Мотивационная система управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 21:16, реферат

Краткое описание

Мотивация подразумевает применение вознаграждения для побуждения людей к эффективной деятельности.
Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а поэтому, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивационная система.docx

— 20.63 Кб (Скачать файл)

 

Мотивационная система управления персоналом

Мотивация подразумевает применение вознаграждения для побуждения людей к эффективной деятельности.

 Вознаграждение – это  все, что человек считает ценным  для себя. Но понятия ценности  у людей специфичны, а поэтому, и различна оценка вознаграждения  и его относительной ценности. Руководитель имеет дело с  двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее  вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения  результата, содержательности и  значимости выполняемой работы, самоуважения. Наиболее простой  способ обеспечения внутреннего  вознаграждения – создание соответствующих  условий работы и точная постановка  задачи. Внешнее вознаграждение  возникает не от самой работы, а дается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы  служебного статуса и престижа). Этапы разработки и оптимизации системы вознаграждения

1 Диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала организации.

2 Разработка основных принципов компенсационной политики организации.

3 Определение содержания и структуры компенсационного пакета:

- разработка базовой заработной платы на основе внутрифирменной ценности должностей и рабочих мест;

- разработка переменной части денежного вознаграждения (премий) для усиления влияния вознаграждения на производительность труда;

- разработка социальной политики, системы социальных льгот.

4 Разработка внутренних нормативных документов, регулирующих систему вознаграждения.

5 Обучение сотрудников кадровой службы технологиям внедрения и оптимизации компенсационного пакета.

6 Мониторинг, аудит и контроль системы вознаграждения.(1)

 Модели трудовой активности работника

Выделяют следующие модели трудовой активности работника:

1 Пассивно-адаптивная модель активности, характеризующаяся низким уровнем развития трудовой активности, выжидательно-пассивным поведением работника, использующего свои способности бессистемно. Труд для работника не является внутренней потребностью, участие в нем диктуется внешними обстоятельствами.

2 Латентная (скрытая) – в ней зафиксирована позитивная мотивация труда, осознание индивидом его значимости. Хотя она не проявляется в высоком качестве деятельности.

3 Инструментальная – отсутствие высоких мотивов участия в труде, однако сильны мотивы материальной заинтересованности, которые позволяют обеспечить высокую результативность деятельности.

4 Самодеятельная – высокая ориентация на содержание труда как результата выбора профессии и развития способности к данному виду трудовой деятельности, творчеству. (2)

Мотивирующие факторы организации труда персонала

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.

В настоящее время особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, в том числе:

- признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу;

- применять программы обогащения труда;

- использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;

- устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают;

- предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомобиля.

Мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней:

1 На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.

2 На рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят ущерба целям организации.

3 Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу.

4 Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.

5 Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.

6 Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице. (1)

Способы улучшения мотивации труда персонала

 

Способы улучшения мотивации труда объединяются в пять относительно самостоятельных направлений:

1 Материальное стимулирование.

2 Улучшение качества рабочей силы.

3 Совершенствование организации труда.

4 Вовлечение персонала в процесс управления.

5 Неденежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.

Мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

Хотя труд в настоящее время рассматривается лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника. Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности. Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно-технических работников.

Улучшение условий труда - острейшая проблема. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды.

Удовлетворенность трудом и мотивация работников

Удовлетворенность трудом раскрывает расположение человека к своей работе, приятное эмоциональное состояние, исходящее из оценки своей работы. Она является результатом восприятия самими работниками того, насколько хорошо их работа обеспечивает удовлетворение важных потребностей. При высокой удовлетворенности трудом текучесть кадров снижается, уменьшается число прогулов, работники обладают лучшим физическим здоровьем, быстрее овладевают необходимыми навыками, реже страдают от производственного травматизма и обращаются с жалобами, больше склоны к сотрудничеству.(2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224с.
  2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 464с.

 


Информация о работе Мотивационная система управления персоналом