Общая характеристика и виды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Понятие организации (предприятия).
Цели и система управления предприятиями.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Внешняя и внутренняя среда предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по менеджменту.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

    К корпоративным организациям относятся те, члены которых готовы для достижения своих целей в определенной степени   жертвовать собственным суверенитетом. Организация согласовывает эти индивидуальные цели и способствует их реализации путем подчинения общей цели, формально выступающей как ее цель. Для этого она должна обладать некоторой независимостью от участников и временным приоритетом по отношению к ним.

     Примером здесь является акционерное общество, которое в промежутке между собраниями участников диктует им свою волю, а последние подчиняются его решениям. В то же время на самом собрании они определяют судьбу организации, стратегию и перспективы ее развития. Поэтому приоритет корпорации является условным.

    Организация ассоциативного типа создается своими членами для повседневной координации деятельности без потери ими суверенитета, и не обладают даже условным приоритетом над ними. Поэтому решения здесь принимаются со всеобщего согласия, в соответствии с чем происходит и распределение имеющихся ресурсов.

     Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются на механистические и органические. Первые характеризуются незыблемостью границ, стабильностью структуры, централизацией власти, преобладанием жестких связей, официальным характером отношений, четкой спецификацией прав и обязанностей всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, напоминающей работу технических устройств, например часов.

      Механистическая организация рассматривается как инструмент достижения заранее запланированных целей, разложенных на специализированные подцели. Такая модель эффективна в условиях стабильной предсказуемой среды при решении простых повторяющихся задач.

     Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные и средние коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.

     Но сегодняшняя жизнь характеризуется неустойчивостью хозяйственной конъюнктуры, неопределенностью ситуаций, постоянной сменой приоритетов, связей, ориентиров. Успеха здесь могут добиться организации, действующие на основе совершенно иных принципов — так называемые органические.

     Последние характеризуются такими признаками как размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация слабая иерархичность, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений, гибкость и способность к изменениям и развитию. Элементы такой организации часто борются друг с другом за выживание в постоянно изменяющейся среде.

    Все это сообщает таким организациям большую гибкость, маневренность, оперативность в работе, дает их членам дополнительные стимулы к труду. Они лучше механистических взаимодействуют с окружением и приспосабливаются, хотя и болезненно, к постоянным изменениям в нем.

      Организации такого типа преобладают как правило в сферах деятельности, характеризующихся нестабильностью, сложностью и неопределенностью целей и задач. Чаще всего они связанны с инновационными процессами — научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрением их результатов в практику.

      В то же время, и они не свободны от многих недостатков, поэтому на практике в зависимости от характера производственной и хозяйственной деятельности, традиций, способностей коллектива и руководства часто имеет место разумное сочетание обеих форм.

     Наконец, организации можно различать по целям, которые перед ними ставятся. В связи с этим можно говорить о деловых и общественных организациях.

      Деловые организации — фирмы, учреждения, ассоциации и пр., создаются для достижения, так называемой инструментальной цели, связанной с удовлетворением общественных потребностей. Это обеспечивает реализацию интересов и самих членов организации. Например, корпорация, реализовав товары и услуги, получает средства, необходимые для выплаты заработной платы работникам и дивидендов акционерам.

      По форме результата деятельности такие организации могут быть индивидуально ориентированными (нотариальная контора), общественно ориентированными (парламент) и смешанными (учебное заведение), а по способу доведения результата до потребителя — аудиторными (телевидение) и клиентскими (завод).  Общественные организации удовлетворяют потребности своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Обычно по происхождению они естественны; по характеру деятельности большей частью неформальны. Они имеют цели, выработанные в результате обобщения личных целей участников, но иногда эти цели ориентируются и вовне, на создание новых общественных ценностей (экологическое движение).

     Каждая организация характеризуется определенным стилем поведения. Таких стилей выделяют два: предпринимательский и приростной.

     Приростной стиль свойственен как коммерческим, так и некоммерческим организациям. Он заключается в их ориентации на стабильность структуры, постоянный состав слабо связанных друг с другом направлений деятельности, максимизацию текущей прибыли, опору на внутренние возможности и ресурсы, стремлении экономить на масштабах, экстраполяции подходов к развитию, ограничении альтернатив и ориентации на прошлый опыт.

      Предпринимательскому поведению организации присуща гибкость структуры, оптимизация прибыльности, стремление к изменению окружающей среды, формированию новых направлений деятельности, поощрение творчества и инициативы, допущение сознательного риска, активный поиск новых возможностей и лучшей альтернативы. Предпринимательское поведение часто имеет место в условиях кризиса.

     В 80-х гг. американские исследователи Т. Питере и Р. Уотер-мен выдвинули положение о том, что современная организация должна отвечать трем требованиям: быть эффективной с точки зрения бизнеса, регулярно обновляться и осуществлять профилактику стагнации. Основой этого, по их мнению, являются три «столпа»: устойчивость, предприимчивость и ломка традиций.

     Эффективность организации определяется тем, насколько та способствует достижению поставленных людьми целей при минимизации затрат и различного рода неблагоприятных последствий. Она зависит от таких основных факторов, как благоприятная деловая среда, гибкая обоснованная стратегия деятельности; качество человеческих, особенно управленческих ресурсов (оптимальное число соответствующим образом подготовленных сотрудников; четкость и рациональность распределения между ними конкретных функций в соответствии со стоящими задачами).

