Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:50, реферат
Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные,
так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так
как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования,
которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации
весьма различны по своей направленности и эффективности.
Введение.......................................................................3
Определение мотивации..........................................................3
Теории мотивации...............................................................4
Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении 9
Способы мотивации.............................................................12
Мотивация в системе повышения квалификации управленческих работников 19
Мотивация как фактор развития совмещения должностей...........................19
Проблематика середины служебной карьеры.......................................21
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий
других стран..................................................................22
Мотивация труда на российских предприятиях....................................23
Заключение....................................................................24
Список литературы.............................................................25
Работники должны чувствовать, что премия зависит дополнительных, а
не нормативных усилий.
Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны
покрывать затраты на выплату этих премий.
Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не
только от специфики фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости от
специализации работников. В приведенной ниже таблице показаны возможные
способы экономического стимулирования различных групп персонала:
Персонал Вознаграждения
Торговая группа
Индивидуальные комиссионные с объёмов продаж
Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль
Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год
Групповая система долевого участия в прибыли
Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой
Производственные рабочие
Групповая сдельная система оплаты труда
Премии за досрочное завершение работы
Премии за сверхурочную работу
Общая схема долевого участия в прибыли
Секретарь
Вознаграждение за сверхурочную работу
Общая схема долевого участия в прибыли
Повышение до управляющего офисом
Управляющий производством
Вознаграждение за сверхурочную работу
Часть групповой производственной премии
Общая схема долевого участия в прибыли
Предложение о долевом участии в бизнесе
Приведенный список не является исчерпывающим(такой список по отмеченным выше
причинам
составить практически
принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического
стимулирования по группам персонала. Из него видно, что, например, система
вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей
универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.
Мотивация
в системе повышения
Мотивация
в системе повышения
преимущественно базируется на теории ожидания, которая предполагает наличие
определенной цели у работника, решившего повысить свою квалификацию, и пути
достижения этой цели в надежде на то, что чем выше будет его квалификация,
тем быстрее будет осуществляться его профессиональный должностной рост и
связанная с этим мотивация труда.
Любая модель мотивации вообще и в системе повышения квалификации, в
частности, включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости и
связана, прежде всего, с затратами дополнительных усилий (умственных,
физических), полученными результатами, уровнем вознаграждения и степенью
удовлетворенности. В свою очередь, удовлетворение - это результат воздействия
внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Насколько
справедливо вознаграждение по результатам повышения квалификации, настолько
управленческий работник будет стремиться к ее повышению.
Актуальностью данной проблемы является тот факт, что в условиях перехода к
рыночным отношениям особенно обострилась ситуация в области повышения
квалификации и переподготовки персонала, так как рыночные отношения выдвинули
принципиально новые требования не только к руководителям предприятий, но и к
инженерно-управленческим работникам. Возросла в несколько раз потребность в
переподготовке кадров при одновременном снижении уровня материально-
технической базы вследствие отсутствия финансовых средств как в масштабе
государства, так и у предприятий.
Сегодня нет необходимости кого-то убеждать, что первоочередной мерой в этой
области должно стать превращение системы повышения квалификации и
переподготовки кадров в действенный механизм, так как эта проблема является
одной из
ключевых проблем структурной
Шкала доплат к должностному окладу инженерно-управленческих работников за
повышение квалификации с учетом образования, стажа работы и коэффициента
качества труда (КТР)
Инженерно-управленческие работники Образование
КТР
(от 1 и выше) Стаж работы
От 3 до 4 От 5 до 7 От 8 до 11 От 12 до 15 От 15
Конструкторы Среднее - - - - -
Среднее специальное - 5 10 15 20 25
Незаконченное высшее - 10 15 20 25 30
Высшее - 20 30 40 50 60
Кандидат наук - 30 40 50 60 70
Технологи Среднее - - - - - -
Среднее специальное - 5 10 15 20 25
Незаконченное высшее - 10 15 20 25 30
Высшее - 20 30 40 50 60
Кандидат наук - 30 40 50 60 70
Экономисты Среднее - - - - - -
Среднее специальное - 5 10 15 20 25
Незаконченное высшее - 10 15 20 25 30
Высшее - 20 30 40 50 60
Кандидат наук - 30 40 50 60 70
Мотивация как фактор развития совмещения должностей
Для того, чтобы повысить эффективность труда работников аппарата управления и
сократить расходы на его содержание, необходимо не только сокращать излишние
дублирующие звенья, но и неуклонно сокращать общую численность работников
этого аппарата. К сожалению, численность работников аппарата управления не
только не сокращается, но из года в год растет непредвиденными темпами. Пока
учеными-управленцами не предложено соответствующих действующих рекомендаций
по сокращению аппарата управления. По нашему мнению, дальнейшее повышение
эффективности и качества труда инженерно-управленческих работников будет
зависеть от приведения в действие не только материально-технических, но и
социально-экономических факторов, и прежде всего от степени внедрения научной
организации труда, создания благоприятных условий для творческого поиска,
проявления личной инициативы и творческих способностей. Поэтому всякая
недооценка проблемы повышения эффективности труда инженерно-управленческих
работников приводит очень часто на практике к значительному экономическому
ущербу, к тому, что недостатки в организации и стимулировании труда являются
одной из причин понижения ответственности специалистов, а в отдельных случаях
- низкой
эффективности создаваемой
внедрения достижения НТП в производство.
