Недостатки корпоративного управления в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 22:33, доклад

Краткое описание

Недостатки корпоративного управления в Украине. Корпоративное управление в Украине - это новая область теории и практики. Для его развития необходимо действие трех факторов.

Во-первых, повышение роли государства, которое должно принимать участие в становлении и развитии корпоративного управления.

Во-вторых, необходимость консолидации пакетов акций. Консолидация - сосредоточение в одних руках физических или юридических лиц достаточного количества акций для того, чтобы можно было эффектно управлять деятельностью общества. Не секрет, что принятая в Украине модель приватизации имеет негативные последствия, в числе важнейших из которых - распыление акций между миллионами физических лиц

Вложенные файлы: 1 файл

Недостатки КУУ.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

Недостатки корпоративного управления в Украине. Корпоративное управление в Украине - это новая область теории и практики. Для его развития необходимо действие трех факторов. 
 
Во-первых, повышение роли государства, которое должно принимать участие в становлении и развитии корпоративного управления. 
 
Во-вторых, необходимость консолидации пакетов акций. Консолидация - сосредоточение в одних руках физических или юридических лиц достаточного количества акций для того, чтобы можно было эффектно управлять деятельностью общества. Не секрет, что принятая в Украине модель приватизации имеет негативные последствия, в числе важнейших из которых - распыление акций между миллионами физических лиц. В этих условиях организовать четкое корпоративное управление очень сложно. Процесс консолидации акций в Украине только-только набирает силу. При этом способы консолидации пакетов акций должны иметь цивилизованный характер, то есть они должны быть четко урегулированы с помощью законодательства, обеспечивать прозрачность сделки и быть понятными всем участникам корпоративных отношений. 
 
В украинской экономике сфера корпоративного управления только начинает формироваться. Корпоративное управление в переходной экономике имеет свою специфику. К числу характерных особенностей относятся следующие:.  
 
преобладание мелких инвесторов в структуре капитала акционерных обществ, являющееся результатом массовой приватизации; 
 
распределение мелких пакетов среди большого круга мелких акционеров; 
 
наличие "эксклюзивных" отношений между крупными акционерами и менеджерами таких обществ.  
 
Существующая система участия собственников в управлении через участие в голосовании на общих собраниях не позволяет акционерам, в особенности мелким, эффективно реализовать право на управление обществом. Закрепленные в законодательстве Украины нормы, регламентирующие процедуру созыва и проведения общего собрания акционеров, оставляют достаточно возможностей для манипулирования голосами акционеров. На практике встречаются случаи, когда не соблюдаются даже минимальные требования, установленные законодательством. В частности, акционерам не предоставляются надлежащие уведомления о сроках и месте проведения общего собрания акционеров, о его повестке дня, не предоставляется информация, необходимая для принятия решений по вопросам, выносимым на голосование. 
 
Одним из важнейших прав акционеров является право на участие в прибыли акционерного общества. Однако в украинской практике распространены случаи нарушения прав акционеров при выплате дивидендов. Отсутствие четко определенного порядка и сроков такой выплаты приводит к нарушениям прав акционеров. В частности, широкое распространение получила практика, когда при наличии решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов, фактическая выплата не производится в течение длительного времени, в результате чего даже акционеры-владельцы привилегированных акций не получают дивидендов и не приобретают права голоса на общих собраниях акционеров. 
 
Необходимым элементом корпоративного управления является обязанность акционерного общества по раскрытию информации в форме проспектов эмиссии, ежеквартальных отчетов и т.д. В то же время в украинском законодательстве отсутствуют требования к объему информации, предоставляемой в годовых отчетах акционерных обществ. Практически не предоставляется информация о размерах и формах вознаграждения членов наблюдательного совета и правления, о количестве принадлежащих им и их аффилированным лицам акций. 
 
Важной частью годового отчета является финансовая информация, которая должна быть подтверждена внешним аудитором. Вместе с тем, отсутствуют прозрачные процедуры определения наблюдательным советом внешнего аудитора, который будет предложен для утверждения общему собранию акционеров, а также отсутствуют критерии выбора членов ревизионной комиссии. 
 
