Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:56, контрольная работа
Целью работы является систематизация знаний о законах, закономерностях и принципах менеджмента. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть современный взгляд на закономерности менеджмента;
рассмотреть классификацию законов менеджмента;
отобразить многообразие принципов управления сформулированных за историю развития менеджмента.
Введение
1. Закономерности
2. Законы
3. Принципы
Заключение
Список литературы
В идеале принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д.
Первая попытка систематизировать принципы менеджмента была осуществлена Файолем, представителем классической школы. Его работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. Файоль и другие «классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Принципы касались построения структуры организации и управления работниками. Многие из этих принципов до сих пор практически полезны (см. Таблицу 1). В них отражается действие объективных законов и практики управления, а также определяются требования к конкретной системе, структурой организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Таблица 1. Принципы менеджмента по Файолю.
Принцип | Содержание принципа |
1 Разделение труда | Специализация работ для эффективного использования труда работающего |
2 Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы |
3 Дисциплина | Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины |
4 Единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5 Единство действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6 Подчиненность личных интересов | Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами |
7 Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения за работу |
8 Централизация | Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией |
9 Скалярная цепь | Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников») |
10 Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте |
11 Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12 Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу |
13 Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ |
14 Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила») |
Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих принципах:
принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. Свойства системы в целом не сводятся к свойствам ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется в таких понятиях, как эффективность и качество управления;
принцип генетической определенности, который требует при решении любой проблемы в процессе управления подходить с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы «почему?» и «что же дальше?»;
принцип пространственно-временного существования системы. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Анализ структуры системы управления транснациональными корпорациями и динамики коммуникаций при росте и развитии фирмы убеждают в важности этого принципа;
принцип историчности или этапности, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определение особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;
принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. В управлении принцип проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами.
принцип разделения системообразующих и системоразрушающих факторов, их взаимопереходов и взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;
принцип соотносительности. Его содержание заключается в том, что для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов и частей. Это соотношение может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных соотношений, соотношений технических средств, видов информации, затрат времени и пр.;
принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления – социально-экономическая система и существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.
По современным понятиям каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы.
Так, например, для внутрифирменного управления характерны:
группа структурно-функциональных принципов управления – это принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация, на долгосрочные цели развития участие работников в управлении, принцип планомерности и др.
вторая группа принципов – принципы управления производством;
третья группа – принципы управления персоналом.
Ведущим принципом менеджмента в этой классификации принципов выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Путем применения этого принципа решается, проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования. Оптимальное сочетание принципов централизации и децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Многие организация кладут в основу организационной системы принцип централизации, при котором управление осуществляется из одного центра. Здесь устанавливается жесткая регламентация центра. Подразделения полностью лишены хозяйственной самостоятельности. При децентрализованной форме управления производственные подразделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства и в сфере сбыта. Высшая администрация осуществляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения находятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров. Менеджмент современных крупных фирм характеризуется сочетанием принципов централизации и децентрализации, когда за высшим звеном управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Внутри фирмы создаются автономные производственные отделения, которые самостоятельно производят, сбывают продукцию, отвечают за получение прибыли.
Активную жизненную силу в современном производстве приобретает принцип демократизации управления. Усложнение процесса труда изменяет подход к рабочему. Рабочий становится субъектом производственного процесса. Наличие у рабочего высокого уровня профессиональной квалификации, образования и общей культуры создает у него потребность участвовать в управлении производством. Выражение «промышленная демократия» характеризует совокупность факторов участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим. Это проявляется в широком участии работников в собственности, прибыли, принятии решений на всех уровнях управления.
К принципам менеджмента также относят принцип государственной законности, устойчивости и мобильности системы управления.
К числу важнейших общих принципов управления также могут быть отнесен принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т.е. привлечения всего спектра современных знаний, их тщательно синтеза, и, прежде всего – комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических технических наук;
Можно также выделить принципы, с помощью которых осуществляется развитие управления:
независимо от содержания, преобразование должно начинаться с преобразования исходных целей, задающих построение управления;
необходимость и направленность развития преимущественно определяются содержанием новых задач, возникающих перед организацией;
ограничительным фактором любого преобразования являются кадры: люди не только приводят в движение, но и тормозят развитие, причем не обязательно сознательно.
Принципы системного подхода должны занимать центральное место в методологии управления, служить связующим звеном методологии и организации управления. Из принципов управления вытекают правила группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т.д.
Заключение
Закономерности менеджмента, отражающие тенденции его развития, на данный момент выявлены следующие: обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики, определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией, соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации, оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем, преимущество сознательного и полномерного управления, концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации, оптимизация уровней управления, оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.
Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому, для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые «диктуют» законы объективного мира, исходя из которых, вытекают законы менеджмента: общие (закон специализации управления, закон интеграции управления и закон экономии времени) и специфические (закон единства и целостности системы управления, закон обеспечения необходимого числа степеней свободы, закон необходимого разнообразия, закон соотносительности субъекта и объекта управления, закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации, закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления, закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем)
Из закономерностей и законов следуют принципы менеджмента. Существуют различные школы управления со своими принципами и тактикой управления. Именно принципы управления формируют статус и лицо фирмы.
Список литературы