Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 15:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение вопросов теории и механизмов управления персоналом гостиниц, разработка рекомендаций по применению современных мотивационных систем в условиях гостиничного комплекса.
Задачами являются:
1.Рассмотреть теоретические вопросы и современную практику мотивации персонала.
2.Произвести анализ существующей системы мотивации в гостиницах.
3.Разработать предложения по совершенствованию системы мотивации для гостиниц
ВВЕДЕНИЕ
Одна
из главных задач предприятий
различных форм собственности и
сфер деятельности – поиск эффективных
способов управления трудом, обеспечивающих
активизацию человеческого
Цель курсовой работы: изучение вопросов теории и механизмов управления персоналом гостиниц, разработка рекомендаций по применению современных мотивационных систем в условиях гостиничного комплекса.
Задачами являются:
Объект курсовой работы: персонал гостиниц.
Предмет курсовой работы: мотивационная программа гостиниц..
Гипотеза работы: влияние мотивационной системы на повышение эффективности управления гостиничным предприятием.
Данная тема изучена отечественными и зарубежными специалистами, такими как Шапиро С.А., Дмитриева Е.П., Маслов Е.В., но является достаточно актуальной и требует дальнейшего изучения.
Методы исследования: описательный и сравнительный, методы системного анализа, а также используются приёмы классификации и обобщения.
Структура курсовой работы: она состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендации, библиографического списка.
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека к правильному использованию стимулов к труду.
Мотивы
( «motif» - фр. Побудительная причина,
повод к тому или иному действию)
- это совокупность психических движущих
причин, обуславливающих поведение,
действие и деятельность людей. В основе
мотивов лежат потребности, интересы,
склонности и убеждения. Мотив не только
побуждает человека к действию, но и определяет,
как это действие будет осуществлено.
Понимание мотивов дает возможность менеджеру
осознать субъективные движущие причины,
которыми руководствуется человек в своей
дейтельности.
Поведение
человека определяется не одним мотивом,
а их совокупностью, в которой
мотивы могут находиться в определенном
отношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека.
Состояние различных мотивов, обуславливающих
поведение людей, образует его мотивационную
структуру. У каждого человека она индивидуальна
и обуславливается множеством факторов:
уровнем благосостояния, социальным статусом,
квалификацией, должностью, ценностными
ориентациями и т.д. Мотивационная структура
отдельного человека обладает определенной
стабильностью,но она может меняться,
в частности, сознательно в процессе воспитания
человека, его образования.
Мотивирование
- это процесс воздействия на человека
с целью побуждения его к определенным
действиям путем пробуждения
в нем определенных мотивов. Раздражение
мотивов происходит под вниманием стимулов
(stimulus - лат. Заостренная палка, которой
в Риме погоняли животных). Стимулы
выполняют роль рычагов воздействия или
носителей "раздражения", вызывающих
действие определенных мотивов. В качестве
стимулов выступает то, что человек желал
бы получить в результате определенных
действий. Различают 4 основные вида стимулов:
принуждение, материальное, моральное
поощрение.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования, но, как правило, не все экономисты указывают на данное отличие. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование является одним из методов мотивации. Концепция стимулирования основывается на применении стимулов, как внешних воздействий на человека для координации его деятельности (например, применение наказания, поощрения, повышение в должности и т.п.). Кроме стимулирования к мотивации относят такие усилия менеджера, которые направлены на формирование определенной мотивационной структуры работника. Менеджер развивает и усиливает положительные мотивы работников и ослабляет нежелательные. С помощью воспитательной и общеобразовательной работы он организует такую мотивационную структуру работников, которая в дальнейшем не требует дополнительного стимулирования.
Таким
образом, применение воспитания и обучения,
как одного из методов мотивирования
людей, приводит к тому, что сами
члены проявляют
1.2
Сущность мотивационного
Мотивы и их формирование, все многообразие потребностей, установки, потенциал личности, так или иначе, отражаются, систематизируются и изучаются в различных теоретических концепциях мотивации труда и служат первым шагом в разработке мотивационного механизма.
Мотивационный механизм управления поведением сотрудников базируется на таких факторах, как система формальных процедур и правил выполнения функций и работ, предназначенных для достижения целей фирмы и представления менеджмента о реальных интересах, мотивах, потребностях людей, работающих в организации, способах их удовлетворения, значимых ценностях и нормах поведения.