Одним из наиболее серьезных нарушений прав акционеров, широко распространенным в украинской практике, является совершение менеджментом сделок в своих интересах или в интересах крупных акционеров с использованием внутренней (инсайдерской) информации. 
 
^ В целом, к основным видам нарушений прав акционеров на участие в управлении и прибылях акционерного общества в Украине можно отнести: 
 
размывание капитала, увеличивающее доли одних акционеров за счет сокращения доли других; 
 
передача акций в доверительное управление или права голоса по доверенности; 
 
нарушение порядка совершения крупных сделок; 
 
скрытое или перекрестное владение акциями; 
 
искусственное банкротство или запрет распоряжения акциями; 
 
совершение аффилированными лицами сделок в ущерб эмитенту и акционерам; 
 
манипулирование ценами и совершение сделок с использованием инсайдерской информации; 
 
недопущение на общее собрание акционеров представителя акционера под предлогом недействительности выданной ему доверенности; 
 
невыплата или несвоевременная выплата дивидендов, решение о выплате которых уже принято; 
 
непропорциональное уменьшение номинальной стоимости одних категорий акций и типов по сравнению с акциями других категорий и типов.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УКРАИНЫ.

Однако государство не является эффективным собственником. Что подтверждается результатами проверки ГлавКРУ Украины 26 государственных предприятий-монополистов. Практически во всех холдингах были выявлены результаты разбазаривания млрд государственных средств. Согласно исследованию Европейского банка реконструкции и развития, на 2003 год Украина относилась к государствам с наиболее низкими показателями соответствия законодательства международным стандартам корпоративного управления. [11].

Среди основных причин неэффективного управления государственной собственностью следует отметить:

- Отсутствие законодательной  базы, а также устаревание действующей. На сегодняшний день, вопрос управления  объектами государственной собственности  регулируется более чем 200 нормативно-правовыми  актами, которые часто противоречат  друг другу. Следовательно, именно  в период становления корпоративных  отношений, который в настоящий  момент переживает Украина, очень  важно законодательное закрепление  требований, поскольку контроль за их выполнением осуществляется самим государством.

- Отсутствует необходимый  учет объектов государственной  собственности, который используется  в сфере хозяйственной деятельности, и достаточная информация про эти объекты. За годы независимости государство не выработало определенной системы учета государственного имущества. Данный учет велся различными органами, однако конкретной системы его ведения не существует. Результатом чего произошло, по словам Главы Фонда госимущества, исчезновение с поля зрения 20 тысяч предприятий.

- Обеспечение функционирования  Единого реестра объектов государственной  собственности является одной  из проблем, которая требует решения  согласно Программы «Собственность народа» (утвержденная Постановлением Кабмина Украины № 413 от 03,06,05).

Участие государства в функционировании государственных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности (корпоративные права государства) представляет собой разные формы деятельности. В первом случае она направлена на выполнение заданий государства как регулятора процессов общественного воспроизводства, гаранта социальной защиты граждан страны, в другом, - на получение прибыли на свою долю.

- Отсутствие комплексного  подхода к управлению государственной  собственностью отразилось на  определении этой границы, до  которой необходимо осуществлять  демонтаж государственной собственности, и осмысленность полной приватизации  предприятий, которые имеют стратегическое  назначение для экономики и  безопасности государства.

Наше государство, как собственник, если и вкладывает денежные средства, то только в ограниченное число отраслей. Бюджетные ассигнования в общей сумме инвестиций составляют всего 6,2%. А собственно прибыли государственных предприятий не всегда достаточно, для того, чтобы они были способны работать в условиях рыночной конкуренции.

- Как показала  практика, формальная передача прав  собственности не обеспечивает  эффективности в производстве  товаров, предоставлении социальных  гарантий. В какой мере та или  иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные  условия для решения общегосударственных  проблем, измерителем которых является  благосостояние каждого отдельного  члена сообщества, - именно это  должно быть точкой отсчета  при решении вопросов относительно  сроков и объемов приватизации.

