Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:23, реферат
Туризм - явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.
.Введение……………………………………………………………………..2
1. Характеристика предприятия ……………………………………………3
1.2 Комплексный анализ деятельности предприятия. SWOT-анализ…….5
1.3 .Разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия … ……………………………6
2. Индивидуальное задание «…» ……………………………………………..8
3. Экскурсия …………………………………………………………………27
4. Заключение …………………………………………………………………33
5. Список использованных источников ………………………………………34
2. АНАЛИЗ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
Теория мотивации стала активно разрабатываться
в xx в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности
были известны с древних времен. В настоящее
время существует несколько различных
теорий мотивации, которые условно можно
разбить на три группы: первоначальные,
содержательные, процессуальные.
2.1 Первоначальные теории мотивации
Первоначальные теории мотивации складывались
исходя из анализа исторического опыта
поведения людей и применения простых
стимулов принуждения, морального и материального
поощрения. Наиболее известной и до сих
пор широко применяемой, как было сказано
выше, является политика «кнута и пряника».
«Кнутом» раньше чаще всего был страх
смертной казни или изгнания из страны
за невыполнение указаний царя, короля
или князя, а «пряником» выступало богатство
(«полцарства») или родство с правителем
(«принцесса»). Эта теория мотивации широко
использована в сказках и преданиях народов
мира. Политика «кнута и пряника» подкупает
простотой мотивов и стимулов к достижению
поставленной цели, кстати, не всегда четко
сформулированной правителем («сходи
туда, не знаю куда, принеси то, не знаю
что»), она предпочтительна в экстремальных
ситуациях, когда цель четко обозначена,
и вряд ли пригодна для выполнения сложных
проектов с большой продолжительностью
и значительным числом участников.
Теории «Х», «У», «Z». [7]
Привлекают простотой использования мотивов
и стимулов теории
«Х», «У» и «Z», в основе которых отношение
человека к труду. Теория «Х» была первоначально
разработана Ф. Тейлором, а затем развита
и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил
к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена
значительно позднее, в 80-х гг. хх века,
В. Оучи (модель поведения и мотивации
человека). «Х», «У» и «Z» - это совершенно
разные модели мотивации , ориентированные
на разный уровень потребностей, и , соответственно
, руководитель должен применять весьма
различные стимулы к труду. Рассмотрим
эти теории более подробно.
Теория «Х» базируется на следующих предпосылках:
В теории «Х» легко сочетаются черты плохого
российского и азиатского работника с
задатками рабской психологии. Поэтому
естественным является применение в качестве
главного стимула принуждения, а вспомогательного
– материального поощрения. Отсталые
люди имеются в любом обществе, разница
заключается лишь в их доле от трудоспособного
населения страны.
Теория «У» является антиподом теории
«Х» и ориентирована совсем на другую
группу людей. В основе теории «У» следующие
предпосылки:
модель по теории «У» отражает передовую,
творчески активную часть общества. Стимулы
побуждения к труду в теории «У» располагаются
в следующем порядке: самоутверждение,
моральное и материальное поощрение, принуждение.
Очевидно, что удельный вес работников,
описываемых этой теорией, невелик – по
данным наших исследований, от 15 до 20% от
численности коллектива. Чаще всего они
являются индивидуалистами и не могут
полностью раскрыть свои таланты в социальной
группе.
Основные предпосылки теории «Z»:
Теория «Z» описывает хорошего работника,
предпочитающего работать в группе и иметь
стабильные цели деятельности на длительную
перспективу. Во многом ей соответствуют
японские работники крупных промышленных
компаний. Однако работники, описываемые
теорией «Z», имеются практически во всех
странах на крупных стабильных предприятиях.
Эффективность применения данной теории
определяется удельным весом таких людей
в коллективе. Стимулы побуждения к труду
для работников, описываемых теорией «Z»,
эффективны в такой последовательности:
материальное поощрение, моральное поощрение,
самоутверждение, принуждение.
Таким образом, работники, описываемые
теориями «Х», «У» и «Z», образуют различные
группы людей и предпочитают различные
мотивы поведения и стимулы побуждения
к труду. На предприятии представлены
все типы людей, и применение той или иной
концепции мотивации определяется удельным
весом работников конкретного типа в группе.
2.2 Содержательные теории мотивации
Содержательные теории базируются на
иерархии потребностей человека, которые
являются движущей силой трудовой деятельности
людей в процессе общественного производства.
Наиболее известными теориями мотивации
этой группы являются:
Теория потребностей Маслоу.
Абрахам Маслоу – один из крупнейших ученых
в области мотивации и психологии. Его
теория психологии управления включает
в себя следующие основные идеи и предпосылки:
В соответствии с теорией Маслоу существует
пять групп потребностей.
Теория потребностей Маслоу – одна из
наиболее известных теорий
мотивации. Она показывает, как те или
иные потребности могут воздействовать
на мотивацию человека к деятельности
и как предоставить человеку возможности
удовлетворять свои потребности.
Теория существования, связи и роста
Альдерфера. К. Альдерфер считает,
что потребности человека могут быть объединены
в отдельные группы. Однако, в отличии
от Маслоу, он считает, что таких групп
потребностей существует только три:
Потребности существования, по Альдерферу,
включают в себя две группы потребностей
пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические.
