Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 19:00, лекция
1. Понятие и сущность менеджмента.
2. Функции менеджмента.
3 Цели и задачи менеджмента.
В – третьих , цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения наиболее отличившихся сотрудников.
Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Хозяйственные цели формулируются и
устанавливаются в рамках миссии и в ее
развитии. Миссия - это причина существования
предприятия.
Миссия определяется в процессе стратегического
планирования, она и является основной
стратегией предприятия, в соответствии
с которой строится вся остальная деятельность.
Ее принятие позволяет четко определить
назначение деятельности данного предприятия
и не дает руководителям возможности ориентироваться
на личные интересы. Например, Генри Форд определил миссию
своего предприятия как предоставление
людям дешевого автотранспорта. Выбор
миссии придает деятельности предприятия
стабильность, так как определяются основные
принципы его работы. Для выбора миссии
предприятию необходимо четко определить,
кто будет являться его клиентами и какие
потребности покупателей оно будет удовлетворять. На основе миссии определяются цели деятельности.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего функционирования фирмы, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, конъюнктуре в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянный риск. Целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепции развития представлена в целом и по важнейшим комплексным направлениям его деятельности.
В современных условиях общие цели формируются, как правило в процессе совместного диалога высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам направления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении определяют основные направления его деятельности в направлении реализации общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткокосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. Специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставят перед отдельными работниками, вторые — перед подразделениями.
В результате на предприятии складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг с другом. Во-первых, они могут вытекать друг из друга, образуя своего
рода «дерево целей», от «ствола» которого, соответствующего миссии, отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим, причем «крона» такого дерева может ветвиться до бесконечности (рис. 6).
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим
в задачи менеджмента входят:
обеспечение автоматизации производства и подбор работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование работы
сотрудников путем создания
постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех его подразделений;
постоянный поиск и освоение новых рынков.