В
настоящее время нет
По мнению автора, мотивационный механизм предприятия - это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики.
Мотивационный механизм должен строиться с учетом особенностей персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников. Мотивационный механизм должен учитывать существующую структуру управления персоналом организации, факторы, воздействующие на организацию внутри и извне, а также сложившиеся на фирме традиции и исторический опыт работы.
Технология формирования мотивационного механизма в организации
Разработка мотивационного механизма управления персоналом требует решения ряда задач.
Рассмотрим более подробно приведенный алгоритм (см. пол. 167):
Методы
мотивации труда аналогичны методам,
используемым в управлении персоналом
вообще. Среди них есть общие, широко применяемые
в управлении другими объектами (производством,
народным хозяйством в целом): административные,
экономические, социальные и большое количество
конкретных частных методов. Управление
персоналом и, в частности, мотивацией
труда должно основываться на принципах
системного подхода и анализа, что означает
охват всего кадрового состава предприятия,
увязку конкретных решений в пределах
подсистемы с учетом влияния их на всю
систему в целом, анализ и принятие решений
в отношении персонала с учетом факторов
внешней и внутренней среды во всей полноте
взаимосвязей.
Административные методы
Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. В систему административных методов входят:
Организационно-
Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используются в процессе оперативного руководства.
Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности). Под дисциплинарными методами можно понимать, в частности, применение негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафами). Но необходимо разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. В экономически развитых странах преобладает переход отнегативных стимулов к позитивным. Это зависит от традиций, сложившихся в обществе и коллективе, взглядов, нравов, методов и стиля руководства организации.
Административные методы мотивации труда, используются в тех организациях, где руководство определяется теорией «X» Д. МакГрегора, то есть это авторитарное руководство, считающее, что люди ленивы, не любят трудиться и по отношению к ним нужно применять политику «кнута и пряника», с другой стороны, такие методы, как организационное воздействие, необходимы. Организационные схемы, нормирование труда и др. способствуют более четкой и эффективной организации труда на любом предприятии, а нормирование труда позволяет разработать научно обоснованную систему оплаты труда и социальной защищенности работников. Государственные законы, подзаконные акты и государственные стандарты являются обязательными для выполнения и определяют принципы государственного влияния на рынке труда. На тех предприятиях, где нарушается Трудовой кодекс РФ и налоговое законодательство, мотивация труда снижается, как это было показано выше. Действительно, если по закону работник имеет право на оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней, а в реальности руководство разрешает ему уйти только на две недели (14 календарных дней), то мотивация к труду у него будет снижаться, а между тем такое положение вещей существует в большинстве негосударственных предприятий.
Экономические методы
С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления, подробно рассмотренного нами в предыдущей главе. Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Среди них выделяют:
Социально-психологические методы
Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации. Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. В состав данных методов входят:
7.Установление
моральных санкций и поощрений,
На
предприятиях, где оплата труда не достигает
высокого уровня, наиболее применимы административные
и социально-психологические методы управления
персоналом. Это в большей степени государственные
предприятия. В организациях, где материальное
стимулирование играет основную роль,
применяются экономические методы мотивации,
однако нельзя забывать и о социально-психологических
методах воздействия. Должен применяться
комплексно-целевой подход.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА
2.1 Анализ мотивационных процессов гостиницы
Каждый
работник гостиницы имеет собственную
систему ценностей, определяющую уникальный
набор и соотношение
Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед всеми предприятиями,в том читле и гостиничными комплексами.
Как
правило, руководители рассматривают
систему мотивации как
Как правило система мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда.
Согласно принятым системам мотивации работник получает:
Такая система мотивации достаточно эффективна в силу низкого уровня жизни, и, для большинства предприятий, сохраняет свою актуальность. Тем не менее, на рынке, несмотря на внешнюю логичность и взвешенность этой системы, она постепенно теряет свою эффективность.
Связано это со следующими факторами: Во-первых, при регулярной выплате бонусов, комиссионных и премий, ценность и мотивирующее воздействие резко снижается – работник привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и любое снижение таких, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.
