Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:35, курсовая работа
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
Введение …………………………………………………………………. …….2
Глава 1 сущность заработной платы и ее функции ……………………... …..4
1.1 Понятие заработной платы ………………………………………………...4
1.2.Функции заработной платы ………………………………………………. 6
Глава 2 Нормативно-правовая база оплаты труда ………………………..… 10
2.1. Правовые основы организации оплаты труда в
Российской Федерации…………………………………………………….….. 10
2.2 Связь заработной с прожиточным минимумом ……………………….... 14
Заключение ………………………………………………………………...….. 24
Список использованной литературы ………………..……………………….. 26
Статья 1 КЗоТ РФ формирует задачи этого документа: "Кодекс законов о труде РФ регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека".
Кодекс
законов о труде призван
В состав КЗоТ РФ на 1 ноября 2003 г. входят:
Глава I. Общие положения (статьи 1-5).
Излагает права и обязанности работников (ст.2), содержит описание основных принципов регулирования труда в колхозных и кооперативных организациях (ст.3), законодательства о труде (ст.4) и ст.5 — о недействительности условий договоров о труде, ухудшающих положение работников.
Глава II. Коллективный договор (ст.7).
Глава III. Трудовой договор (контракт) (ст.15-40)..
Глава IV. Рабочее время (ст.41-56).
Глава V. Время отдыха (ст.57-76).
Глава VI. ЗП (ст.77-100).
В этой главе постатейно описаны все возможные варианты учета и оплаты труда в различных экономических системах, на предприятиях любой формы собственности от приема на работу до увольнения. В этой редакции КЗоТа в Главе VI введены новые статьи. Это 81-1 "Индексация оплаты труда" и статья 85-1 "Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда" — они также отражают те новые явления, которые происходят сейчас в экономике.
Глава VII. Нормы труда и сдельные расценки (ст.102-108).
Здесь дано определение базового понятия "Нормы труда" и подробно по статьям описан порядок введения, пересмотра этих норм, определения расценок при сдельной оплате труда и т.п.
Глава VIII. Гарантии и компенсации (ст.110-126).
Сюда включены описания всех видов гарантий в случаях, когда работник не выполняет непосредственно трудовые обязанности, но имеет право на оплату затраченного времени (выполнение государственных и общественных обязанностей, донорство, переезд по служебной надобности в другую местность), а также определены компенсации как со стороны предприятия в пользу работников, так и со стороны работника в пользу предприятия.
пользу работников, так и со стороны работника в пользу предприятия.
Статья 121 "Случаи полной материальной ответственности" дополнена статьями 121-1, 121-2 и 121-3. Все они касаются определения материальной ответственности работников и определения размеров ущерба. Здесь на государственном уровне определяются льготы в области труда для некоторых категорий работников, в частности, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также особенности регулирования труда в отдельных отраслях народного хозяйства и при сезонных работах.
Статьей
254 оговорены дополнительные основания
для прекращения трудового
.
2.2 Связь заработной с прожиточным минимумом
10.10.1997
года был принят
статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство; основные социально - демографические группы населения -трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Статья 2. Назначение прожиточного минимума
1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации
предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.
2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее
установления
1. Потребительская корзина для основных социально -демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Указанные методические рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.
4.
В субъектах Российской Федерации потребительская
корзина устанавливается законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации по
представлению органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации с учетом природно - климатических
условий, национальных традиций и местных
особенностей потребления продуктов
питания, непродовольственных товаров
и услуг основными социально - демографическими
группами населения при наличии заключения
экспертизы, проводимой в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее
исчисления и порядок установления
1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально. На основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения в целом по
Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Учет величины прожиточного минимума при установлении
минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат гражданам Российской Федерации
1. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по
старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
2. Минимальный
размер оплаты труда и
Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании
государственной социальной
Федерации
1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи.
2. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства
Российской Федерации и
власти субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступила в силу 1 января 1998 года.
Так же уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. Исследователи отмечали, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.). Академик Д. Львов приводил данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 году составляла 598 рублей в месяц, а в 1998 году — только 198 рублей, то есть произошло ее снижение в 3 раза. Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг. Согласно данным Госкомстата, на конец июля 1997 года объём задолженности по выплате заработной платы, за который ответственно государство, составлял 11,4 трлн руб. В эту цифру не были включены данные по задолженности военным и некоторым другим категориям работников, и их включение повышало размер задолженности примерно до 20 трлн руб. Общая задолженность по зарплате на начало 1997 года (согласно данным Госкомстата) составила примерно 50 трлн руб. В 2000-х годах произошло значительное увеличение реальных доходов населения, а также снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).