Нематериальное стимулирование трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является изучение приемов, методов, технологий нематериальной мотивации, которая представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Задачи исследования:
1. Изучение приемов, методов, технологий мотивации труда в повышении эффективности деятельности предприятия.
2. Рассмотреть новый опыт нематериального стимулирования к труду и существующие проблемы мотивации.
3. Анализ предложенной мотивации в компании и выявление оптимальных методов мотивации персонала.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты нематериального стимулирования трудовой деятельности
1. 1Понятие и сущность нематериального стимулирования
1. 2 Характеристика основных видов нематериального стимулирования
1. 3Нематериальное стимулирование трудовой деятельности
2. Анализ нематериального стимулирования трудовой деятельности ОАО «РЖД» за 2010 - 2012 гг
2. 1 Организационно - экономическая характеристика предприятия
2. 2 Анализ состава, структуры и движения кадров
2. 3 Виды нематериального стимулирования. Анализ нематериального стимулирования предприятия
3. Совершенствование системы нематериального стимулирования трудовой деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по РЖД.docx

— 176.24 Кб (Скачать файл)

   

3

   

предоставляет разовую материальную помощь на оздоровление во время ежегодного отпуска (при условии, что в течение года сотрудник ни разу не болел)

предоставляет дополнительный оплачиваемый отпуск по важным семейным обстоятельствам (рождение ребенка, бракосочетание, похороны родственников)

совместно с профкомом арендует спортивные площадки и спортзалы для сотрудников

отдает приоритет при приеме на работу в компанию детям сотрудников

Помощь в приобретении жилья

Лучшим работникам предоставляют денежные ссуды на приобретение жилья (бонусная форма нематериального поощрения), предварительно проводится мониторинг жилищных условий

Обучение

Перспективные работники обучаются в средних специальных и высших учебных заведениях за счет компании

Конкурсы

Проведение смотров-конкурсов по технике безопасности и экологической безопасности

В таких мероприятиях участвуют целые подразделения компании, информация о ходе проведения конкурса освещается в прессе, по окончании конкурсов победителям вручают дипломы в торжественной обстановке

Стимулирование

«соревновательности»

(«маяки»)

По результатам работы за квартал определяют лучшего сотрудника подразделения, победителю вручают подарок и цветы, его фотографию помещают на специальном стенде. Редколлегия выпускает информационный листок с поздравлениями работников-передовиков, достигших высоких производственных показателей

Организация

торжественных

мероприятий

Празднование

профессионального

праздника

Праздничные корпоративные мероприятия широко освещаются в СМИ, работников поздравляют руководители предприятия и корпорации, проводится награждение ценными подарками и грамотами, праздничный концерт, корпоративный пикник

 

Празднование

Сотрудницам предприятия вручают


                                                                  

 

Международного женского дня 8 Марта

денежные премии и подарки, лучших награждают именными премиями, ценными призами и почетными грамотами, проводят фотоконкурс (в номинациях «Мисс Весна», «Мисс Элегантность» и пр. ), организуют большой праздничный концерт с участием звезд украинской и российской эстрады


 

 

 

Виды и формы нематериальной мотивации как часть единой системы мотивации, действующей в компании, необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Внимание и уважительное отношение к людям, учет их потребностей и интересов способствуют развитию взаимопонимания между работниками и топ - менеджерами. Сотрудники, уверенные в том, что они нужны своей организации, будут напряженно трудиться, достигать целей компании. С давних времен хорошо известно: людей следует побуждать к определенным действиям для достижения нужного результата. Независимо от эпохи, экономической формации, стиля управления конкретным бизнесом, только те работники, которые заинтересованы в результатах своего труда, действительно «двигают» дело. Поэтому в центре внимания руководства компании должно быть создание системы эффективной мотивации, в которой гармонично объединятся все мотивирующие факторы.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие зоны развития в области мотивации персонала ОАО «РЖД»:

■ Внедрение системы оценки ценности рабочих мест (должностей);

■ Корректировка показателей премирования (ключевых показателей эффективности деятельности);

■ Совершенствование процедуры оценки результатов труда по выделенным показателям эффективности деятельности;

■ Совершенствование системы косвенного материального стимулирования;

■ Совершенствование системы морального стимулирования.

