Общее понятие стресса, его причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Зачастую люди даже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса. Это то состояние организма (по большей части психическое), когда чрезмерное перенапряжение препятствует полноценному восстановлению сил.
Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходится постоянно находиться в сосредоточенном напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Теперь же взгляд на эти вещи несколько изменился. К наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится общаться с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Аня.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Стресс в работе менеджера, способы управления им.

 

 

2.1 Стресс  в работе менеджера.

 

На сегодняшний день менеджер – одна из самых распространенных специальностей. Но это так же и  одна из самых стрессовых работ.

Стресс постоянно преследует менеджера, так как в разных ситуациях  могут произойти неприятные обстоятельства: проблемы с отгрузкой, тянет с  предоплатой клиент или вообще не расчитывается, да и проблемы с поиском  клиентов также могут быть. Все это вызывает дискомфорт как в эмоциях, так и в действиях и мыслях менеджера. А этот дискомфорт может вызвать стресс, который ставит под угрозу работу менеджера, так как он не проработает долго на этой должности, пока не найдет решение выхода из стрессовой ситуации. Поэтому стресс нужно как-то выплескивать, пока негативные эмоции не вызвали разные конфликтные ситуации как с работодателем и коллегами по работе, так и с клиентами.

 

2.1.1 «Синдром менеджера».

Где-то в начале 80-х  годов Америку захлестнула волна новоявленных бизнесменов, молодых, энергичных, сверхамбициозных. Они называли себя яппи. Яппи заботились о своем здоровье, не употребляли алкоголя и наркотиков, носили костюмы и галстуки, с отличием заканчивали университеты и устраивались на самую престижную работу. Их жизненной идеологией и единственной ценностью была карьера. Однажды американские врачи установили вспышку странной эпидемии. Симптомами болезни были непонятная усталость, депрессия, ослабление иммунитета. В прошлом успешные, активные деловые люди начинали ненавидеть свою работу, превращались в алкоголиков, наркоманов, нередко – самоубийц. Проанализировав статистику, ученые обнаружили, что болезнь поражает людей определённой социальной прослойки. Это были яппи.

Новый синдром имел много  имён: болезнь Эпштейна-Барра, синдром менеджера, синдром хронической усталости, грипп яппи. Эта профессиональная болезнь – расплата за стереотипность существования, подмену ценностей, полное игнорирование духовного поиска, который составляет основу и смысл жизни человека.

В то время как на Западе бурно развивалось движение яппи, в России возникали их «двойники». Это тоже были молодые, энергичные люди. Их голоса хорошо слышны были на собраниях. Они становились старостами групп  в институтах, профсоюзными активистами, командирами стройотрядов, комсомольскими вожаками. В лихие 90-е эти люди составили прослойку бизнесменов и управленцев различного уровня. Позже управленческие профессии стали популярными и самыми высокооплачиваемыми. Из западных стран был позаимствован термин «менеджер» и сама иерархическая структура менеджмента. Вместе с менеджментом в Россию пришла и профессиональная болезнь – синдром менеджера. Синдром менеджера или синдром хронической усталости – закономерный ответ организма на чрезмерную перегрузку, стресс, постоянное эмоциональное напряжение. Гипертрофированное чувство долга или стремление к карьерному росту заставляет людей по 14 часов засиживаться на работе, не позволяя забыть о служебных обязанностях даже во время заслуженного отдыха. В результате возникает защитная реакция организма: работа начинает вызывать острое отвращение, появляется апатия, ощущение бессмысленности происходящего. Если человек оказывается настолько неразумен, чтобы привести себя в гармоничное состояние самостоятельно, это за него делает природа.

В медицинском словаре  синдром менеджера определяется как особая форма неврастении  с явно выраженными вегетативными  нарушениями, которая развивается  вследствие выполнения работы, связанной  с высокой ответственностью, конфликтными ситуациями и сильным эмоциональным напряжением.

Единого мнения о причинах этого заболевания не существует. Психотерапевты полагают, что болезненная  зависимость от работы – это побег  от личностных проблем, нежелание возвращаться домой. Последователи Фрейда обвиняют во всем сублимацию – перевод сексуальной энергии в деловую активность. Неврологи определяют синдром менеджера как изменения, происходящие в головном мозге и вызывающие психические расстройства.

 Конечно, не каждый менеджер или сотрудник среднего звена подвержен этому странному и малоизученному заболеванию. Как ни странно, в зону риска попадают самые ответственные работники, проявляющие слишком высокую степень вовлечённости в работу и ставящие профессиональные успехи выше других проявлений человеческой жизни.

