Мотивационные образования и мотивационные черты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Её становление связано с именами таких учёных, как А.Ф. Лазурский, Р. Кеттел, Г. Олпорт, который выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

Содержание

Введение
1. Понятие мотива личности
2. Структура, характеристики и функции мотива
3. Классификация мотивов
4. Мотивационные образования и мотивационные черты личности
5. Мотивация личности
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

2 стадия - это поисковая  внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадает  в незнакомую обстановку или  не обладает требуемой информацией, он вынужден заняться поиском  реального объекта во внешней  среде ("что подвернется, то и  съем").

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии - в определении субъективной вероятности достижения успеха.

На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура - это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности, потребностью достижения или избегания неудачи,

Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с; его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.

Однако, наряду с таким пониманием возможно и другое - мотивация - это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же параметры - сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие - множественность, структурность, иерархичность.

Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.

Выразительным примером тому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребность безопасности, потребность любви, самоуважения и завершается потребностями самоактуализации.

Заключение

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени.

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т.п.).

Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.

Тестовое задание:

1. Социализация это

 А) процесс воздействия  общества на индивида

 Б) результат присвоения  и воспроизводства индивидом  социального опыта

 В) процесс воздействия  индивида на социальные нормы  и отношения в группе 

2. Групповые санкции это 

А) механизмы соблюдения групповых правил поведения

 Б) условия соблюдения  норм поведения 

В) механизмы воздействия на членов группы с помощью которых обеспечивается соблюдение норм

3. Групповые традиции  это 

А) определенные нормы и правила

 Б) стереотипы поведения  и деятельности формируемые в группе

В) нормы и правила поведения соблюдение которых стало потребностью

4. Конфликт это 

А) противоречия в отношениях между людьми

Б) психический процесс в малой социальной группе, характеризующийся противоборством

В) проблема во взаимоотношениях между членами группы

5. Циркулярная реакция  это 

А) заражение

Б) коммуникация

В) подражание

6. Единичными понятиями  называют те, которые… 

7. Суждение это…

8. Примером непроизвольных  представлений может быть …

9. Основные этапы создания  образов воображения … 

10. Положительный последовательный  образ это… 

 

1.2

2. в

3.в

4.а

5.а

6. Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия.

Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.

Единичным называется понятие, объём которого состоит из одного единственного предмета (элемента). Оно выражается либо собственным именем («Солнце», «Земля», «число пи») либо формулировкой принадлежащего только данному предмету признака или совокупности признаков («обитаемая планета Солнечной системы» «самая высокая египетская пирамида») либо выделением отдельного предмета из класса однородных с помощью указательного местоимения («эта планета» «эта пирамида» «это число»).

7. Суждение – это форма мысли, содержащая описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в действительности.

8. Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.

9.

Существует несколько форм синтезирования образов:  
 
1. агглютинация-«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…); 
 
2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами); 
 
3. заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры); 
 
4. типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. 
Последовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., которые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ - последовательный образ, который сначала видится в том же цвете, что и вызвавший его стимул.

 

 

 

 

Литература

 

 

4.1.1. Библиографический список:

а) учебники:

1. Андреева, Г.М. Социальная  психология: учеб. для высш. учеб. заведений по направлению и специальности "Психология" / Г. М. Андреева .- 5-е изд., испр. и доп .- М. : Аспект Пресс, 2008 .- 265 с.

2. Марцинковская, Т.Д. Психология  и педагогика : учебник / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович .- М. : Проспект, 2010 .- 464 с.

б) учебные пособия:

1. Богомолова, Н.Н. Социальная  психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология" / Н. Н. Богомолова.- М. : Аспект Пресс, 2010 .- 191 с.

2. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия .- СПб. : Питер, 2007 .- 319 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии ,2012г. 

1.Аверин В.А. Психология  личности: Учебное пособие. - СПб,. 2011.

3.Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы. СПб., 2010.

4.Психология. Учебник. Под  ред. А. А. Крылова. - СПб., 2013г.

Бандура А. Теория социального научения [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320с. – глава 5.

2. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288с.

4. Гордеева Т.О. Психология мотивации  достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

5. Иванников В.А. Психологические  механизмы волевой регуляции [Электронный  ресурс]: Учебное пособие/ В.А. Иванников. – 3-е изд. – Электрон. текстовые дан. – Спб.: Питер, 2006. – 208с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.

7. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания [Электронный ресурс] /И.С. Коростелева // «Вопросы психологии». – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886060.htm

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]/ А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – М.: Политиздат, 1997.

9. Леонтьев. А.Н. Лекции по общей  психологии [Электронный ресурс]. –  Электрон. текстовые дан. / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.

10. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы  и эмоции [Электронный ресурс]. –  Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. ― 40 с.

11. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Маслоу – СПб.: Евразия, 1999.

12. Морозов А.В. Индивидуальные особенности  личности [Электронный ресурс]: Деловая  психология: курс лекций. – Электрон. текстовые дан./ А.В. Морозов. – Режим доступа: http://polbu.ru/morozov_psychology/ch13_all.html

13. Психология. Полный энциклопедический  справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896 с.

14. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности [Электронный ресурс] /В.И. Степанский // «Вопросы психологии». – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивационные образования и мотивационные черты личности