Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:42, контрольная работа
Понятие организации (предприятия).
Цели и система управления предприятиями.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Внешняя и внутренняя среда предприятия.
К корпоративным организациям относятся те, члены которых готовы для достижения своих целей в определенной степени жертвовать собственным суверенитетом. Организация согласовывает эти индивидуальные цели и способствует их реализации путем подчинения общей цели, формально выступающей как ее цель. Для этого она должна обладать некоторой независимостью от участников и временным приоритетом по отношению к ним.
Примером здесь является акционерное общество, которое в промежутке между собраниями участников диктует им свою волю, а последние подчиняются его решениям. В то же время на самом собрании они определяют судьбу организации, стратегию и перспективы ее развития. Поэтому приоритет корпорации является условным.
Организация ассоциативного типа создается своими членами для повседневной координации деятельности без потери ими суверенитета, и не обладают даже условным приоритетом над ними. Поэтому решения здесь принимаются со всеобщего согласия, в соответствии с чем происходит и распределение имеющихся ресурсов.
Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются на механистические и органические. Первые характеризуются незыблемостью границ, стабильностью структуры, централизацией власти, преобладанием жестких связей, официальным характером отношений, четкой спецификацией прав и обязанностей всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, напоминающей работу технических устройств, например часов.
Механистическая организация рассматривается как инструмент достижения заранее запланированных целей, разложенных на специализированные подцели. Такая модель эффективна в условиях стабильной предсказуемой среды при решении простых повторяющихся задач.
Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные и средние коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.
Но сегодняшняя жизнь характеризуется неустойчивостью хозяйственной конъюнктуры, неопределенностью ситуаций, постоянной сменой приоритетов, связей, ориентиров. Успеха здесь могут добиться организации, действующие на основе совершенно иных принципов — так называемые органические.
Последние характеризуются такими признаками как размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация слабая иерархичность, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка результатов на основе реального рыночного эффекта, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений, гибкость и способность к изменениям и развитию. Элементы такой организации часто борются друг с другом за выживание в постоянно изменяющейся среде.
Все это сообщает таким организациям большую гибкость, маневренность, оперативность в работе, дает их членам дополнительные стимулы к труду. Они лучше механистических взаимодействуют с окружением и приспосабливаются, хотя и болезненно, к постоянным изменениям в нем.
Организации такого типа преобладают как правило в сферах деятельности, характеризующихся нестабильностью, сложностью и неопределенностью целей и задач. Чаще всего они связанны с инновационными процессами — научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрением их результатов в практику.
В то же время, и они не свободны от многих недостатков, поэтому на практике в зависимости от характера производственной и хозяйственной деятельности, традиций, способностей коллектива и руководства часто имеет место разумное сочетание обеих форм.
Наконец, организации можно различать по целям, которые перед ними ставятся. В связи с этим можно говорить о деловых и общественных организациях.
Деловые организации — фирмы, учреждения, ассоциации и пр., создаются для достижения, так называемой инструментальной цели, связанной с удовлетворением общественных потребностей. Это обеспечивает реализацию интересов и самих членов организации. Например, корпорация, реализовав товары и услуги, получает средства, необходимые для выплаты заработной платы работникам и дивидендов акционерам.
По форме результата деятельности такие организации могут быть индивидуально ориентированными (нотариальная контора), общественно ориентированными (парламент) и смешанными (учебное заведение), а по способу доведения результата до потребителя — аудиторными (телевидение) и клиентскими (завод). Общественные организации удовлетворяют потребности своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Обычно по происхождению они естественны; по характеру деятельности большей частью неформальны. Они имеют цели, выработанные в результате обобщения личных целей участников, но иногда эти цели ориентируются и вовне, на создание новых общественных ценностей (экологическое движение).
Каждая организация характеризуется определенным стилем поведения. Таких стилей выделяют два: предпринимательский и приростной.
Приростной стиль свойственен как коммерческим, так и некоммерческим организациям. Он заключается в их ориентации на стабильность структуры, постоянный состав слабо связанных друг с другом направлений деятельности, максимизацию текущей прибыли, опору на внутренние возможности и ресурсы, стремлении экономить на масштабах, экстраполяции подходов к развитию, ограничении альтернатив и ориентации на прошлый опыт.
Предпринимательскому поведению организации присуща гибкость структуры, оптимизация прибыльности, стремление к изменению окружающей среды, формированию новых направлений деятельности, поощрение творчества и инициативы, допущение сознательного риска, активный поиск новых возможностей и лучшей альтернативы. Предпринимательское поведение часто имеет место в условиях кризиса.
В 80-х гг. американские исследователи Т. Питере и Р. Уотер-мен выдвинули положение о том, что современная организация должна отвечать трем требованиям: быть эффективной с точки зрения бизнеса, регулярно обновляться и осуществлять профилактику стагнации. Основой этого, по их мнению, являются три «столпа»: устойчивость, предприимчивость и ломка традиций.
Эффективность организации определяется тем, насколько та способствует достижению поставленных людьми целей при минимизации затрат и различного рода неблагоприятных последствий. Она зависит от таких основных факторов, как благоприятная деловая среда, гибкая обоснованная стратегия деятельности; качество человеческих, особенно управленческих ресурсов (оптимальное число соответствующим образом подготовленных сотрудников; четкость и рациональность распределения между ними конкретных функций в соответствии со стоящими задачами).
Укрепление организации достигается двумя путями: усилением взаимной зависимости подразделений и их автономизацией. Взаимозависимость порождает общую заинтересованность, обмен опытом, информацией, а автономизация усиливает личный интерес, самостоятельность, внутреннюю консолидацию. Баланс между этими моментами поддерживается горизонтальной ротацией управляющих, централизацией социальной, научной и технической политики, введением элементов рыночных отношений между подразделениями, систематическим обменом информацией, высокой общей культурой.
2.Система управления предприятиями
Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории
организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления,
работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение
определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий
процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и
профессиональной специализации. Система управления организации построена
для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно
и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители
организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития
как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что
изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной
организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему
достижению поставленных целей и задач.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.
Система – это целое, созданное из частей и элементов,
взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её
основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность
и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем
система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая
система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки,
конечные результаты и обратную связь
Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания
заданного или перевода её в новое состояние.
Система управления:
– механизм такого воздействия;
- совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении .
При этом любая система управления должна иметь четыре основных
элемента:
1. Выход основной системы.
2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о
состоянии выхода.
3. Канал обратной связи.
4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае
необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (см. рис. 3).
Очевидно, что именно система управления организации имеет
возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что
придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает
её само регулируемой.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее
время в составе системы
следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления.
3. функции управления.
4. методология управления
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции
статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции
динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма
управления и включают себя соответственно:
- функциональную и организационную структуру, схему организационных
отношений, профессионализм персонала;
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации
(сети связи), систему документооборота. Структура управления будет
рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить,
что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит
от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число
ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое
воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед
"компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы.
Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение
понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает
производительность труда работника и управленца не только технически, но и
в результате получения ими положительного эмоционального настроя.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности,
включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию
управленческих решений, информационное обеспечение.
Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и
функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Основной задачей системы управления организации ставится формирование
профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая
деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и
совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это
объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии
организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки
и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из
прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало
зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте,
представляет собой использование менеджером своего творческого начала,
интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается
прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как
здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей
степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.
Наибольший интерес представляет структура управления организации,
как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура
органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и
ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и
методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения
управленческих структур следует выделить пять этапов:
1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять
организацией
– значит правильно
повышать производительность труда. Организация конструируется и
контролируется менеджерами.