Во-вторых, начальное мотивирующее воздействие переменной части оплаты труда, как правило, мотивирует творческое начало работника. Но, на практике, активное творчество работодателем практически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей регулярной работе. Творчество, с точки зрения современного российского собственника-менеджера, может проявлять либо сам собственник, либо высший руководитель, ибо они и только они «лучше знают и несут ответственность». Возникает конфликт на базе взаимного непонимания, мотивирующее воздействие компенсируется негативным отношением к творческим порывам.
Снижение
эффективности мотивационных
Единственным моральным методом мотивации, традиционно применяемым, является метод личного общения.
Моральные
поощрения в 85% случаев сводятся
к личной похвале и в 10% случаев
– к похвале (грамоте, благодарности
и проч.) перед лицом коллег. Опять-таки
проценты указаны исходя из выборки,
которая не может считаться
Мотивирующих факторов в данном случае несколько:
В общем, традиции морального стимулирования, метко отражены термином «доступ к телу». Как показано выше, такие методы мотивации несут в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.
Похвала перед лицом коллег – иначе говоря, призыв к общественному признанию заслуг работника, начинает пользоваться все большей популярностью отечественных менеджеров. Это связано с тем, что такой вид поощрения несет в себе несколько факторов, которые могут быть использованы в управлении:
Фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, что этот работник как бы становится ближе к руководителю, получает моральное право на некую лидирующую позицию;
Фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом «команды», у него появляется чувство ответственности за общий результат;
Фактор выделения – похвалив кого-либо, руководитель разрушает неформальные связи такого работника, особенно, если работник был выделен на фоне негативного отношения к остальным членам группы;
Фактор
целеполагания – публичная
Современный гостиничный бизнес серьезно болен недостатком кадров. В особенности это касается специалистов среднего звена. В России, эта проблема ощущается с гипертрофированной остротой. При этом, проблема заключается не столько в том, что отрасль, в ее сегодняшнем виде достаточно молодая, а в том, что программы мотивации в гостиничных предприятиях плохо развиты. И этот фактор остается наиболее слабым звеном в управлении отелем.
Учитывая то, что средний уровень доходов россиян начинает медленно, но верно подниматься, материальный фактор перестает быть определяющим в выборе работы. На этапе поиска, разумеется, он является одним из главенствующих, но после поступления на предприятие в роли сотрудника, внимание переключается на моральные и психологические аспекты. Как правило, человек рассчитывает на нематериальное поощрение ничуть ни в меньшей степени, нежели на финансовую компенсацию. Он желает развиваться, узнавать что-то новое, получать новый опыт и использовать его. Недаром, мировые гостиничные бренды, тратят колоссальное количество времени и денег именно на этот аспект рабочего процесса. Человеку, не занимающему высокую позицию на предприятии, наиболее важно признание и понимание его значимости в общей структуре гостиничного предприятия. Приведем несколько примеров нематериальной мотивации:
Общение
Руководитель каждого департамента в гостинице имеет несколько подчиненных. Необходимо разработайте план общения с каждым из них. И принимать за правило, каждые 45 дней, посвящать час, для общения с одним из них. Необходимо продумать и запомнить все сильные и слабые стороны каждого индивидуально. Обязательно задавать вопросы, слушать, давать возможность высказать свое мнение, идеи. Предлагать свои пути решения той или иной проблемы, ситуации. С каждым обсудить дальнейшие планы развития, похвалить за выполненную работу, вместе разберить те моменты, которые требую наибольшего внимания, и предложить план совершенствования. Это то ,что поможет руководителю войти в доверие к персоналу, быть частью команды и лидером в ее формировании. Иногда, такое общение может быть направлено не только в рабочее русло. Самое главное – воспринять желание поделиться своими вопросами - как оказанное доверие.
Быть первым
Классической, но от этого не менее действенной мотивацией, является поощрение сотрудников, в виде присвоения ему какого-либо звания. К примеру: программа « Сотрудник месяца, квартала, года», либо какие-то подобные мероприятия, стимулирующие личность к выделению из общего коллектива. Это влечет за собой соревновательный эффект и станет серьезным стимулом к достижению высоких показателей. Голосование за таких сотрудников, является общим, весь коллектив участвует в выборе.
