Общая характеристика экспертных методов разработки управленческих решений. Требования к экспертам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:37, диссертация

Краткое описание

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте, мнение совокупности экспертов будет более правильным, чем мнение каждого эксперта по отдельности.
Экспертные методы применяются при невозможности использовать моделирование и описание исследуемых объектов формализованными математическими способами, отсутствии достаточно достоверной информации, информационной неопределенности исследуемых объектов, разработке средне- и долгосрочных прогнозов, тенденций развития, а также при наличии экстремальных ситуаций в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад - Общая характеристика экспертных методов разработки управленческих решений. Требования к экспертам.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика экспертных методов  разработки управленческих решений. Требования к экспертам

 

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте, мнение совокупности экспертов будет более правильным, чем мнение каждого эксперта по отдельности.

Экспертные методы применяются  при невозможности использовать моделирование и описание исследуемых объектов формализованными математическими способами, отсутствии достаточно достоверной информации, информационной неопределенности исследуемых объектов, разработке средне-  и долгосрочных прогнозов, тенденций развития, а также при наличии экстремальных ситуаций в управлении.

Основные условия применения экспертных методов следующие:

  1. Наличие квалифицированных в данной области специалистов для формирования экспертной комиссии
  2. Принятие условия, что решения, принимаемые комиссией, являются безусловными для участников, представивших на оценку свой вариант решения.

Основные направления  принятия экспертных оценок:

  • определение целей и выбор приоритетности на дереве целей;
  • дифференциация целей управления до задач и определение приоритетности их решения;
  • составление экспертного прогноза по возможному развитию ситуаций;
  • определение состава возможных событий в какой-либо системе в конкретном интервале времени;
  • установление вероятностей событий и временных интервалов во множестве событий;
  • структурирование проблемного поля организации и определение приоритетности решения проблем;
  • участие в составлении рейтинговых оценок;
  • нахождение наиболее важного критерия для оценки эффективности принимаемых решений;
  • принятие коллективных решений методом Дельфи, мозговых штурмов и др., где требуется заключение экспертов;
  • генерирование альтернатив; фильтрация множества альтернатив и оценка их предпочтительности.
  • определение альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
  • альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
  • альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

 

Процесс экспертизы в общем случае условно может быть разбит на следующие этапы, последовательность и содержание которых могут варьироваться в зависимости от реальных условий и ограничений:

1) определение задач  экспертизы;

2) формирование аналитической группы;

3) отбор экспертов и формирование  эксперт-группы;

4) организация и проведение опроса;

5) анализ и обработка  эксперт-информации;

6) интерпретация полученных  результатов и представление  их в форме, пригодной для осуществления выбора.

Первые три этапа  относятся к подготовке экспертизы. При подготовке экспертизы важно сформулировать ее задачи, т. е., основываясь на информации о проблемной ситуации, определить, какие проблемы требуется решить и какой ожидается результат. На основе сформулированных задач формируется аналитическая группа, в задачи которой входит:

  • разработка методов опроса;
  • отбор экспертов и формирование эксперт-группы;
  • проведение опроса экспертов;
  • анализ результатов опроса и их интерпретация.

 

Для общего руководства  экспертными работами следует назначать экспертную комиссию во главе с председателем. В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную.

Рабочую группу возглавляет руководитель (организатор). В его подчинении находятся технические работники, осуществляющие подготовку материалов для экспертов, отработку результатов работы экспертов и т.п.

Экспертную  группу составляют специалисты по решаемым проблемам, а формирует ее руководитель (организатор) рабочей группы. Руководитель осуществляет:

  • постановку проблемы и определяет область деятельности группы;
  • составляет предварительный список экспертов-специалистов в рассматриваемой области деятельности;
  • анализирует качественный состав предварительного списка экспертов и уточняет список;
  • получает согласие экспертов для участия в работе;
  • составляет окончательный список экспертной группы.

Число экспертов в  экспертной группе зависит от множества  факторов и условий, в частности от важности решаемой проблемы, наличия возможностей и т.п. В большинстве случаев определяется минимально необходимое количество экспертов, что часто становится важнейшим условием установления числа приглашаемых экспертов.

Минимальное число экспертов находят по формуле:

Нэмин = 0,5 (3 / ж +5),

где ж – возможная ошибка результатов экспертизы (0 < ж < 1).

 

Наиболее распространенными  экспертными методами при классификации по способу получения экспертных оценок в настоящее время при принятии решений по управлению являются методы:

  • Метод круглого стола;
  • Метод независимых оценок
  • Метод Дельфи
  • Метод сопоставлений (имеет две разновидности – парное сравнение и последовательное сопоставление).

 

Каждый из методов  имеет много общего с другими.

Общность заключается в последовательности проведения следующих процедур:

  • организация экспертного оценивания;
  • проведение сбора мнений экспертов;
  • обработка результатов мнений экспертов.

