Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа
Актуальность проблем мотивации признается сегодня и наукой, и практикой. От четко разработанных систем управления трудовой мотивацией работников зависит не только повышение творческой и социальной активности конкретного работника, но и эффективность работы предприятия различных форм собственности.
Овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.
1.Введение……………………………………………………….…….3
2.Глава 1.Сущность мотивации……………………………….……...5
3.Глава 2.Основые теории мотивации………………………………11
4.Глава 3.Заключение………………………………………….……..23
5.Содержание……………………………………………
По отношению к таким работникам руководство должно осуществляться в форме дружеского партнерства. Для них надо создавать условия для общения на работе. Хорошие результаты дают групповая форма организации труда и групповые мероприятия, выходящие за рабочие рамки, напоминания работникам о том, как их ценят коллеги по работе.
4. Потребности в признании и уважении отражают желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это.
Люди, испытывающие сильное влияние данной потребности, стремятся к лидерскому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. Управляя такими людьми, надо использовать различные формы морального поощрения, признавать их заслуги. Для этого могут быть полезны присвоение титулов и званий, освещение в прессе и упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различных наград и т. п.
5. Потребности в самовыражении проявляются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т. п.
Данные потребности в гораздо большей степени, чем другие, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с этой потребностью открыты к восприятию себя и окружения, они созидательны и независимы.
При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие максимально реализовать их способности, предоставлять свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
Заметный вклад в
разработку проблемы мотивации поведения
внесла теория приобретенных потребностей
Д. Мак-Клелланда (1962 г.). Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов
о важности биологических и других "базисных"
потребностей в мотивации поведения работников,
Д. Мак-Клелланд попытался выявить наиболее
важные среди "вторичных потребностей",
которые актуализируются при условии
достаточной материальной обеспеченности.
По утверждению Д. Мак-Клелланда, любая
организация предоставляет работнику
возможности реализовать три потребности
высшего уровня: достижения, соучастия,
во власти. Д. Мак-Клелланд рассматривает
их как приобретенные под влиянием жизненных
обстоятельств, опыта и обучения.
Потребности достижения проявляются в
стремлении человека достичь стоящих
перед ним целей эффективнее, чем он делал
это ранее.
Люди с высоким уровнем потребности достижения ведут себя так:
1) Они готовы браться за работу, несущую
элементы вызова, что позволяет им самостоятельно
ставить цели.
2) Им трудно заниматься работой, которая
достаточно быстро не дает ясного и ощутимого
результата; они могут постоянно и с энтузиазмом
заниматься решением задачи, но при этом
им необходим результат.
3) Качество их работы не обязательно является
наивысшим.
4) Они много и охотно работают, но не любят
делиться работой с другими; совместно
полученный результат устраивает их гораздо
меньше, чем полученный самостоятельно.
5) Им нравится принимать решения, отвечать
за выполнение задач; они увлекаются решением
задач и легко берут на себя персональную
ответственность.
На основе исследований Д. Мак-Клелланд
пришел к выводу о том, что потребность
достижения можно отнести к характеристике
не только отдельных людей, но и отдельных
обществ. Общества, где высока потребность
достижения, обычно имеют высокоразвитую
экономику.
Считается, что наличие у работников высокой
потребности достижения влияет на их активность
и результативность. Поэтому полезно оценивать
уровень этой потребности у работников
при приеме в организацию, продвижении
по службе, а также для приведения в соответствие
с этой потребностью характера и содержания
их работы.
Фредерик Герцберг на основе экспериментальных
исследований предположил, что на мотивацию
и удовлетворенность персонала влияют
две группы факторов и предложил свою
теорию мотивации персонала — Двухфакторную
теорию мотивации.
Двухфакторная теория мотивации — психологическая
теория мотивации, созданная в конце 1950-х
годов Фредериком Герцбергом. Согласно
этой теории, на рабочем месте, наряду
с определёнными факторами, которые вызывают
удовлетворение от работы, в то же время,
существует отдельный набор факторов,
который вызывает неудовлетворённость
от работы.
