Общие черты управленческой мысли Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:53, доклад

Краткое описание

В истории существования человеческой цивилизации Китай занимает не последнее место. Эта цивилизация возникла очень давно на берегу Жёлтой реки Хуанхэ и существует поныне. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н.э.) и единой системы письма.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие черты управленческой мысли Древнего Китая.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования и Науки РФ

Саратовский социально-экономический институт российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

 

 

Кафедра менеджмента

Доклад на тему:

«Общие черты управленческой мысли       Древнего Китая»

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила: Долгушева Д.А.

   1 курс 4 группа ФЭМ

   Проверил (а): доцент Иноземцева В.В.

 

 

 

Саратов – 2014

Зарождение управленческих идей

В истории существования человеческой цивилизации Китай занимает не последнее место. Эта цивилизация возникла очень давно на берегу Жёлтой реки Хуанхэ и существует поныне. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н.э.) и единой системы письма.

Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный цикл.

На стыке VIII—VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» — правление, основанное на силе, и «ван-дао» — правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между собой по принципу «старший—младший».

Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей

Своего расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551—479 гг. до н. э.).

 

Основные течения управленческой мысли Древнего Китая

Даосизм

Важным направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник — Лао Цзы.

В отличие от традиционных теологических толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао Цзы характеризует это понятие как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. «Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны.

Существенная роль в даосизме отводится принципу воздержания от активных действий. Невмешательство выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богачей, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов». Все неестественное (искусственные, надуманные установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму — это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от цивилизации и возвращение к природе, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов.

Резкой критике Лао Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, — замечает он, — там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Победу следует отмечать похоронной  процессией». Однако восхваляемое  даосизмом «недеяние» вместе с тем означало также и проповедь пассивности, отказ от активной борьбы народных масс против своих угнетателей и притеснителей. Лао Цзы призывает к патриархальной простоте минувших времен, к отказу от всего нового.

Основные положения даосизма применительно к управлению включают следующее:

  • Даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям счастье и спокойствие;
  • Всё сущее развивается, изменяется само собой. Всё сущее есть результат саморазвития;
  • В то же время даосизм — это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом саморазвития.

Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом:

  1. Лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он       существует; мудрый руководитель не делает ничего такого, что тормозит принцип саморазвития, и тогда общество процветает, пребывая в гармонии и спокойствии.
  2. Идея ситуативности управления:

а) методы и стиль управления выбираются    управленцем по ситуации, в соответствии с ней;

б) нет изначально плохих или изначально хороших методов или стилей управления — есть соответствующие ситуации или несоответствующие (неадекватные);

в) мудрость управленца, искусство управления заключается в способности правильно выбрать метод и стиль управления, соответствующий конкретной ситуации (в условиях кризиса нельзя управлять теми же методами, что и при нормальном развитии страны).

  1. Управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью:

а) трудно управлять людьми, у которых много знаний;

б) поэтому надо не просвещать народ, а оглуплять его;

в) сердца и души простолюдинов (управляемых) надо делать пустыми, а их желудки и кошельки — полными. Тогда в обществе настанет покой и счастье.

  1. Управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным:

а) Лао Цзы впервые поставил проблему оптимального размера объекта управления;

б) масштабы объекта управления должны соответствовать масштабам субъекта управления. Нельзя малой группе людей властвовать над слишком большой территорией — не смогут управлять.

  1. Нет для руководителя большего несчастья, чем незнание границы общественной страсти, и нет большей опасности, чем приобретение богатства:

а) руководитель должен уметь сам ограничивать себя;

б) руководитель не должен подменять достижение целей общества (организации) целями личного обогащения. Если это происходит, то следует крах общества, организации, а в конечном счете, и самого руководителя.

  1. Руководитель должен начинать преодоление трудного с преодоления легкого (философия малых дел):

а) «осуществление великого начинается с малого»: прежде чем ставить перед собой системные цели, научитесь достигать целей локальных;

б) не надо гнушаться малым, не бойтесь начинать с малого;

в) к большому и трудному надо идти, обучаясь преодолевать незначительные трудности, решая простые задачи.

  1. Руководитель не должен быть самонадеянным. Уверенным в себе, но никогда не самонадеянным.

Мудрый руководитель смотрит на любое дело как на трудное, поэтому в итоге оно будет легким, так как он мобилизует все свои ресурсы.

Конфуцианство

Следующий автор, о котором пойдет речь, — это Конфуций (551—479 гг. до н. э.). Он основал свою школу — конфуцианство. После его смерти его учение стало официальной политической доктриной Китая, а его имя было сакрализовано1. Взгляды Конфуция и по сегодняшний день являются  характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. — официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека.

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками Конфуция после его смерти, является принцип добродетели — «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию, управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» — благородные) и подчинены строгим нормам ритуала «ли» — чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует идеалам справедливости и готов достойно встретить свою отставку. «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий».

Признавая божественное и естественное начало власти, Конфуций свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он уподоблял государство гигантской семье: царь («сын неба») — отец, старшие братья — чиновники, младшие — работники. Цель государства и царской власти — общее благо семьи.

Конфуций обращал внимание на необходимость избегать конфликтов между управляющими и управляемыми. Первые должны стремиться к тому, чтобы народ доверял им. Конфуций неоднократно в беседах с учениками подчеркивал именно этот аспект управления. Как считал он, хорошо управляемое государство должно располагать достаточным количеством продовольствия, достаточным вооружением и, самое главное, администрация должна пользоваться доверием народа. Конфуций подчеркивал, что в случае крайней нужды возможен отказ от вооружения и продовольствия, однако недопустима утрата доверия народа, ибо, если народ прекратит верить, государству не удержаться. Бюрократия, как полагал Конфуций, несет обязанность не только заботиться о соблюдении Правил, но и на собственном примере подтверждать приверженность им.

Управленческие идеи Конфуция включают следующие положения:

  1. Конфуций первым поставил в теории управления вопрос об этике управленческого труда:

а) существуют четкие этические принципы, которые управленец не может нарушать;

б) нарушение этих принципов — одна из главных причин противоречий и антагонизмов между управляющими и управляемыми;

в) соблюдение главного этического правила: чего не желаешь себе, не делай и другим;

г) другие этические принципы управленца: справедливость, искренность, честность.

  1. Конфуций определил основные механизмы в управлении людьми:

а) людьми можно управлять только на основе законов;

б) людьми можно управлять, держа их в страхе, и они побоятся совершать дурные поступки, но в их сердцах не будет отвращения к дурному, поэтому они всегда потенциально готовы к преступлению;

в) управление людьми на основе их умственного и нравственного развития — только оно способно заставить человека стыдиться плохих дел. Самый страшный кризис — моральный, связанный с разложением этических норм, совести.

  1. Конфуций одним из первых сформулировал принцип разделения и специализации труда:

а) общество должно быть построено по строго иерархическому принципу;

б) только иерархическая структура способна обеспечить четкое разделение труда и обязанностей людей.

  1. Руководителем можно стать лишь на основе изучения прошлого опыта и постоянного познания нового:

а) кто повторяет старое и изучает новое, может стать предводителем;

б) всё, что видишь и слышишь, молча откладывай в своем сердце;

в) ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительных уроков из прошлых трудностей.

Моизм

Распространены также управленческие идеи Мо Цзы (479—400 гг. до н. э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя — «Мо Цзы», составлен в VI в. до н. э.

В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо Цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо Цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа». Он явился предшественником легизма, важного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.

Информация о работе Общие черты управленческой мысли Древнего Китая