В Коллективном договоре ОАО «РЖД» всем сотрудникам компании гарантированы косвенные стимулы, повышающие готовность к труду и дополняющие условия труда (конкретные условия труда при этом не рассматриваются, как и принадлежность к той или иной категории должностей - высший менеджмент, средний менеджмент, линейные руководители и специалисты высшей категории, специалисты и рабочие со стажем более 1 года/ менее 1 года).

Личные потребности работников при определении состава социального пакета также не учитываются, т. к. исследования мотивационной направленности сотрудников в компании не проводятся. Используемые в компании отдельные виды морального стимулирования (ведомственные награды, занесение на стенды "Лучшие сотрудники компании", конкурсы и др. ) не систематизированы и не регламентированы. Кроме того, линейка моральных стимулов недостаточно развернута (практически не используется корпоративная газета, радио, благодарности Высшего руководства).

3. Совершенствование  системы нематериального стимулирования  трудовой деятельности ОАО "РЖД"

Если руководство компании понимает важность и пользу развития нематериальной мотивации в компании, то возникает вопрос о том, что и как для этого нужно делать. Стоит прежде всего обратить внимание на руководителей, которые непосредственно управляют подчиненными им сотрудниками. Главная цель - сделать так, чтобы в компании на каждой руководящей должности работал «хороший босс».

Для этого следует заниматься развитием управленческих навыков уже работающих в компании руководителей. Многие из них имеют хорошие знания и опыт в той профессиональной области, за которую отвечают, но при этом в вопросах руководства подчиненными специальной подготовки либо вовсе не имеют, либо учились этому очень мало. А учиться можно и нужно. В первую очередь, представляется целесообразным дать руководителям два тренинга. Один тренинг - по методам оценки и отбора кандидатов при найме на работу. Цель - научить тому, чтобы при подборе персонала руководитель правильно учитывал не только профессиональные качества кандидата, но и оценивал мотивацию соискателя и его личностные качества. Без учета этих обстоятельств можно принять работника, которого потом будет очень сложно мотивировать и которым будет сложно руководить. При правильном подборе новых сотрудников последующие задачи их мотивации решаются намного проще и успешнее.

Второй тренинг - по методам текущего мотивирующего руководства подчиненными. Основные задачи следующие: что и как нужно делать, чтобы знать и понимать своих сотрудников; на какие «рычаги» воздействовать, чтобы получить максимальную отдачу и преданность компании; как планировать работу и распределять задания; как поощрять и наказывать. Не будем продолжать список - чтобы его расширить, достаточно свериться с признаками «хорошего босса», приведенными выше.

При оценке и аттестации работающих руководителей нужно учитывать не только достигнутые производственные результаты, но и обстановку в коллективе, степень текучести кадров, эффективность работы с подчиненными, успешность мотивации сотрудников. Каждый руководитель должен нести ответственность за кадровый капитал вверенного ему подразделения. И если к руководящему работнику есть серьезные претензии и положение не улучшается, такого сотрудника нужно заменять.

Кадровая служба компании должна накапливать успешный опыт нематериальной мотивации сотрудников и, что немаловажно, делиться им. Имеет смысл не только развивать и совершенствовать мотивационные мероприятия, применяемые внутри организации, но и использовать опыт коллег.

Многое зависит от высшего «командного состава» организации. Нематериальная мотивация сотрудников - процесс творческий и нешаблонный. То, что хорошо подходит одному руководителю и успешно у него работает, может не вписаться в стиль руководства другой компании. Это значит, что у каждого руководителя должен быть некий кредит доверия от топ - менеджмента, должно быть право на эксперименты и нестандартные решения - особенно в тех случаях, когда руководитель стабильно обеспечивает успешную работу своего подразделения. Разработка системы нематериальной мотивации сотрудников требует большой свободы действий. Хорошо, если у руководителя есть право переводить отдельных работников на гибкий график или, например, поощрять эффективных сотрудников дополнительными днями отдыха.

Управлять компанией - значит не только владеть информацией о результатах и затратах бизнеса в целом и отдельных подразделений, но также знать обстановку в подразделениях «изнутри». Для этого есть два проверенных инструмента, применение которых может обеспечиваться службой управления персоналом. Во-первых, нужно в обязательном порядке проводить собеседования с уходящими из компании работниками, фиксировать и обобщать результаты таких опросов. Это очень хороший диагностический метод, позволяющий понять истинное положение дел в подразделениях. Во-вторых, существуют хорошие и несложные способы оценки обстановки в подразделениях и степени удовлетворенности сотрудников тем, как они обеспечиваются условиями и ресурсами для эффективной работы. Такие исследования помогают выявить конкретные «болевые точки», требующие первоочередного внимания со стороны руководства компании, в том числе и по вопросам развития и совершенствования мотивации сотрудников.