Ориентация на существенное сокращение государственного сектора экономики предполагала повышение эффективности работы приватизированных предприятий. Вместе с тем, нельзя не учитывать фактов неэффективного хозяйствования на уже приватизированных предприятиях, а также сокращение производства, уровня занятости и активов в результате превращения средних и больших государственных предприятий в частные. Причина состоит не только в неудачах общего экономического плана, но и в отсутствии весов управления, т.к. государство от них уже избавилось.

- В случае продажи  государственного контрольного  пакета акций, государство теряет  возможность и право направления  деятельности предприятия на  исполнение необходимых обществу  функций, сохраняя только возможность  действовать как обычный акционер, и осуществлять управление государственными  корпоративными правами.

- Нерациональная  структура корпоративных прав  государства, которая сложилась  в первую очередь в связи  с отсутствием четкой стратегии  приватизации в предыдущие годы;

- Отсутствие в  большинстве случаев реальных  показателей влияния государства  на деятельность объектов, в которых  она владеет определенной долей;

- Низкий профессиональный  уровень управления корпоративными  правами со стороны уполномоченных  органов государства и их представителей;

- Недостаточная  ответственность за качество  управления;

- Отсутствие источников  финансирования со стороны государства  для обеспечения ее части в  случае привлечения дополнительных  средств для увеличения собственного капитала.

- Управление государственными  корпорациями разбросано между  субъектами. Их деятельность не  всегда упорядочена и подчинена  достижению стратегических интересов  государства. Про это свидетельствует  тенезация финансовых потоков и отчуждение активов государства в условиях слабого контроля за этими процессами.

- Предоставляется  преимущество продажи главным  образом объектов, которые функционируют  неэффективно. При этом, не учитывается их место и роль в системе хозяйственных комплексов.

- Сохраняется теневое  перераспределение государственного  имущества путем дополнительной  эмиссии. В результате государство  теряет часть своей собственности, не получив за нее ни копейки.

в, 30 мая 2013 года. – Команда аналитиков инвестиционной компании Concorde Capital презентовала результаты четвертого исследования стандартов и практик корпоративного управления в украинских публичных компаниях «Стандарты корпоративного управления - 2013» (Corporate Governance in Ukraine). 
 
Целью исследования является предоставление участникам фондового рынка инструментария, при помощи которого они смогут лучше понять практики корпоративного управления в украинских компаниях для принятия обоснованных инвестиционных решений. 
 
Проект охватил 111 компаний, оперирующих на территории Украины, эмитентов акций или облигаций, торгующихся на украинских и международных фондовых биржах. Эмитенты облигаций впервые были включены в исследование стандартов корпоративного управления и по многим критериям показали более высокий результат по сравнению с эмитентами акций. 
 
Фокусом нового исследования, озаглавленного как «Не унесенные ветром», стали компании, сохранившие качественные стандарты корпоративного управления. Из 188 компаний, охваченных всеми предыдущими исследованиями Concorde Capital, только шесть эмитентов в очередной раз подтвердили высокое качество корпоративного управления в исследовании 2013 года: Астарта, JKX Oil&Gas, Галнафтогаз, Ferrexpo, Мироновский Хлебопродукт и Милкиленд. 
 
Абсолютными лидерами по качеству корпоративного управления в исследовании 2013 года стали: Астарта, Кернел, Мироновский Хлебопродукт, Мегабанк, Укрпродукт, а также дебютанты рейтинга – эмитенты Еврооблигаций: ДТЭК, Метинвест и Первый Украинский Международный Банк. 
 
«Прошло время, когда инвестиционные аналитики являлись единственными посредниками между инвесторами и украинскими эмитентами акций, котирующихся на фондовых биржах», - говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Concorde Capital – «Сейчас инвесторы уделяют большое внимание защите своих инвестиций в украинские активы, и требования к качеству корпоративного управления и информационной открытости компаний значительно повысились в сравнении с временами наших первых исследований, проведенных в 2007 и 2008 годах».  
 