Обучение
Человек приходит на новое место работы не только ради денег, но и ради опыта и знаний, которые он сможет приобрести. Он ищет возможность саморазвития, повышения своего внутреннего статуса и, для многих, это - главный фактор для продолжения работы на предприятии. Многие гостиничные цепи используют ряд тренингов для повышения квалификации. Это могут быть внутренние тренинги, или же семинары, которые проводят специализированные компании или профессионалы отрасли. Такие мероприятия можно организовать и совместно с другими гостиницами. Причем не столь важно, чтобы горничные обучались заправлять кровати. Обучать можно, как технологическим аспектам, так и психологическим методам работы в коллективе, путям самореализации и достижения результата.
Бонусы
В больших сетевых отелях развита система корпоративных тарифов. Для того чтобы сотрудники имели возможность отдыхать в гостиницах сети по минимальному тарифу. Кроме этого, скидки могут предоставляться на ряд других услуг. Показательным является пример корпоративных тарифов одной известной международной сети:
а)
Специальный тариф для
б)
Сотруднику также предоставляется
возможность забронировать
в) Специальная скидка в 20% на ресторанное обслуживание в сети, исключая алкогольную продукцию.
г) Регулярно в низкие сезоны гостиницы предлагают специальные тарифы для сотрудников с фиксированным набором услуг.
Такие
меры мотивации можно применить
не только на сетевые отели, но и
на отдельные, путем заключения корпоративных
договоров с другими
Помимо поощрения сотрудника, корпоративные тарифы имеют серьезный качественный эффект. Важно понять, что человек никогда не поймет, как продавать гостиничный номер или услугу, пока сам не воспользуется ей. Возможно проведение специальных акций в своем отеле: поселение сотрудника на один день в номер, чтобы он на себе смог прочувствовать все привилегии вашего обслуживания.
Сопричастность
Также особенно важно приобщать средний персонал к жизни менеджерского состава, приглашать на собрания руководства, чтобы они могли поучаствовать в обсуждении какого-либо вопроса. Сотрудник, должен чувствовать, что он важен и его мнение ценят. Достаточно один раз в год нужно собирать всех сотрудников и рассказывать к чему мы стремимся, каких успехов мы достигли. Оценить и поблагодарить каждый отдел и конкретных людей. Рассказать о планах на будущее.
Мероприятия
Не стоит пренебрегать организацией корпоративных мероприятий. Атмосфера, отвлеченности от работы, возможность реализовать и показать себя как личность, а не просто винтик в механизме, более чем положительно сказывается на работе. Человек должен иметь возможность проявлять свои творческие способности. Ведь любое проявление гостеприимства, в первую очередь и гостиничный бизнес, чем-то схож с театром, где нужно всегда быть на сцене и передавать гостю исключительно положительные эмоции.
Это
только малая толика, того, что можно
ввести на предприятии в качестве
нематериальной мотивации.
Наравне с нематериальными факторами также необходимо продумать программу материальной мотивации, для того чтобы выработать стремление лучше выполнять свою работу, качественнее. Как правило, такие программы создаются отдельно на каждый департамент. Для примера, приведем некоторые виды материальных программ для отдельных служб:
Хозяйственный отдел
Обычно мотивационная программа для службы housekeeping строится по принципу, схожем со сдельной оплатой. Необходимо рассчитать, какое количество номеров горничная убирает в день. Ведь программ может быть множество. Нужно выявить какие типы уборки присутствуют в отеле (выездная, в течение проживания, для нового заезда и т.д), и определить степень сложности, каждого из них. Исходя из количества убранных номеров, сложности и затраченного времени, горничной начисляются баллы, каждому баллу определяется денежная стоимость. Переработка тоже должна оплачиваться, тут все строится по вашему усмотрению, либо исходя из почасовой компенсации, либо исходя из количества убранных комнат сверх нормы.
Служба бронирования
Поощрения этого отдела рассчитываются, исходя из количества совершенных бронирований. Расчет может быть общим и производиться на отдел, либо пропорционально работе каждого сотрудника в отдельности. Можно исчислять премии исходя из того, сколько бронирований было произведено по регулярному тарифу (rack rate или тариф свободного поселения), поскольку для отеля это наиболее желаемый и выгоднй тариф. Возможно начисление премиальных исходя из общего дохода от продажи номерного фонда, однако подобная схема требует детальной проработки, для определения вклада каждого из сотрудников.