В зону риска попадает сотрудник любого звена, который  начинает думать о работе более 10 часов  в сутки, стремится к карьерному росту и ставит решение профессиональных задач на первое место. Это могут  быть бизнесмены, руководители компаний и крупных подразделений, управленцы среднего звена, менеджеры компаний.

Также предрасположенность  к синдрому менеджера может проявляться  у специалистов, занятых интеллектуальным трудом. Статистика показывает, что  из них каждый четвёртый работает не менее 70 часов в неделю, при этом занимается решением профессиональных задач вне офиса и даже на отдыхе во время выходных или отпусков.  Стоит отметить, что синдром менеджера прежде всего грозит людям активного возраста – от 30 до 50 лет. В этом возрасте проявляются повышенные амбиции, а достигшие определённого уровня профессиональные навыки стимулируют необходимость продвижения по карьерной лестнице.

Было отмечено, что  у людей, страдающих синдромом менеджера, существенно снижен уровень «гормона стрессоустойчивости» - кортизола, который отвечает за энергосбережение в организме.

В то же время признаки синдрома менеджера сильно напоминают симптоматику вирусного заболевания. Существует гипотеза, что эта болезнь  вызывается особыми энтеровирусами, поражающими центральную нервную систему человека. Высказывались даже версии, что этот вирус переносится тараканами, которые живут только в бетонных домах современных мегаполисов.

Однако большинство  учёных убеждены, что настоящая причина  синдрома менеджера – чрезмерные эмоциональные и психические нагрузки, связанные с высоким уровнем ответственности, стремлением сделать карьеру и добиться успехов в бизнесе.

 

2.2.Стрессоры  в работе менеджера.

К причинам стресса можно отнести множество факторов, которые условно можно разбить на две группы: организационные стрессоры и личностные. Рассмотрим подробнее обе группы.

Организационные стрессоры.

1 Перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка

Работнику просто поручили непомерное количество заданий  или необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения, приближающейся катастрофы), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно ощущает фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и чувствует себя явно невознагражденным.

 

2 Конфликт ролей

Конфликт ролей  возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования, а также в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.

Конфликт ролей  может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

3 Неопределенность ролей

Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования будут не столько противоречивыми, сколько  уклончивыми и неопределенными. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства: что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4 Неинтересная работа

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие  более интересную работу, проявляют  меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различаются: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

 

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может  возникнуть в результате плохих физических условий, например отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

В отдельную  подгруппу организационных стрессоров необходимо вынести специфические стрессоры, связанные со спецификой труда менеджера. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.

    • Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности.
    • Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.
    • В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции.
    • В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.

Успешно конкурируют  со стрессом на работе так называемые личностные стрессоры (внеслужебные стрессоры). К ним обычно относят следующие:

1 Стресс, вызванный супругом. Возникает, главным образом, в результате столкновения либо темпераментов, либо интересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, ревность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др.).

2 Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и детей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руководитель замечает, что дети делают все совершенно не так, "как надо", забывая, что в свое время он поступал точно так же. Он пытается их "учить жизни", старается передать им свой жизненный опыт. Однако с горечью понимает, что дети больше учатся не у него, а у жизни как таковой. Почему-то им больше нравится учиться на своих ошибках.

3 Стресс, вызванный родителями и родственниками. Здесь та же проблема отцов и детей, однако взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он - человек, влияющий на судьбы нескольких сотен людей, все еще остается сыном или дочерью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависимости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка.

4 Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое количество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения.

5 Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью. Здесь и шумные соседи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домашним счетам, и возникающие время от времени бытовые проблемы и т.д.

 

 

2.3. Способы  управления и борьбы со стрессом  в работе менеджера.