Основные выводы исследования 2013 года: 
 
• Количество компаний, демонстрирующих высокие стандарты корпоративного управления, растет со временем. Как правило, большинство «качественных» эмитентов являются дебютантами наших рейтингов и новичками на рынке капитала. Но не все дебютанты сохраняют высокие стандарты корпоративного управления с годами. 
• Высокие стандарты корпоративного управления чаше встречаются у компаний, собственники которых не имеют альтернативных возможностей привлечения внешнего финансирования. 
 
 
• Украинские собственники неохотно впускают независимых директоров в контролирующие органы компаний. 
• Фондовый рынок стал намного более чувствителен к стандартам корпоративного управления. 
• Качественное корпоративное управление выглядит важным аргументом для кредитных рейтинговых агентств и важной предпосылкой для удешевления долгового финансирования. 
• При том, что качественное корпоративное управление является обязательным условием для успешного привлечения финансирования на рынке капитала, оно не является достаточным.  
 
Проект является обновлением исследования состояния корпоративного управления в Украине, проводимого аналитиками Concorde Capital с 2007 года.  
 
Информационными партнерами исследования выступили: «Украинская биржа» и ежедневное деловое издание «Капитал». 
 
Полную версию отчета можно скачать здесь – http://rs.concorde.ua/research/corporate-governance/  
 
О компании: Concorde Capital – инвестиционная компания Украины, основанная в 2004 году в Киеве. Компания предоставляет полный спектр инвестиционно-банковских, брокерских услуг, а также услуг по управлению активами.  
С 2004 г. Concorde Capital привлекла более $2 млрд. для ведущих украинских компаний агропромышленного, металлургического, машиностроительного, химического, нефтяного, газового, строительного, фармацевтического секторов.  
Лидер по количеству сделок M&A в Украине в 2007 и 2008 гг., по количеству сделок M&A в финансовом секторе в СНГ в 2007 г., согласно исследованиям MergerMarket и DealWatch. По результатам рейтинга Thomson Reuters Extel в 2009 г. Concorde Capital признана лучшим брокером на развивающихся рынках Европы среди украинских инвестиционных компаний, а аналитическое подразделение Concorde Capital на протяжении трех лет входит в ТОП-3 сильнейших аналитических команд по Украине. По версии Cbonds Awards Concorde Capital заняла второе место в номинации «Лучший sales на рынке облигаций Украины, 2010 год». В 2011 году рейтинг «ТОП-100 лучших компаний Украины» присудил Concorde Capital второе место в номинации «Инвестиционные компании». 
«Капитал» – деловая ежедневная газета Украины, издается компанией «Деловая пресса страны» и содержит статьи из всемирно известной и влиятельной газеты Financial Times 
≪Капитал≫ описывает новости национальной и международной политики и экономики, взаимоотношения бизнеса и власти, инновации в бизнесе, мнения авторитетных людей, события культуры, новости компаний и рынков, обзор основных отраслей экономики, анализ рыночных тенденций, стратегии частных инвестиций, потребительские новинки. Украинское издательство «Деловая пресса страны» заключило синдикационное соглашение с одной из наиболее известных и уважаемых газет мира — Financial Times. Согласно условиям соглашения, газета «Капитал» имеет возможность знакомить своих читателей с высококлассными статьями Financial Times.  
Формат печатного издания: 16 полос формата 305 х 441 мм на бумаге salmon pink. 
Выходит пять раз в неделю по будням. Тираж 25 000 экземпляров, распространение по всей Украине. 
 
"Украинская биржа" – центр ликвидности акций и производных инструментов в Украине. 
Стартовав в марте 2009 года, биржа с первых месяцев стала лидером украинского биржевого рынка, первой запустив рынок заявок, интернет-трейдинг, рынок репо, расчеты через центрального контрагента и срочный рынок. 
Индекс украинских акций рассчитывается со старта торгов на "Украинской бирже" 26 марта 2009 года. Начальное значение было принято равным 500 пунктам. Сегодня в корзину Индекса входят 10 наиболее ликвидных акций. 
Фьючерсный контракт на Индекс украинских акций является самым ликвидным инструментом украинского рынка.


Информация о работе Недостатки корпоративного управления в Украине