Нормативно-методическое обеспечение организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией – это совокупность документов организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического, экономического характера, а так же нормативно-справочных материалов, используемых при управлении организацией и утвержденных соответствующим компетентным органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления организацией. Оно состоит в разработке и применении методических документов, а также в ведении нормативного хозяйства в системе управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативно методическое обеспечение организации.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

В разделе "Руководство" устанавливается, кем осуществляется руководство организацией, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, а также сфера его компетенции.

Раздел "Контроль, проверка и ревизия деятельности" устанавливает, кем осуществляются контроль, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, их периодичность или сроки, порядок представления итоговых документов.

В разделе "Реорганизация  и ликвидация" устанавливается, в  каком порядке и кем осуществляются реорганизация и ликвидация организации.

Устав и положение  организации различаются между собой. В современном делопроизводстве устав определяется как основополагающий документ, а положения – дополняют устав.

Трудовой распорядок организации определяется Правилами  внутреннего распорядка.

Правила внутреннего  трудового распорядка — локальный нормативный акт организации, регламентирующий, в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации /3, с.20/.

Эти правила разрабатываются  с учетом законодательства РФ и распространяются на всех работников организации. 

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются подписью руководителя организации с учетом мнения представительного органа работников организации в правом верхнем углу титульного листа и не требуют издания специального приказа.

К разработке этих Правил должны быть привлечены официальные представители рабочего коллектива или проект Правил должен быть согласован с ними перед утверждением руководителя организации.

Организация имеет право  самостоятельно определить содержание правил внутреннего трудового распорядка.

В содержание этих Правил рекомендуется включить следующие разделы:

  • Общие положения;
  • Порядок приема, перемещения и увольнения работников в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
  • Основные права, обязанности и ответственность сторон рудового договора;
  • Рабочее время и его использование (ст.100 ТК РФ);
  • Время предоставления перерыва в работе для отдыха и питания и его продолжительность ( ст. 108 ТК РФ);
  • Перечень должностей с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ) или например, за стаж работы в данной организации;
  • Дни выплаты работникам заработной платы (ст. 136 ТК РФ)
  • Основные права и обязанности работников;
  • Основные права и обязанности работодателя;
  • Применяемые к работникам меры поощрения за успехи в работе;
  • Ответственность за нарушения трудовой дисциплины и применяемые взыскания;
  • Иные вопросы регулирования трудовых отношений в данной организации.

Заключая трудовой договор, работник берет на себя обязательства соблюдать действующие в организации Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ). Работодатель вправе требовать от работника соблюдения этих Правил (ст. 22 ТК РФ).

К документам, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, относится коллективный договор, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться на уровне не только организации в целом, но и обособленных структурных подразделений.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ. Статьей 36 ТК РФ установлено, что представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Таким образом, в том  случае, если ни одна из сторон с инициативой  заключения коллективного договора не вышла, отсутствие коллективного договора нарушением не является.

Если же предложение  о заключении коллективного договора поступило, коллективный договор должен быть заключен в обязательном порядке  на согласованных сторонами условиях.

Содержание и структура  коллективного договора определяется сторонами. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 44 ТК РФ определяется примерный перечень положений, которые могут быть в коллективном договоре:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха;
  • улучшение условий и охраны труда работников;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением и др.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить нового работника с действующими локальными нормативными актами организации, среди которых имеется и коллективный договор. Как правило, работник ставит подпись на самом коллективном договоре (на обороте последнего листа либо на отдельном, прикрепленном чистом листе для ознакомления).

Таким образом, присоединение  сотрудника к коллективному договору происходит уже в момент приема на работу.

Положение о подразделении  – это локальный акт организации, определяющий порядок создания подразделения, правовое и административное положение, задачи и функции подразделения, его права и взаимосвязь с другими подразделениями, ответственность в целом и перед руководством.

Так как требований, установленных  законодательством РФ, к положению о подразделении нет, то организация самостоятельно решает, как урегулировать деятельность подразделений в виде локальных нормативных актов. 

Структурное подразделение  – это официально выделенный из системы управления организацией орган, который имеет определенные задачи, функции, а также несущий ответственность.

Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения /7, с.228/:

1) Управления. Это подразделения,  образованные по отраслевому  и функциональному признаку, и  обеспечивающие реализацию отдельных  направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией.