Служба приема и размещения
Казалось бы, основная служба, которая
находится в постоянном контакте с гостем,
во многих отелях, обделена разного рода
премиальными. Иногда, ввиду того, что
руководство считает, что на ресепшн получают
чаевые. В век кредитных карт, чаевые на
ресепшн стали большой редкостью, да и
иностранцы убеждены, что зарплаты у нас
астрономически высоки, в связи со стоимостью
номеров. Только сейчас руководители отелей
стали задумываться, каким образом можно
поощрять сотрудников стойки. Для гостиницы
выгоднее продавать номера более высокой
категории, но, как правило, все бронируют
лучше всего стандарты. Как же повысить
продажу номеров более высокой категории?
Нужно мотивировать администраторов,
продавать. Возможно, ввести программу
бонусов с продажи номера более высокой
категории. Соответственно, если клиент
бронирует стандартный номер, а по приезду
администратор поселяет его в номер более
высокой категории, то суммируется стоимость
проживания, и администратору начисляются
баллы. Один балл должен быть эквивалентен
сумме в рублях. Таким образом, появляется
стремление к накоплению таких балов.
Важно помнить, что никто не продаст номер
более высокой категории лучше, чем стойка.
2.4
Предложения по стимулированию и мотивации
труда в гостиницах
Цели системы стимулирования гостиниц должны соответствовать целям предприятия, во-первых (и, если потребуется предприятию, должен быть создан кружок кройки и шитья), и, во-вторых, должны предусматривать обеспечение функций, процессов и процедур деятельности предприятия необходимыми и достаточными компетенциями. А в рамках привлечения и удержания компетенций необходимо предусматривать наиболее комфортные для работника условия труда – как с точки зрения удовлетворения потребностей «физиологических», так и по всему спектру пирамиды Маслоу.
Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение “треугольника” перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека,работающего в гостинице.
Некоторые потребности могут и должны удовлетворяться только материально, что-то – только морально, но подавляющая часть потребностей может быть удовлетворена только комбинацией моральных (в т.ч. организационных, т.е. заведомо заложенных в системе управления) и материальных факторов. При этом важным является то, что различные категории работников турфирмы «Лунный свет» должны мотивироваться по разному. Соотношение морального и материального стимулирования для бухгалтерии и отдела продаж должно быть принципиально различным. Определение этого соотношения лежит в тщательной формулировке целей конкретного подразделения или работника в разрезе общих целей компании. Поскольку работников – много, и целеполагание для каждого из них должно быть в русле общих целей организации, то логично предположить существование некой общей системы мотивации, применимой к каждому работнику. Факторы стимулирования и мотивации труда могут быть классифицированы по формулировкам потребностей в иерархии по Маслоую.
Более того, место и роль организационных, моральных и материальных факторов стимулирования труда может быть отражена графически. Потребность в самовыражении одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является “метамотиватором” наравне с “поиском истины”, “служением другим” и “опекой”. Такие “метамотиваторы” необходимо держать под контролем, а еще лучше – управлять ими. Для решения этой задачи следует использовать:
Организационные рычаги , такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы;
Нематериальные
методы стимулирования персонала в
части формирования клубов, кружков,
команд, любительских театров и т.д.
К сожалению, многие менеджеры не
считают это эффективным
Материальные методы– стимулирование рационализации и изобретательства , кружков качества, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. При справедливой оценке творческого вклада работника его лояльность и стремление работать для компании существенно повышается.
Потребность в уважении и признании существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия. В рамках управления этой потребностью следует применять:
Организационные рычаги, показывающие менеджеру возможность профессионального роста и достижения более высокого общественного положения (статуса), что является основным при стимуляции менеджеров;
Нематериальные рычаги , такие как название должности (статус), почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
Материальные методы – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д.
Имиджевые рычаги (общий имидж компании, бюрократические аксессуары с наименованием либо знаком компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж.
Потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причастности, поддержке важена для всех работников организации, при этом в сознании различных работников могут быть различные целевые социальные группы, к которым они хотели бы принадлежать. В рамках управления этим фактором применимы:
Нематериальные рычаги , такие как участие в управлении (пусть только видимое), система обратной связи с управленцами, встречи с руководством, участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам, почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.;
Материальные методы – стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
Имиджевые рычаги – общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы, корпоративные мероприятия и праздники.
Организационные рычаги – информирование общественности о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.
Потребность в безопасности и защите влияет на лояльность работника, его приверженность организации и стойкость в критические периоды. Для управления этой потребностью требуется применять:
Материальные методы – конкурентный уровень оплаты труда, позволяющий делать страховые материальные сбережения, “белая” зарплата (позволяющая привлекать долгосрочные кредиты – но это отдельная тема), поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д.
Имиджевые рычаги – общий узнаваемый общественностью имидж сильной и динамичной компании, прижизненный почетный общественный статус работника успешного современного предприятия и его поддержка, корпоративные мероприятия и праздники.
Организационные рычаги – информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста.
Физиологические потребности-основа для заключения трудовых соглашений. При этом необходимо понимать, что под термином “физиологические потребности” должно пониматься нечто большее, чем условия концлагеря. Цивилизация существенно увеличила те потребности, которые у Маслоу получили наименование “физиологических”. Более того, существует разделение таких потребностей по странам и регионам. Для современного определения таких потребностей следует использовать понятие “социального статуса” работника определенной квалификации с учетом исторически сложившихся условий на конкретном рынке труда. Но это уже другая история, не входящая в круг рассматриваемых вопросов. Для управления этой потребностью следует:
Формировать материальное стимулирование таким образом, чтобы средняя материальная оценка труда работника не была ниже существующей на рынке для специалиста его квалификации. Есть и иной подход, связанный с рыночным определением материальной составляющей мотивации. Если взять объем работ, требуемый компанией за 100%, то исполнение 75% должно оплачиваться в пределах среднерыночной стоимости специалиста. Иначе говоря, среднее исполнение (по объему и качеству) работ, должно соответствовать среднему уровню зарплаты такого специалиста. Резерв по объему работ, и, соответственно, оплаты труда позволит, создать здоровую конкуренцию и привлекать тех, кто готов выполнять 100 и более %%, зарабатывая, при этом, больше, чем аналогичный специалист в другой компании.
Несомненно, приведенные выше роли и задачи моральных и материальных факторов стимулирования и мотивации труда являются лишь гипотезой, основанной на изучении успешного применения различных мотивационных схем. Очевидно, что в рамках системы мотивации организационные, “имиджевые” моральные и материальные рычаги пересекаются, что затрудняет их “чистое” выделение. Тем не менее, их обозначение имеет принципиальное значение для проектирования сочетания моральных и материальных методов стимулирования.
Недостатком
предлагаемого подхода является неучет
такого важного фактора поведения работника
как свобода выбора. Тем не менее, очевидно,
что работник на свободном рынке занятости
скорее выберет предприятие, использующее
как материальные, так и моральные методы
мотивации и стимулирования труда, чем
предприятие, дающее смутную и расплывчатую
информацию о применяемой системе мотивации.
Но это – также тема для отдельного рассмотрения.
ВЫВОДЫ
И РЕКОМЕНДАЦИИ
В соответствии с поставленной целью в работе был решен ряд задач.
Рассмотрев механизм работы системы мотивации гостиницы,было определено,что их разработка для персонала – творческий и многомерный процесс. При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи – выживание фирмы в жесткой конкурентной борьбе. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности коллектива на благо процветания своей организации, да и общества в целом.
Изучение возможностей систем мотивации на гостиничных предприятиях показало, что на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью гостиничного хозяйства, помогают повысить качество сервиса, условия работы персонала,производительности предприятия.
Анализируя работу мотивационных программ отечественных гостиниц , удалось выявить их структуру, возможности, достоинства и недостатки. Так как отечественные программы обладают гораздо более скромным набором возможностей,в частности ограниченными денежными средствами для стимулирования работников, приоритетной для них должна стать разработка нематериальных систм мотивации персонала.
Правильный
выбор мотивационной программы
управления повышает эффективность
работы, помогая минимизировать затраты
и максимизировать прибыль