Следовательно,
степень воздействия инженерно-
совершенствование хозяйственного механизма и повышение эффективности
общественного производства должна определяться не только количеством труда,
но и рациональным использованием творческого потенциала
высококвалифицированных работников и приведением в действие значительных
резервов в их труде.
В настоящее время в связи с вхождением российских предприятий в рыночные
отношения и изменением форм собственности у менеджеров предприятий появилось
значительно больше возможностей в части применения конкретной мотивационной
системы за повышенную интенсивность труда.
Мотивирование
за повышенную интенсивность инженерно-
осуществляется по трем направлениям:
совмещение должностей;
расширение зоны обслуживания (выполнение функций отсутствующих
работников);
увеличение объема работ с меньшей численностью работников.
Материальное стимулирование за совмещение должностей осуществляется с учетом
сложности
работ руководителем
руководителя структурного подразделения, где трудится управленческий работник
(начальник отдела, цеха). Размеры доплат не регламентируются и зависят от
конечных результатов деятельности, но они значительно превышают размеры
доплат ранее действующего порядка и могут выплачиваться в размере 100%
зарплаты заменяемого работника. При этом основным критерием в установлении
доплат служит критерий - коэффициент качества труда.
Мотивация управленческих работников за выполнение функций отсутствующих
работников или высвобожденного работника в результате совмещения
осуществляется в зависимости от того, сколько человек согласились выполнять
функции отсутствующего или высвобожденного работника (работников). На доплату
можно расходовать 100% тарифной ставки отсутствующего работника. Указанная
доплата производится при условии, что замещающий не является штатным
заместителем или помощником временно отсутствующего работника. Если замещение
возлагается на штатного заместителя или помощника, то разница в окладах не
выплачивается.
Материальное стимулирование за выполнение больших объемов работ с меньшей
численностью работников осуществляется при условии экономии фонда заработной
платы на конкретном участке работ (отдел, бюро, производственный участок).
Экономия фонда заработной платы, полученная от снижения численности персонала
по сравнению с нормативами, расходуется на доплаты полностью или частично.
Примерная шкала доплат за совмещение должностей, расширение зон обслуживания
и увеличение объема работ с меньшей численностью работников
Наименование должностей Размер доплат в процентах к должностному окладу
за увеличение объема работ с меньшей численностью работников за расширение зон обслуживания (выполнение функций отсутствующих работников) За совмещение должностей
Руководящий и линейный персонал: пом. мастера, ст. мастер, нач. участков, механики-энергетики, нач. смен за каждый процент снижения численности (от 1 до 5, от 5 до 7, от 7 до 10): 50 - 70 - 100
Работники экономических, финансовых отделов и служб в зависимости от срока выполнения дополнительных функций (до 6 месяцев, до 1 года, больше 1 года): 50 - 70 - 100
Конструкторы технологи В зависимости от срока совмещения (до 6 месяцев, до 1 года, больше 1 года): 50 - 70 - 100
Проблематика середины служебной карьеры
У многих людей в возрасте от 35 до 50 лет в какой-то момент
наступает этап “брожения“, когда мотивация резко падает.
Появляется значительное число проблем, корни которых кроются
довольно глубоко.
В середине
служебной карьеры человек
Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение
собственных возможностей. У многих на первый план вновь
выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход
выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины
изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу.
По этим причинам в середине служебной карьеры снижается
мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и
дома. Для их разъяснения каждый должен решить следующие вопросы:
Узкая/широкая специализация по службе.
Нахождение своего места в организации и познание
собственных сильных сторон.
Выяснение границы между мечтой и действительностью.
Одобрение обязанностей, связанных с руководством другими.
Достижение действительного равновесия в обязательствах по