2) Отделения. На отделения  чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации.

3) Департаменты. Они также  представляют собой подразделения,  структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации.

 

 

Рисунок 1 - Пример бланка положения о подразделении

4) Отделы. Под отделами  понимаются функциональные структурные  подразделения, отвечающие за  конкретное направление деятельности  организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;

5) Службы. Службой чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом.

6) Бюро. Эта структурная  единица создается либо в составе  более крупного подразделения, либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации.

Помимо вышеперечисленных  в качестве самостоятельных структурных  подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство.

Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены  на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся: секторы, участки, группы.

Основными реквизитами  положения о подразделении как документа являются:

– наименование организации;

– регистрационный номер;

– заголовок к тексту;

– гриф утверждения;

– текст;

– отметки о согласовании.

Проект Положения о  подразделении подлежит согласованию с вышестоящим руководителем; с заместителем руководителя организации; с руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом; с начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации.

Такой реквизит, как дата издания может не проставляться, поскольку датой Положения фактически будет считаться дата его утверждения. Также может не указываться и номер, поскольку для каждого структурного подразделения разрабатывается свое Положение.

Текст Положения может  быть структурирован на разделы и подразделы. Наиболее простой является структуризация на разделы /7, с.304/:

1. Общие положения

Здесь определяют место подразделения в структуре организации; порядок создания и ликвидации подразделения; подчиненность; основополагающие документы, определяющие работу подразделения и др.

2. Цели и задачи

В данном случае, под целью  понимается идеальное представление  результата, которое должно достичь подразделение, а под задачей подразумевается определенное направление деятельности подразделения, которое обеспечивает достижение намеченной цели.

3. Функции

Функции подразделения, указываемые в данном разделе, могут  быть представлены в виде таблицы  или текста; отражают характер деятельности структурного подразделения.

4. Права

В самом простом варианте Положения о подразделении, раздел «Права» является заключительным; права обеспечивают возможность выполнения подразделением своих функций.

В Положении о структурном  подразделении могут также решаться следующие вопросы, связанные с организацией деятельности подразделения:

1. Условия работы подразделения.

Положение о структурном  подразделении нуждается в таком  разделе, если режим работы в структурном подразделении отличается от установленного в Правилах внутреннего трудового распорядка.

2. Оценка деятельности подразделения.

Этому вопросу может  быть посвящен отдельный раздел Положения. В нем целесообразно определить объекты оценки и ее критерии.

3. Контроль и проверка  деятельности подразделения.

В этом разделе Положения  определяется, кто контролирует деятельность подразделения, как осуществляются проверки, какие меры принимаются по итогам проверок, как они оформляются и другие вопросы. Такой раздел целесообразно включать в Положение, определяющее правовые и организационные основы деятельности подразделения, наделяемого значительной свободой принятия решений, в том числе и в отношении выделенных подразделению материальных и финансовых ресурсов.

4. Имущество подразделения.

Посвящать этому вопросу  специальный раздел в Положении  имеет смысл в том случае, если в ведение подразделения передается дорогостоящее имущество. В остальных случаях достаточно сделать отсылку к документам, в которых перечисляется состав имущества, переданного подразделению для выполнения возложенных на него функций.

5. Делопроизводство и  отчетность подразделения. Если такой раздел включается в Положение о структурном подразделении, то в нем решаются вопросы об использовании бланков организации, о порядке подготовки документов, о правилах использования печати структурного подразделения и различных штампов. Определяя порядок предоставления отчетов о деятельности подразделения необходимо решить, в какой форме готовятся отчеты, кто, в какие сроки и с какой регулярностью представляет их руководству организации.

6. Заключительные положения.  Данный раздел целесообразно включать в Положение о структурном подразделении тогда, когда некоторые вопросы остались неурегулированными и они не могут быть включены ни в один из рассмотренных выше разделов.

С Положением о структурном  подразделении должны быть ознакомлены работники этого подразделения.

Не меньшее внимание следует уделять такому документу  как должностная инструкция.

Должностная инструкция – это правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника и обеспечивающий условия для его эффективной работы /5, с.54/.

Информация о работе Нормативно-методическое обеспечение организации