Теория базируется на потребностях человека.
По его просьбе 200 инженеров и бухгалтеров
одной крупной фирмы описали ситуации,
когда их работа приносила им особое удовлетворение
и когда она особенно им не нравилась.
В результате экспериментов, Герцберг
пришёл к выводу, что существуют 2 основные
категории факторов оценки степени удовлетворённости
от выполненной работы. Факторы, удерживающие
на работе и факторы, мотивирующие к работе.
1) Факторы, удерживающие на работе (гигиенические
факторы) — административная политика
компании, условия труда, величина заработной
платы, межличностные отношения с начальниками,
коллегами, подчинёнными.
2) Факторы, мотивирующие к работе, (мотиваторы)
— достижения, признание заслуг, ответственность,
возможности для карьерного роста.
Гигиенические факторы связаны со средой,
в которой выполняется работа. По теории
Герцберга, отсутствие или недостаток
гигиенических факторов приводит к неудовлетворённости
человека своей работой. Но, если они представлены
в достаточном объёме, сами по себе они
удовлетворения не вызывают и не способны
мотивировать человека к нужным действиям.
Отсутствие мотиваторов, а они связаны
с характером и сутью самой работы, не
ведет к неудовлетворению людей работой,
однако их присутствие в должной мере
вызывает удовлетворение и мотивирует
работников к нужным действиям и повышению
эффективности.
1.7. Теория справедливости (равенства).
Эту теорию в 60-е годы XX ст. разработал американский ученый С. Адаме по результатам исследований, проведенных им в компании "Дженерал Электрик" .
Основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости).
Сравнение собственного вознаграждения с вознаграждением коллег носит субъективный характер, так как базируется на собственной неполной и неточной информации, а иногда и на слухах.
При обнаружении несправедливости
у работника возникает
1) снизить интенсивность и качество работы;
2) требовать увеличения вознаграждения, повышения оплаты, продвижения по службе, улучшения условий труда;
3) требовать компенсировать недоплату продукцией;
4) переоценить собственные возможности, потерять уверенность в себе, чувство перспективы;
5) попытаться заставить коллег работать больше, так как они больше получают;
6) повлиять на руководство, чтобы оно для восстановления справедливости уменьшило вознаграждение коллегам;
7) изменить для себя объект сравнения, решив, что коллега находится в особых условиях (имеет личные связи с руководством или особые качества и способности);
8) перейти в другое подразделение или уволиться.
Как мы видим, большинство возможных действий сотрудника по восстановлению справедливости имеет отрицательные последствия для организации.
1.8. Теория постановки целей.
Эту теорию в 1966 г. разработал Э. Лок. Его первым основополагающим трудом по теории постановки целей считается опубликованная в 1968 г. статья "О теории мотивирования и стимулировании целями". Корни этой теории в определенном смысле уходят в разработки Ф. Тейлора (20-е годы XX ст.), П. Драгера (50-е годы), Д. Мак-Грегора (60-е годы). Значительный вклад в разработку этой теории внесли ученые Т. Раен и Г. Латам .
Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой и ради достижения которых совершает определенные действия.
В общем виде модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек с учетом своего эмоционального состояния осознает и оценивает происходящие вокруг него события. На основе этого он определяет для себя цели, к которым намерен стремиться, выполняет определенную работу, достигает намеченного результата и получает от этого удовлетворение .
Рассматриваемая теория утверждает, что готовность человека затрачивать определенные усилия, выполнять работу на определенном уровне в значительной степени зависят от четырех характеристик целей: сложности, специфичности, приемлемости, приверженности им.
Сложность цели отражает степень профессионализма и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. Существует непосредственная связь между сложностью цели и выполнением работы по ее достижению. Чем сложнее цели, которые ставит перед собой человек, тем лучших результатов он может достичь. Исключение составляет случай, когда ставятся нереальные, сложные цели. Работники могут просто игнорировать слишком сложные цели. Поэтому усложнение целей дает положительный эффект только тогда, когда они реальны.