 

Работа менеджера  и стресс – это два вполне совместимых  понятия. Что такое стресс? Стресс – это напряжение, вызванное в  результате воздействия различного рода факторов. А факторов, способных вызвать стрессовую ситуацию в работе менеджера хватает. Например, большой объем работы, повышенная ответственность за результат выполненной работы, необходимость принимать одновременно много решений, взаимоотношения с начальством, ненормированный график работы…

По данным российского  кадрового агентства «Юнити», около 35% управленцев называют одной из главных причин увольнения стресс на работе. Бесспорно, что работа в быстро растущем российском бизнесе всегда связана с определенной степенью психического и физического напряжения. Но пока это напряжение можно держать под контролем, оно вполне может быть отличным стимулом, который дает менеджеру возможность сосредоточиться на главной проблеме. Но когда напряжение выходит за рамки, наступает стрессовое состояние, которое негативно отражается не только лично на самом менеджере. Падает производительность труда, стресс передается подчиненным. Они в свою очередь начинают испытывать дискомфорт в психологическом плане, неуверенность

Как распознать у себя наличие стресса? Первые признаки – это частые головные боли, бессонница, нервозность. Многие просто перестают  замечать эти признаки…и продолжают пребывать в состоянии постоянного  стресса, сами того не замечая. Как же управлять стрессом на работе? Бороться с ним должен не только работник, но и руководство компании. Для предупреждения стрессовой ситуации необходимо создать благоприятные микроклимат в коллективе: создать благоприятные условия труда, грамотно рассадить сотрудников по рабочим местам, устраивать всевозможные корпоративные антистрессовые тренинги, использовать тесты на стрессоустойчивость при приеме на работу.

Кризис «середины  карьеры» от незнания его причин становится большой проблемой, преградой для  карьерного роста. Но даже такую неприятность как осознание своей несостоятельности в профессии можно преодолеть.  
Для преодоления этой стадии в жизни человека, как и любую другую психологическую проблему, переживание «остановки» карьерного роста нужно, прежде всего, осознать, понять причины его возникновения.  
Так называемое карьерное плато наступает в 40-45 лет при вступлении в новую должность. Человеку кажется, что достигнув давно желаемого положения, он не способен справиться с новым грузом ответственности. Возникают и соответствующие вопросы. Человеческие возможности не безграничны? У каждого есть свой «потолок, выше которого не прыгнешь»?  
От этих негативных установок надо избавиться! Прежде всего, понять, что эти утверждения неверны. Возможности человека безграничны! Человек сам не знает, на что он способен.  
В кризисные моменты нет желания бороться со своей неуверенностью. Человеку проще отказаться от своих амбиций, чем найти в себе силы преодолеть себя. Из-за такого негативного настроя, естественно, страдает профессиональная деятельность: человек вместо того, чтобы стать профессионалом в своем деле, движется в обратную сторону, возвращается на свой прежний уровень.  
В такой ситуации важно разобраться в себе, понять, что заставило нас «опустить руки». Поняв причины своего поведения, необходимо направить усилия не на самобичевание, а на избавление от своих страхов.  
Неадекватно оценивая происходящее, человек пытается сравнить себя со сверстниками, успешность своей деятельности с достижениями других. Когда мы сравниваем себя с другими – это всегда плохо заканчивается. Падает самооценка, уверенность в себе мигом улетучивается. Да, всегда есть рядом и такие, чей уровень жизни гораздо ниже нашего. Но не стоит себя этим утешать. Это верный путь избавиться от ответственности за свою жизнь, пустить всё на самотек. Перед нами другая задача: пережить кризис, улучшить нашу жизнь, жизнь наших близких. А вот для этого нам нужен пример для подражания. Только так мы будем видеть, что нам есть к чему стремиться, что мы должны предпринять, что конкретно сделать. Пока мы не предпримем конкретных действий, конечно, мы ничего и не изменим в своей жизни. А глядя на образец для подражания, мы будем стремиться за ним, а может ещё его и обгоним.  
Только тогда, когда человек понимает, что с ним происходит, он получает возможность этим процессом управлять. Как бороться с сами собой? Даже когда кризис «середины карьеры» усугубляется жизненными проблемами. Ворчание супруги, уход детей из родительского «гнезда» - и сил бороться с внутренним противоречием не остается. «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего» - это утверждение к нашей ситуации не совсем подходит. В ситуации безысходности человеку необходимо чувствовать, что рядом есть кто-то, кто может тебя поддержать. В данной ситуации это может стать единственным спасением, когда ты сам себе помочь не можешь или не хочешь. Всегда есть возможность обратиться за помощью и ею не стоит пренебрегать.  
Главное позитивно относиться к своей нынешней позиции. Воспринимать её как возможность роста, а не стопорится на достигнутом. Кризис – это всегда возможность придумать что-то новое, увидеть новые возможности к продвижению, росту над собой, в профессии, в отношениях с окружающими. Только желание доказать, что ты на многое способен поможет вам выбраться из сложной жизненной ситуации.

Информация о работе Общее понятие стресса, его причины