Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:40, реферат
Одной из важных задач менеджмента является продуктивное использование вверенных ему человеческих ресурсов. Не зря говорят: «Наше самое большое богатство – это люди».Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять её. Для воплощения своих решений в дела руководитель применяет основные принципы мотивации.
Применительно к задачам управления мотивация – это набор приемов и инструментов, который управляющий использует для направления внутренних движущих сил (мотивов) исполнителей на достижение установленных целей. Поведение человека всегда мотивировано.
1. Понятие мотивации.
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Мотивация как функция Менеджмента
CoolReferat.com
АО «Финансовая Академия»
Кафедра «Экономика, учет и аудит, оценка»
РЕФЕРАТ
На тему: «Мотивация как функция Менеджмента»
Выполнила: студентка 2 курса
Группа ФР-22
Кожахметова Галия
Проверила: Исаева Б.К.
Астана 2010 год
Содержание
1. Понятие мотивации.
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Мотивация как функция Менеджмента
1.Понятие мотивации
Одной из важных задач менеджмента является продуктивное использование вверенных ему человеческих ресурсов. Не зря говорят: «Наше самое большое богатство – это люди».Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять её. Для воплощения своих решений в дела руководитель применяет основные принципы мотивации.
Применительно к задачам управления мотивация – это набор приемов и инструментов, который управляющий использует для направления внутренних движущих сил (мотивов) исполнителей на достижение установленных целей. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления, всегда следует искать мотив поведения. Управляющих всегда интересовало в каких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию. Этот интерес рос по мере расширения личных свобод подчиненного, его превращений в подлинного сотрудника, в частного сопредпринимателя, когда традиционные меры сдерживания и подавления, которые в свое время приводили в движение армии слуг и рабов уже не срабатывали.
Первые систематические исследования в этом направлении были проведены Э.Майо и его сотрудниками в США на заводах компании «Вестерн Электрик». Они велись многие годы. Изучались внешние условия, освещение, окраска рабочих помещений, организация рабочего места, регулирование интервала в производственном процессе и т.д. Были созданы условия для оценки результатов экспериментов. Результат сводился к формуле: людям нравится ощущать свою значимость». Однако данные эксперименты не дали модели мотивации, которая бы объяснила побудительные мотивы к труду, истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий.
Существует
целый ряд концепций и
Потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности Существуют первичные и вторичные потребности. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, и как правило являются врожденными (потребности в пище, в воде, в дыхании и т.д.). Вторичные потребности по своей природе психологические. Например, потребности в уважении, в успехе, привязанности, власти и т.д.
Побуждение
– это ощущение в чем-либо, имеющее
определенную направленность. Оно является
поведенческим проявлением
Модель
мотивации поведения через
потребность побуждения(мотивы) Поведение ЦЕЛЬ
Результат удовлетворения
Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах, в будущем. Люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.
С проблемой
мотивации связано понятие возн
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде ряда последовательно сменяющихся этапов:
Первый этап - возникновение потребностей. Потребность, какуказывалось выше, лежит в основе возникновения мотива к осуществлению действия.Однажды возникнув, она требует от человека определенной реакции для своего устранения, и может возобновляться после устранения многократно.
Второй этап - поиск путей устранения потребностей. Поскольку потребность возникла и создает для человека состояние неудовлетворенности, он начинает искать возможности устранить ее: это может быть удовлетворение (действием), сознательно-волевое подавление и др.
Третий этап - определение набора и направления необходимых действий. Определяется, что и какими средствами необходимо сделать, чтобы в конечном итоге иметь возможность нейтрализовать возникшую потребность. На данной стадии у человека возникают мотивы к конкретному набору действий, и происходит сопоставление четырех вопросов:
а) что необходимо получить, чтобы устранить потребность,
б) что необходимо сделать, чтобы получить это,
в) насколько это реально сделать, каковы средства, в какой мере можно достичь
результата,
г) в какой мере возможный результат способен устранить потребность.
Четвертый этап осуществление действий. На этом этапе человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить те выбранные им действия, которые в конечном итоге дадут ему в качестве результата нечто, при помощи чего возможна нейтрализация потребности. Поскольку процесс работы сам по себе тоже оказывает влияние на мотивацию, на данном этапе может происходить корректировка набора и направления необходимых действий.
Пятый этап получение вознаграждения за осуществление действий. Это может быть как вознаграждение в прямом смысле, то есть материальное поощрение, которое в дальнейшем возможно обменять на необходимый для устранения потребности объект, либо другой желаемый результат, то есть сам этот объект. На данном этапе выясняется, насколько выполнение выбранных действий привело к желаемым результатам.
Шестой этап устранение потребностей. В зависимости от того, насколько ликвидировано состояние неудовлетворенности, вызывавшееся потребностью, а так же от того, вызывает или нет устранение данной потребности появление новых потребностей, не является ли данная потребность возрастающей по мере удовлетворения, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает поиск новых возможностей и осуществление новых действий по устранению оставшихся потребностей.
Определение потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема содержания является предметом изучения содержательной теории мотивации.
А. Маслоу рассматривает людей не просто как продукт их прошлого и обучения, но и как развивающихся и самоуправляющихся индивидуумов, способных формировать собственную жизнь. Он признавал, что люди имеют множество различных потребностей, которые представляют иерархическую систему. Маслоу разделил эти потребности на 5 категорий:
Подход Маслоу был назван методом «иерархии потребностей». Он считал, что потребности можно расположить в строгой иерархической структуре:
Физиологические
Безопасность и защищенность потребности
Социальные
Уважение
Самовыражение
А. Маслоу полагал, что только тогда, когда потребность низшего порядка удовлетворена, приобретает потребность более высокого порядка и внимание человека обращается к удовлетворению высшей потребности. В каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности.
Теория А. Маслоу внесла большой вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей.
Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, человек должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Руководитель должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. Со временем меняются и подходы мотивации. Так, если раньше преобладал экономический подход, то сейчас преобладает социально-психологический подход к мотивации.
Теория потребностей Мак-Клелланда.
Подход Мак-Клелланда основан на изучении структуры мотивов и их влияния на поведение личности. Он счиатл, что людям присущи три потребности власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, стремящиеся отстаивать свои позиции.
Потребность учпеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха испытывают сильное желание обратной связи, принимают на себя разумный риск – ставят перед собой умеренные цели, соревнуются скорей сами с собой, чем с другими работниками и постоянно стремятся к совершенствованию.
Люди причастные к мотивации на основании потребности в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживаний дружеских отношений, оказании помощи другим. Они привлекаются к такой работе, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
Американский психолог и специалист в области экономики Ф.Герцберг разработал модель мотивации, основанную на потребностях.
Большую группу инженеров попросили ответить на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?»? и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей вы чувствовали себя особенно плохо»? Полученные данные он разделил на 2 категории и назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией»