Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:44, контрольная работа
Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.
Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами.
Теоретический вопрос ................................................................................ 3
Контрольные тестовые задания ................................................................. 13
Задачи ........................................................................................................... 15
Список литературы ..................................................................................... 16
План работы
Стр.
Теоретический вопрос .............................. |
3 |
Контрольные тестовые задания .............................. |
13 |
Задачи .............................. |
15 |
Список литературы .............................. |
16 |
МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, МОТИВОВ И СТИМУЛОВ К ТРУДУ. АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ
Всех выдающихся руководителей объединяет одно:
умение находить общий язык с окружающими
Джон Максвелл «21 самая важная минута
в сутках руководителя».
Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения.
Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. Внешние мотивы называются стимулами («стимул» - заостренная палка, которой в древности погоняли животных). Стимулы могут быть материальными или нематериальными. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.
Успешный руководитель должен понимать, что мотивы работают в сложном переплетении с прочими психическими явлениями (потребностями, стимулами, установками, притязаниями, ожиданиями и оценкой).
Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключен основа мотивации.
Рис. 1. Механизм мотивации работников
Принят следующих механизм мотивации работников (рис. 1). Потребность (объективная необходимость) сталкивается с текущими притязаниями и ожиданиями работников (различаются по степени ситуационной конкретизации), которые направлены на те или иные блага (услуги, продукты, ценности) или стимулы. Важно отметить, что стимул может быть и нереализуемым, тогда он будет отторжен сознанием работников. Однако в случае реализуемого стимула происходит его принятие, и в сознании формируется неактуализированный мотив. Для превращения последнего в катализатор поведения личности работника решающее значение имеет новизна ситуации, состояние внешней среды, в которой находится работник. Если ситуация известна, то «в игру» вступают установки (предрасположенность человека к различным формам поведения). Если установка позитивна, то формируется актуализированный мотив, ведущий к непосредственным действиям.
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические.
К духовным мотивам относятся:
Дифференциация соревнующихся по группам, близким по условиям, характеру производства и т.д.;
- Одинаковая система показателей;
- Определение занятых мест всех соревнующихся;
- Строго дифференцированное поощрение победителей;
Получаемое в результате удовлетворения потребности вознаграждение подразделяется на внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определённого действия. Так, выполнение сложного поручения вызывает приятное чувство выполнения цели, устранение проблемы, вызывающей сильное беспокойство у других людей, может быть воспринято индивидом как исполнение собственной миссии.
Внешнее вознаграждение – это выгоды, предоставляемые индивиду менеджером. Они включают в себя продвижение по службе, увеличение заработанной платы. Такое вознаграждение приходит из вне как результат удовлетворения чьих-то потребностей.
Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.
Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.
Для понимания трудового поведения человека и построения обоснованной системы стимулирования персонала важно понимание тех психологических закономерностей и ключевых принципов, которые лежат в основе трудовой мотивации. К этим ключевым принципам могут быть отнесены:
Можно выделить достаточно широкий круг потребностей, лежащих в основе трудовой мотивации и оказывающих влияние на организационное поведение и работу человека. Рассмотрим те потребности, которые следует учитывать в первую очередь при разработке системы управления персоналом организации и, в частности, системы стимулирования труда.
1. Физиологические потребности – это такие потребности, как потребность в еде, воздухе, воде, одежде, крыше над головой, то есть потребности, обеспечивающие само существование человека как биологического организма.
Работники также должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления сил. Руководство многих компаний уже начало понимать, что здоровье и хорошая физическая форма работника является таким же ресурсом, как его квалификация и опыт. Поэтому программам, направленным на оздоровление и поддержание хорошей физической формы сотрудников уделяется все больше внимания. Сюда входит оплата страхового полиса, аренда спортивных залов, кортов, бассейна для сотрудников. Очень важно, что эти программы являются выгодными для организации. Опыт многих организаций показывает, что деньги, вложенные в здоровье работников, окупаются сторицей.
2. Потребности в безопасности. Сюда
можно отнести такие
3. Потребность в принадлежности
к социальной группе играет
очень существенную роль в
жизни человека. Социальные контакты,
которые работники
Чтобы помочь работникам в удовлетворении этой группы потребностей, некоторые компании сознательно организуют коллективные мероприятия, позволяющие объединить и сплотить рабочий коллектив - общие празднования знаменательных для организации событий и дат, выезды на природу. Любые коллективные мероприятия, в том числе и спортивные, обеспечивают прекрасную возможность для установления и поддержания дружеских взаимоотношений. Если работникам длительное время приходится работать в одиночестве, они начинают испытывать серьезный дискомфорт, что негативно сказывается на их рабочих результатах, ухудшает отношение к работе и вызывает высокую текучесть кадров.
4. Потребность в оценке и
Для удовлетворения этой группы потребностей может служить сложившаяся в организации система оплаты труда, система оценки рабочих результатов, система должностного и профессионального роста и планирования карьеры. Кроме того, для удовлетворения потребности работников в оценке и уважении в организации могут устраиваться торжественные мероприятия, на которых отмечаются заслуги наиболее отличившихся сотрудников. Формы признания заслуг могут быть самыми разными – от наделения отдельных людей определенными привилегиями (отдельный кабинет, служебная автомашина) до заметок в местных органах печати или вручения недорогих сувениров. Практически для всех организаций, добившихся значительных успехов и ставших признанными мировыми лидерами, программы обеспечения признания и поощрения за достижения в работе являются обязательным элементом системы управления персоналом.
5. Потребность в
6. Власть и оказание влияния. В условиях организации этот мотив может проявляться не только в стремлении человека оказывать влияние на других людей, но и в желании осуществлять контроль за своей рабочей ситуацией, в стремлении к большей самостоятельности в работе. Учет этой группы потребностей проявляется в том, что все нарастающее число компаний готовы делегировать больше полномочий и ответственности своим сотрудникам.
7. Потребность в достижении. Потребность
в достижении высокого
Потребность в достижении результата многие ученые рассматривают как важнейший фактор, оказывающий влияние на рабочее поведение человека. Работники с высокой потребностью в достижении стремятся к труднодостижимым целям, к сложной работе, их привлекает самостоятельная, разнообразная работа. Работники с низкой потребностью достижения предпочитают стабильные, надежные, предсказуемые ситуации. Они болезненно относятся к формальному, жесткому контролю, предпочитая более мягкие формы контроля.