В рамках выделенных зон развития целесообразно реализовать следующие предложения по совершенствованию подсистемы мотивации персонала.

 

 

Таблица 9 Предложения по совершенствованию компонента "Нематериальное стимулирование"

Зона развития

Предложения по совершенствованию

1

2

Внедрение системы оценки ценности рабочих мест (должностей)

Выделение (методом экспертной оценки) значимых для компании факторов ценности рабочих мест (например, сложность работы, требуемая квалификация, ответственность, напряженность, загруженность и т. д. )

Определение степени значимости выделенных факторов оценки для каждой


 

должности,

Разработка вербальных шкал для оценки каждого фактора экспертами Компании

Корректировка показателей

премирования (ключевых

показателей эффективности

деятельности)

Оптимизация количества уровней детализации показателей премирования

 

Приведение показателей премирования в соответствия с показателями эффективности бизнес-процессов

Приведение показателей премирования в соответствия со стратегическими целями компании по направлениям деятельности

Совершенствование процедуры

оценки результатов труда по

выделенным показателям

эффективности деятельности

Введение системы учета рекламаций (нареканий) для повышения объективности оценки

 

Автоматизация процедуры оценки

Совершенствование

системы косвенного

материального стимулирования

Выделение и описание групп должностей с дифференцированным социальным пакетом

 

Определение состава дифференцированных социальных пакетов

Изучение мотивационный направленности работников (социологическое исследование)

Корректировка состава индивидуальных социальных пактов с учетом мотивационной направленности работников

Регламентация системы косвенного материального стимулирования

Совершенствование

системы морального

стимулирования

Расширение и систематизация линейки моральных стимулов

Регламентация системы морального стимулирования


 

Для человека очень важно, что бы его работа, его действия были замечены и оценены и многим людям куда более важно, чтобы их оценили не деньгами, а хорошим словом. Так и для работника куда более важно чтобы его похвалили, заметили его работу. В таблице 9 представлены мероприятия по усовершенствованию системы нематериального стимулирования в ОАО "РЖД". Конечно на предприятии существует своя система нематериально стимулирования, но всегда нужно вносить изменения и инновации в деятельность предприятия, это обычно благоприятно влияет на результаты деятельности. Так и в системе нематериального стимулирования нужны новые идеи и мысли, что способствует большему интересу к работе у работников, что повысит производительность.

Заключение

Всем известно, что человек вообще и работник, в частности, способен творить чудеса, что его потенциал используется на ничтожное количество процентов. Идеальная ситуация - когда работник сам хочет - сам делает, и тогда его не надо мотивировать. Это называется самомотивация или внутренняя мотивация. Управленческие затраты при этом сводятся к минимуму. В жизни мы имеем дискретность, прерывистость мотивации. При этом в производственной ситуации мы предполагаем, что мотивация должна быть постоянной. Стандартная мотивация - это представление о том, что чем больше благ получает от нас работник (и прежде всего денежных и материальных), тем выше его мотивация к труду. Но как было рассмотрено выше, такой закономерности не существует. Поэтому у компаний всегда, и сегодня - и особенно завтра - есть острая потребность в работе с мотивацией персонала, которая не сводилась бы к примитивному денежному вознаграждению. Очевидно, что такие тонкие материи, как лояльность, энтузиазм, доверие, хороший психологический климат, искренняя товарищеская поддержка, за деньги не купишь. Первое, о чём говорят на собеседованиях - это "хороший коллектив и благоприятная психологическая атмосфера", потом вспоминают о возможности карьерного роста, затем обычно называется интересное содержание работы, возможность самореализации и творческого подхода. Что удивительно- почти никто при ответе на этот вопрос не упоминает о заработной плате, премии и социальном пакете. Разумеется, не потому, что эти пункты не входят в представление человека об идеальном месте работы. Как раз наоборот, об этом не говорят как о самих собой разумеющихся вещах, которые в общественном понимании и составляют основу привлекательной работы.

Цель исследования курсовой работы - изучение приемов, методов, технологий нематериальной мотивации, которая представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации была рассмотрена и достигнута на примере ОАО «РЖД».

Информация о работе Нематериальное стимулирование трудовой деятельности