Различие состоит в  том, что оценивание (измерение) изучаемых  объектов осуществляется по-разному.

Каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.

Общее достоинство экспертных методов –

  • быстрота получения результатов,
  • возможность оценивания того или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами.

К недостаткам экспертных методов можно отнести их

  • определенную субъективность
  • возможные погрешности результатов экспертизы,
  • существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах,
  • влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов.

 

Практика показывает, что уменьшение субъективности результатов  применения экспертных методов существенно зависит от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ, особенно от назначения ответственного за организацию и проведение работ по экспертной оценке, а также от формирования экспертных комиссий.

 

Подбор конкретных экспертов  проводится на основе анализа качества работы каждого из предлагаемых экспертов. Используются для этой цели разнообразные способы:

  • оценка кандидатов в эксперты на основе статистического анализа результатов прошлой деятельности в качестве экспертов;
  • коллективная оценка кандидата в эксперты как специалиста в данной области;
  • самооценка кандидата в эксперты;
  • аналитическое определение компетентности кандидатов в эксперты.

Однако всем этим методам  присущи определенные недостатки, в  том числе: отсутствие единой общепризнанной методики оценки; высокая трудоемкость оценки; возникновение проблем этического характера при использовании субъективных методов оценки.

В ходе указанной работы зачастую применяют одновременно несколько  способов: самооценки и коллективной оценки качеств предлагаемого эксперта. Такой подход позволяет достаточно обоснованно подобрать экспертов с необходимыми качествами. Однако следует признать, что способ оценок прошлой деятельности представляется более объективным, чем способы самооценок и коллективной оценки.

Независимо от избранного способа оценки качеств кандидатов эксперты должны соответствовать во всех случаях определенным требованиям. А. С. Малинин и В. И. Мухин предлагают для описания экспертов, с точки зрения оценки качества решения проблемы, использовать следующие характеристики:

  • профессиональная компетентность – степень квалификации эксперта в определенной области знаний, обладание компетенцией (компетенция – круг вопросов, для решения которых лицо обладает необходимыми знаниями и умениями);
  • наличие практического и исследовательского опыта в исследуемой области;
  • креативность (умение решать творческие задачи) – это способность видеть контекст (существенные по отношению к данной проблеме обстоятельства) и создавать на его основе модели необходимых изменений, т. е. разрабатывать альтернативы;
  • конформность – с одной стороны, способность личности к действительному преобразованию индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, которая оценивается как более объективная и обоснованная (обычно играет положительную роль), а с другой стороны, неустойчивость мнения, подверженность влиянию более авторитетных членов группы (играет отрицательную роль).
  • аналитичность – в широком смысле способность эксперта к анализу и самоанализу, в узком смысле – способность анализировать проблемную ситуацию, т. е. выделять в ней элементы, определять связи между ними и функциональные зависимости, что позволяет находить место рассогласования в системе и разрабатывать модели требуемых изменений;
  • широта мышления – это способность эксперта представлять исследуемую сущность не только в общем контексте, но и в других контекстах, формирующих новый аспект исследуемой сущности;
  • глубина мышления – это способность эксперта представлять максимально возможное множество аспектов исследуемой сущности именно в данном контексте;
  • самокритичность – способность эксперта абстрагироваться от эмоционального контекста и объективно оценивать собственную позицию.

Среди других характеристик  можно назвать:

  • научная интуиция;
  • заинтересованность в объективных результатах экспертной работы;
  • независимость суждений;
  • деловитость (собранность, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативность, мотивированность действий);
  • объективность;
  • высокая общая эрудиция.

 

Очень важным является определение формы сбора мнений экспертов. Среди всех известных форм сбора мнений можно отметить индивидуальные, коллективные (групповые) и смешанные. Таким образом, указанные формы различаются прежде всего по фактору участия экспертов в работе (индивидуальное или коллективное) и каждая из них имеет ряд разновидностей:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • совещание;
  • деловая игра.

 

В общем случае проведение экспертных работ должно соответствовать определенным правилам в зависимости от целей этих работ. К таким правилам относятся:

  • применение системного подхода при проведении экспертных работ;
  • обеспечение преемственности в проведении экспертных работ;
  • использование обратной связи с экспертами;
  • регулярное привлечение к работе экспертов;
  • обеспечение рационального баланса гласности и конфиденциальности экспертных работ и результатов экспертизы;
  • создание условий для персонификации суждений экспертов;
  • обеспечение условий для соблюдения экспертами полной независимости при выражении своих суждений;
  • создание условий для демократического проведения экспертных работ и ответственности субъектов экспертизы;
  • однократность проведения экспертизы.

 

Таким образом экспертные методы основаны на совокупном мнении специалистов чаще в пересекающихся областях деятельности: социологии, психологии, математике, логике и т. д.


Информация о работе Общая характеристика экспертных методов разработки управленческих решений. Требования к экспертам