Мотивация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 19:17, реферат

Краткое описание

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для дости­жения личных целей или целей организации. Потребность – ощущение психологического или физиологического недостатка чего-либо. Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

              Традиционная схема структуры доходов работника может быть представле­на следующим образом:

1. Оплата по тарифным ставкам и окладам. Устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести труда, содержания, ответствен­ности, условий труда, квалификации, опыта, рыночной ситуации, уровня цен на предметы потребления и т. д.

2. Рыночный компонент. В нем отражаются результаты переговоров ра­ботника и работодателя относительно оплаты за труд с учетом уровня спроса на труд, предлагаемый работником.

3. Доплаты и компенсации за условия и тяжесть труда, за воздействие независящих от фирмы факторов, таких, как инфляция и рост цен, за ра­боту в вечернюю и ночную смену, с повышенной интенсивностью и т. п.

Компоненты 2 и 3 не зависят от сотрудника, отражая внешние по отноше­нию к нему аспекты трудовой деятельности.

4. Надбавки: так называемый «сдельный приработок», когда производи­тельность труда выше нормы, за работу меньшей численностью, за лич­ный вклад в рост эффективности, прибыли, за стабильно высокое каче­ство работ, выполнение срочных и ответственных заданий.

5. Премии: за качественное и своевременное выполнение договоров и от­дельных этапов, за высокие достижения по итогам года, за изобретения и рационализаторские предложения, за освоение нововведений. Выплаты по компонентам 4 и 5 непосредственно зависят от достижений работника. Часть этих выплат может осуществляться из фонда руководителя.

6. Социальные выплаты — возможны по широкому кругу видов, перечень аналогичен тому, что применяется по группе дополнительных выплат в компании ЗМ.

7. Дивиденды — доход по акциям предприятия, принадлежащим его сотруд­никам; зависит от вида ценных бумаг, принадлежащих работнику, доходов фирмы и решения собрания акционеров по распределению доходов.             

              Отечественные бестарифные модели оплаты труда представляют собой индивидуальные разработки конкретных предприятий, основанные на соб­ственных принципах группировки персонала и уровня его квалификации. Эти системы позволяют использовать в качестве фондообразующих различные по­казатели, достижение которых составляет группу актуальных интересов пред­приятия, и сочетать в оплате за труд, как оценку личных достижений работни­ков, так и степень их участия в образовании капитала собственной фирмы. В основе бестарифной системы оплаты труда лежит разработка «вилок» соот­ношений в оплате труда разного качества для работников выделяемых катего­рий. При этом точка в рамках вилки, конкретный коэффициент, устанавливае­мый работнику по результатам его труда за истекший месяц, аналогична по значению коэффициенту трудового участия. Заработанный за месяц коллекти­вом фонд оплаты труда делится на сумму коэффициентов, установленных в истекший период всем работникам, тем самым определяется «стоимость» од­ного балла коэффициента. Зарплата отдельного работника получается при ум­ножении «стоимости» одного балла коэффициента на установленный ему ко­эффициент. Чем лучше коллективные результаты работы, т. е. чем выше фонд оплаты труда (ФОТ) коллектива, тем больше весомость одного балла коэффи­циента.                                           Варианты бестарифной системы оплаты труда включают или расчеты отно­сительно устанавливаемого минимального прожиточного уровня, а «вилки» ко­эффициентов разрабатываются с учетом этой исходной величины, или разра­ботку сеток размеров заработной платы работников на единицу ФОТ. Для учета доли, приходящейся на капитал, вложенный работником в предприятие, мож­но использовать простой расчет дивидендов, а можно размер вклада в капитал предприятия использовать как один из фондообразующих показателей, сложив его с оплатой за конкретный трудовой вклад работника в конечные результаты.                                                         Отечественная практика распределения коллективной премии или при­работка между работниками рекомендует использование коэффициента тру­дового участия (КТУ), позволяющего определить вклад каждого работника в достижение общих результатов.

При применении КТУ учитываются следующие рекомендации:

-      эта система индивидуальна для каждой категории работников и подраз­делений;

-         КТУ разрабатывается и изменяется в зависимости от актуальных целей, стоящих перед организацией;

-        положение о стимулировании, включающее описание порядка расчета коллективного приработка и премии на основе КТУ, принимается на об­щем собрании коллектива организации по согласованию с профсоюзной организацией и утверждается руководителем;

-       для каждой профессионально-квалификационной группы разрабатыва­ются системы показателей, позволяющих оценить конечные результаты труда и вклад каждого, а также основания, порядок и величина сниже­ния и повышения уровня КТУ;

-       обычно в качестве базового значения КТУ принимается единица, вокруг которой может колебаться реальная величина КТУ каждого работни­ка; последнюю устанавливает его непосредственный руководитель, а в кол­лективе, работающем на условиях подряда, этот параметр еще анализи­руется и утверждается собранием коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.         Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 1998. – 160с.

2.         Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 232 с.

3.          Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – 702 с.

4.         Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом.- СПб: Питер, 2000.- 416 с.

5.         Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 512 с.

 

21

 



Информация о работе Мотивация