Потребность связи, по Альдерферу, отражает
социальную природу человека, стремление
человека быть членом семьи, иметь коллег,
друзей, врагов, начальников и подчиненных.
Поэтому к данному виду можно отнести
полностью потребности принадлежать к
социальной группе, признания и уважения,
которые связаны со стремлением человека
занимать определенное положение в окружающем
мире, а также ту часть потребностей безопасности
пирамиды Маслоу, которая связана с групповой
безопасностью. Потребности роста аналогичны
потребностям самовыражения пирамиды
Маслоу и включают в себя также те потребности
группы признания и самоутверждения, которые
связаны со стремлением к развитию уверенности
и самосовершенствованию.
Эти три группы потребностей так же как
и в теории Маслоу, расположены иерархически.
Однако между теориями Маслоу и Альдерфера
есть одно принципиальное различие. Согласно
Маслоу, происходит движение от потребности
к потребности только снизу вверх: когда
удовлетворены потребности нижнего уровня,
человек переходит к следующей, более
высокого уровня потребности. Альдерфер
полагает, что движение идет в обе стороны:
наверх, если не удовлетворена потребность
нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется
потребность более высокого уровня. При
этом Альдерфер думает, что в случае неудовлетворенности
потребности верхнего уровня усиливается
степень действия потребности более низкого
уровня, что переключает внимание человека
на этот уровень.
Теория приобретенных потребностей Мак
Клелланда. Теория Дэвида Мак Клелланда
связана с изучением и описанием влияния
на поведение человека потребностей достижения,
соучастия и властвования. Эти потребности,
если они достаточно сильны у человека,
оказывают заметное воздействие на его
поведение, заставляя предпринимать усилия
и осуществлять действия, которые должны
привести к удовлетворению этих потребностей.
Потребность достижения проявляется в
стремлении человека достигать стоящих
перед ним целей более эффективно, чем
он это делал ранее. Индивидуумы, имеющие
высокую потребность достижения, готовы
браться за работу, несущую в себе элементы
вызова, что позволяет им самостоятельно
ставить цели. Однако им очень трудно заниматься
задачами, в решении которых нет ясного
и ощутимого результата, наступающего
достаточно быстро. Качество результата,
а также качество их работы не обязательно
являются наивысшими. Люди с данной потребностью
много и охотно работают, но не очень любят
деться работой с другими. Совместно полученный
результат их устраивает гораздо меньше,
чем если бы они получили этот результат
в одиночку.
Потребность соучастия проявляется в
виде стремления к дружеским отношениям
с окружающими. Люди с высокой потребностью
соучастия стараются устанавливать и
поддерживать хорошие отношения, стремятся
получить одобрение и поддержку со стороны
окружающих, обеспокоены тем, что о них
думают другие. Для них очень важно, что
они нужны кому-то, что их друзья и коллеги
не безразличны к ним и их действиям.
Потребность властвования является приобретенной,
развивается на основе обучения, жизненного
опыта и состоит в том, что человек стремится
контролировать людей, ресурсы и процессы,
протекающие в его окружении. Лица с высокой
мотивацией властвования могут быть подразделены
на две взаимоисключающие группы. Первую
группу составляют те, кто стремится к
власти ради властвования. В первую очередь
их привлекает сама возможность командовать
другими. Интересы организации для них
часто отходят на второй план и даже теряют
смысл, так как они концентрируют первостепенное
внимание на своей руководящей позиции
в организации, на своих возможностях
властвовать, на своей силе в организации.
Ко второй группе относятся те лица, которые
стремятся к получению власти ради того,
чтобы добиваться решения групповых задач.
Эти люди удовлетворяют свою потребность
властвования тем, что определяют цели,
ставят задачи перед коллективом и участвуют
в процессе достижения целей. При этом
очень важно отметить, что они ищут возможности
мотивирования людей на достижение этих
целей и работают вместе с коллективом,
как над определением целей, так и над
их достижением.
Мак Клелланд считает, что из трех рассматриваемых
в его концепции потребностей для успеха
менеджера наибольшее значение имеет
развитая потребность властвования второго
типа. Поэтому, исключительно важно, чтобы
работа руководителя давала возможность
менеджерам удовлетворять эту потребность.
Потребности, рассматриваемые Мак Клелландом,
не расположены иерархически и могут иметь
различную степень проявления. Так, потребность
властвовать существует при низкой потребности
соучастия.
Теория двух факторов Герцберга.
Во второй половине 1950-х гг. хх в. Фредерик
Герцберг с сотрудниками разработал новую
модель мотивации, основанную на потребностях.
Возглавляемая им группа исследователей
попросила 22 инженеров и конторских служащих
одной крупной лакокрасочной фирмы ответить
на следующие вопросы: «Можете ли вы описать
подробно, когда после описания служебных
обязанностей чувствовали себя особенно
хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно,
когда после выполнения служебных обязанностей
чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно выводам Герцберга, полученные
ответы можно подразделить на две большие
категории, которые он назвал «факторами
условий труда» («гигиенические») и «мотивирующими
факторами» (таблица 1).
Таблица 1
Теория двух факторов Герцберга