      Укрепление организации достигается двумя путями: усилением взаимной зависимости подразделений и их автономизацией. Взаимозависимость порождает общую заинтересованность, обмен опытом, информацией, а автономизация усиливает личный интерес, самостоятельность, внутреннюю консолидацию. Баланс между этими моментами поддерживается горизонтальной ротацией управляющих, централизацией социальной, научной и технической политики, введением элементов рыночных отношений между подразделениями, систематическим обменом информацией, высокой общей культурой.

 

2.Система  управления предприятиями

      Система управления организации» - одно из ключевых  понятий  Теории

организации, тесно связанное с  целями,  функциями,  процессом  управления,

работой менеджеров и распределением между  ними  полномочий  во  исполнение

определённых целей. В рамках этой  системы  протекает  весь  управленческий

процесс,  в  котором  участвуют  менеджеры  всех   уровней,   категорий   и

профессиональной специализации. Система  управления  организации  построена

для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись  своевременно

и  качественно.  Отсюда  то  внимание,  которое  уделяют  ей   руководители

организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития

как системы в  целом,  так  и  её  отдельных  составляющих.  Очевидно,  что

изучение и совершенствование системы управления,  как  в  рамках  отдельной

организации, так и государства, общества в  целом  способствует  скорейшему

достижению поставленных целей и задач.

 

                       ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

 

       Система  –   это   целое,   созданное   из   частей   и   элементов,

взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди  её

основных признаков следует назвать: множественность элементов,  целостность

и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе  с  тем

система имеет  свойства,  отличные  от  свойств  своих  элементов.   Всякая

система, в  общем  виде,  имеет  входное  воздействие,  систему  обработки,

конечные результаты и обратную связь

 

    Управление – это процесс воздействия на систему с целью  поддержания

заданного или перевода её в новое состояние.

       Система  управления:

  – механизм такого  воздействия;

  - совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей,  а  также  процессов, обеспечивающих функционирование организации  в  заданном  направлении .

 

       При этом любая  система  управления  должна  иметь  четыре  основных

элемента:

1. Выход основной системы.

2.  Воспринимающее  устройство,  измеряющее  и   передающее   информацию   о

   состоянии выхода.

3. Канал обратной связи.

4. Блок управления, сравнивающий  фактический и заданный  выход  и  в  случае

   необходимости вырабатывающий  управляющее воздействие (см. рис. 3).

 

       Очевидно,  что   именно   система   управления   организации   имеет

возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние  воздействия,  что

придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях,  делает

её само регулируемой.

 

                        СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

       В настоящее  время в составе системы управления  организации  выделяют

следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления.

3. функции управления.

4. методология управления 

 

       При  этом, систему  управления  можно  рассматривать  как  с  позиции

статики, т.е. как некий механизм (механизм  управления),  так  и  с  позиции

динамики, как управленческую деятельность.

       Структура  и  техника  управления  являются   элементами   механизма

управления и включают себя соответственно:

       - функциональную  и организационную структуру, схему  организационных

отношений, профессионализм персонала;

       -  компьютерную  и оргтехнику,  мебель,  каналы  передачи  информации

(сети  связи),  систему   документооборота.   Структура   управления   будет

рассмотрена отдельно, а в отношении  техники  управления  следует  отметить,

что стройность и действенность системы управления в немалой степени  зависит

от системы документооборота предприятия. От неё  напрямую  зависит  и  число

ошибок учёта и планирования, и оперативность  реагирования  на  определённое

воздействие.    «Бумажная»    бухгалтерия    неизбежно    отступает    перед

"компьютерной".  Неизбежно  уходит  в  прошлое  «наказуемость»   инициативы.

Доказано на практике и находит всё  более  широкое  практическое  применение

понимание того, что функциональность  организации  рабочего  места  повышает

производительность труда работника и управленца не только технически,  но  и

в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

       Процесс  управления,  как   элемент   управленческой   деятельности,

включает   в   себя:   систему   коммуникаций,   разработку   и   реализацию

управленческих решений, информационное обеспечение.

       Методология  же включает в себя  цели,  законы,  принципы,  методы  и

функции,  технологии  управления  и  практику  управленческой  деятельности.

Основной  задачей  системы  управления  организации  ставится   формирование

профессиональной управленческой  деятельности.  Как  процесс  управленческая

деятельность  –  это  совокупность  действий,  ведущая   к   образованию   и

совершенствованию  связей  между  частями  системы.  Как   явление   –   это

объединение элементов (цели,  программы,  средства)  для  реализации  миссии

организации. Управленческая деятельность рассматривается, как  синтез  науки

и  искусства.  Научная  часть   управленческой   деятельности   состоит   из

прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей,  т.е.  мало

зависит  от  личности  управленца.  Искусство  же,   в   данном   контексте,

представляет  собой  использование  менеджером  своего  творческого  начала,

интуиции, субъективного опыта, здравого  смысла  и  т.д.  Здесь  наблюдается

прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества,  как

здравый смысл и интуиция,  точнее  их  присутствие  в  большей  или  меньшей

степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

       Наибольший  интерес представляет  структура  управления  организации,

как, во многом, определяющая по  отношению  к  другим  элементам.  Структура

органов управления и  должностей,  распределение  между ними  полномочий  и

ответственности часто предопределяет и  технику  управления,  и  процесс,  и

методы, и функции.

       Среди   этапов   понимания   сущности   управления   и    построения

управленческих структур следует выделить пять этапов:

1. Организация  представляется,  как  сумма  трудовых  операций.  Управлять

    организацией  – значит правильно организовать  производственные процессы и

    повышать  производительность   труда.   Организация   конструируется   и

    контролируется  менеджерами.

Информация о работе Общая характеристика и виды организации