноманы живут там по нескольку дней. Фактически на могиле находится постоянно какое-то количество его поклонников, часто из других городов. Ряд граффити (в частности, вписанное в православный крест имя певца и название группы) выявляют распространенное в среде киноманов явление обожествления Цоя.

Металлисты

Металлисты - одна из самых больших «неформальных» субкультур. Раньше тяжелая музыка была то увлечением некоторых меломанов, то элитным развлечением интеллигенции, и даже малым увлечением гопников. Сейчас же тяжелую музыку слушают многие. Сегодня это очень насыщенный музыкальный пласт, немногие составляющие которого не имеют между собой общего, кроме характерного «перегруженного» звучания.

Движение металла можно разделить на две группы: более спокойное и радикальное. К радикальному движению относятся особо агрессивные группы и металлисты-сатанисты. К металлистам примыкают те группы подростков, которым нравится костюм неформала и рок-музыка. Более опытные группы их серьезно не воспринимают, бывалые, старые, металлисты, возраст которых старше 35-40 лет, составляют более спокойное течение.

Классические металлисты носят черные узкие джинсы, заправленные в высокие ботинки, серьги в левом ухе, кожаные куртки с косой молнией, перстни с изображением черепов и других магических символов. Их внешняя мрачность и агрессивность чаще всего служат средством эпатажа окружающих людей.

 

3.7 Эмо и готы

 

Эмо

Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами.

Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны для подросткового возраста. В случае с эмо подросток получает возможность объяснить, в том числе и самому себе, некоторые особенности своего эмоционального состояния, поведения, восприятия окружающего мира, через принадлежность к данной субкультуре. Субкультура легализует повышенную эмоциональность, психологическую дисгармоничность, инфантильность, истерические реакции и конфликтность подростка. Характерным также является показное «детское» инфантильное поведение

Эстетические формы субкультуры эмо транслируются за счет нескольких основных носителей. К ним относится музыка с ее надрывно-эмоциональным и агрессивным звучанием, в сочетании с сентиментально-трагической интонацией. Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж участников субкультуры. Так, для них характерно сочетание не гармонирующих друг с другом элементов одежды, элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности.

Идеализированной нормой эмо-субкультуры являются бисексуальные отношения всех возможных вариантов: девочка-мальчик, девочка-девочка, мальчик-мальчик, групповой секс. Наиболее активно декларируются гомоэротические дружеские отношения мальчик-мальчик.

Готы

Более подробно я рассмотрю самую романтическую, на мой взгляд, субкультуру. Это готическая субкультура.

В одной из своих работ Э.Фромм писал, что осознание смерти подавляется и в нас живет страх смерти, который является одной из причин бедности переживаний и объясняет, невероятные суммы, которые люди платят за свои похороны. Скорее всего, последователи данной субкультуры следовали этому убеждению. Готы находят смерть прекрасной и явно не видят смысла ее бояться.

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному.

Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии, ибо в данных странах для этого существовали самые глубокие исторические предпосылки. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), ethereal, dark folk («темный фолк») и другие, соответственно разделяется и аудитория. Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по "видам" - появляются различные типы готов. В целом для этого периода характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям. В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические журналы, радио, символика, клубы, магазины, и т.д.

Готическое мировоззрение

Понятие «готическое мировоззрение» было введено самими готами, и очень многие ставят под сомнение сам факт существования готического мировоззрения. Но лично я склоняюсь к мнению, что оно присутствует хотя бы как «мироощущение». Главное, к чему привело появление этого «мироощущения», это отход от привязки к конкретным музыкальным группам; началось формирование более сложной и содержательной субкультуры, ориентированной на темную романтику. В результате молодежная субкультура стала приобретать черты альтернативной культуры, опирающейся на общемировое культурное наследие.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Информация о работе Молодежные субкультуры