Специфичность цели отражает ее количественную ясность, точность и определенность. Экспериментально установлено, что более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, лучшему исполнению работы, чем те, которые имеют широкий смысл, нечетко определенное содержание и границы. Человек, имеющий слишком широкие по смыслу и содержанию цели, работает так же, как тот, кто совершенно не имеет перед собой целей. Но нельзя и слишком сужать цели, ибо тогда вне поля зрения и внимания человека останутся важные стороны осуществляемой им деятельности.
Приемлемость цели отражает степень, до которой человек воспринимает ее как собственную. Если человек именно так воспринимает поставленную перед ним цель, сложность и специфичность для него не имеют большого значения. Приемлемость цели для человека напрямую зависит от ее достижимости и выгодности. Если потенциальные выгоды от достижения цели не очевидны, она может быть не принята. Поэтому руководители, формулируя цели перед подчинёнными, должны представлять их как достижимые, выгодные, справедливые и безопасные.
Приверженность цели отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для ее достижения. Это очень важная характеристика, особенно на стадии выполнения работы. Она может стать решающей, если выполнить работу намного труднее, чем это казалось при постановке целей. Если все легко получается, приверженность цели у работника возрастает, а при появлении трудностей снижается. Руководство должно постоянно контролировать уровень приверженности цели у работников и предпринимать необходимые меры для ее поддержания.
Последним шагом процесса мотивации в теории постановки целей является удовлетворенность работника результатом. Он не только завершает цепочку процесса мотивации, но и является исходным для следующего ее цикла.
Если получен позитивный результат, человек получает удовлетворение, а если негативный — расстраивается. Теория постановки целей утверждает, что удовлетворенность или расстройство человека определяется двумя взаимосвязанными процессами: внутренними по отношению к нему и внешними. Внутренние процессы в основном связаны с тем, как сам человек оценивает полученный им результат в сравнении с поставленной целью, а внешние процессы — с оценкой исполнения окружением. Позитивная реакция окружения (благодарность руководства, продвижение по службе, повышение оплаты, похвалы коллег и т. п.) вызывает удовлетворение, негативная приводит к неудовлетворенности.
1.9. Теория Л. Портера — Э. Лоулера.
В 1968 г. Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая содержит элементы теории ожиданий и теории справедливости [19]. Модель этих авторов, согласно которой достигнутые результаты зависят от затраченных сотрудником усилий, его способностей, а также сознания им своей роли приведена на рис. 3.5. Уровень затраченных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что приложенные усилия действительно повлекут за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В модели устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.
Один из наиболее важных выводов теории Л. Портера — Э. Лоу-лера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению работников. Это прямо противоположно точке зрения большинства менеджеров и ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение способствует достижению высоких результатов в труде, или, другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше.
Справедливость точки зрения Л. Портера и Э. Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его, подтверждают исследования.
Теория Л. Портера — Э. Лоулера внесла значительный вклад в понимание мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Она показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в единую теорию мотивации.
Установлено, что только при наличии определенных условий повышение заработной платы стимулирует повышение производительности труда. Первое состоит в том, что люди должны придавать заработной плате большое значение. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью и в то, что повышение производительности труда обязательно приведет к повышению заработной платы.
Очевидно, что для персонала желательно наличие связи между заработной платой и достигаемыми трудовыми результатами. Однако исследования показали, что менеджеры часто оценивают затраченные работником усилия исходя из его стажа и времени, проведенного на работе, а вовсе не из достигнутых результатов.
Для установления связи между заработной платой и достигаемыми трудовыми результатами Э. Лоулер предложил разделить заработную плату работника на три части. Одна ее часть выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто выполняет в организации аналогичные обязанности, должны получать за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту часть заработной платы, но ее размер автоматически регулируется. Размер третьей части заработной платы варьируется для каждого работника и зависит от достигнутых им результатов в предшествующий период. Для плохого работника он должен быть минимальным, для хорошего — максимальным: примерно как первые две части вместе взятые. Размер третьей части заработной платы может меняться в зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующий период.