Муниципальное управление в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
– рассмотреть социальную политику в современной России;
– определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
– определить основные направления муниципальной социальной политики;
– рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования, в сфере здравоохранения, в сфере регулирования занятости населения и трудовых отношений, в сфере культуры и досуга.

Содержание

Введение 3
1 Муниципальная социальная политика 6
1.1 Социальная политика в современной России 6
1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики 7
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики 9
1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 13
2 Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы 18
2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 18
2.1.1 Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот денежными выплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края 22
2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений 23
2.2.1 Анализ рынка труда в МО Щербиновский район Краснодарского края 28
2.3 Муниципальное управление в сфере образования 34
2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края 38
2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения 42
2.4.1 Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновский район Краснодарского края 51
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 3.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

4) дети;

б) малоимущие;

в) попавшие в экстремальные ситуации:

1) безработные;

2) пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения и т.д.);

3) беженцы и переселенцы.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы).

Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки населения в муниципальных образования создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций – органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от финансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Итак, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи.

 

2.1.1 Анализ реализации  Федерального закона «122» «О  замене льгот денежными выплатами»  в МО Щербиновский район Краснодарского  края

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ решает задачи повышения материального благосостояния граждан и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

В соответствии с этим законом для граждан, имеющих право на льготы, предусмотрены меры социальной поддержки. И главные из них  две – ежемесячные денежные выплаты и набор социальных услуг, который иначе называют «социальным пакетом».

Денежная выплата назначается каждому в том размере, который определен льготной категорией. И хотя она не является частью пенсии, однако по закону индексируется одновременно с ней и в том же размере, что и базовая часть пенсии. С набором социальных услуг дело обстоит иначе. Этот набор состоит из двух частей, и каждая имеет свое денежное выражение. В первую входит дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе и предоставление бесплатных лекарств по льготным рецептам, а также путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. И стоимость этой части социального пакета для всех льготников одинаковая: с 1 января 2006 года она составляет 424 рубля в месяц.

То же самое и со второй частью набора социальных услуг. В нее входит бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Стоимость этой социальной услуги в 2006 году составляет 53 рубля в месяц.

Если человек решил отказаться от социальных услуг, то он ежемесячно получать стоимость набора социальных услуг. Причем, можно отказаться от одной какой-либо части набора социальных услуг, а можно – и от всего набора социальных услуг в целом.

В нашем районе на сегодняшний день около пятнадцати процентов граждан, имеющих право на льготы, от набора социальных услуг уже отказались6.

 

2.2 Муниципальное  управление регулированием занятости  населения и трудовых отношений

 

Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участие в хозяйственной деятельности.

Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это во- первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и во- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительности жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:

– разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

– координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

– оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)

– формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

– формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

– создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

– организация муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

– создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

– создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональный учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

– организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально - квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

– содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

– оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

– развитие новых форм взаимодействия с работодателем;

– повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышение квалификации занятого населения муниципального образования).

Хорошо зарекомендовавший себя формой содействия занятости населению служат ярмарки вакансий. На ярмарках посетители имеют возможность решать, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает: ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы занятости.

Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи клубов – оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении поиска подходящей вакансии, приобретении навыков в этом деле, снижение психологической нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний. Для содействия предпринимательской инициативе безработных на средства муниципального образования совместно Центром занятисти может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования. На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите.

Таким образом, занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населения служат ярмарки вакансий. Одним из действительных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ.

 

 

2.2.1 Анализ рынка  труда в станице Старощербиновская  Щербиновкого района Краснодарского края

При достаточно низком официально регистрируемом уровне безработицы найти работу, что называется «по душе и по деньгам» в провинции, особенно в ее сельской глубинке, проблематично. Но и в этом случае нет ничего невозможного, если быть настойчивым, целеустремленным, заряженным на работу. Тем более, что гражданин, ищущий ее, не одинок в своих поисках. Ему готовы прийти на помощь специалисты службы занятости.

Государственным учреждением Краснодарского края Центр занятости населения Щербиновского района подведены итоги работы за 2006 год и поставлены задачи на 2067 год. Уровень регистрируемой безработицы за прошедший год по Щербиновскому району колебался в пределах 1,1-1,0 процента, тогда как по Краснодарскому краю он составлял 0,6-0,7 процента. Основной причиной безработицы является структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За прошедший год в Центр занятости обратились за консультацией 5673 человека, т.е. каждый третий гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте. Многие воспользовались услугами Центра занятости неоднократно. И служба занятости бесплатно оказывала им помощь в трудоустройстве, в получении новой профессии.

При содействии службы занятости было трудоустроено более 1010 человек. Рост обращений к нам населения вызван в первую очередь поиском работы, а не получением пособия по безработице. Были признаны безработными в течение года 467 человек.

В течение 2006 года работодатели заявили в службу занятости 1866 вакансий. Это не так много, если учесть, что в качестве ищущих работу в Центр занятости обратились 1564 человека. Если проследить статистические данные за последние годы, то наблюдается незначительный рост вакансий, заявленных работодателями. В картотеке Центра занятости в настоящее время насчитывается 192 предприятия и организации различных форм собственности, почти 75 процентов из них регулярно предоставляют информацию об имеющихся вакансиях. Но также имеются случаи, когда предприятия представляют информацию лишь о тех вакансиях, которые они длительное время не могут заполнить самостоятельно по причине либо низкой заработной платы, либо тяжелых условий труда.

На рынке труда в Щербиновском районе более 80 процентов составляют вакансии рабочих специальностей. Большей частью это работники сельского хозяйства (животноводы, механизаторы, рабочие полеводства). Кроме того, требуются сторожа, грузчики, водители, электрогазосварщики, продавцы, санитарки, дворники. По уровню оплаты труда около 50 процентов заявленных вакансий составляют те, где заработная плата ниже прожиточного минимума, что снижает возможности службы занятости при трудоустройстве. При этом постоянно существует спрос на специалистов с высшим образованием: бухгалтеров, экономистов, программистов, психологов и т.д. Кроме того, в Центре занятости постоянно размещается на стендах информация о вакансиях из других регионов – вакансии по Южному федеральному округу, в том числе в курортную зону на сезонные работы, по Калининградской области, районам Крайнего Севера7.

В службе занятости Щербиновского района существует несколько программ активной политики занятости. Одной из самых доступных не только для безработных граждан, но и для любого жителя района, который ищет работу или хочет сменить ее на лучшую, являются ярмарки вакансий. Цель ярмарок – расширение для граждан возможности получения необходимой информации, что повышает для них вероятность трудоустройства. Для работодателей ярмарки представляют собой хорошую возможность подбора квалифицированного персонала или молодых специалистов. При этом обе стороны – те, кто ищет работу, и те, кто ее готов предоставить, – общаются напрямую, без посредников. За 2006 год Центром занятости было проведено восемь ярмарок, которые посетили 764 человека. Кроме того, ярмарки решают и другую важную задачу – по информированию и профессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии. В сентябре 2006 года в селе Шабельском работал мобильный центр занятости населения, специалисты которого оказали профориентационные услуги по выбору профессии учащимся средней школы № 11 и учащимся школы-интерната. Следующие направления активной политики занятости – это трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Всего было трудоустроено в течение 2006 года 411 человек. При помощи службы занятости организовали собственное дело пять человек. Пять выпускников учебных заведений в рамках программы «Первое рабочее место» были трудоустроены и получили первый опыт работы. Это важно, потому что многие работодатели отказывают соискателям из-за отсутствия опыта работы по специальности.

Информация о работе Муниципальное управление в социальной сфере