Объяснить, какие неценовые факторы и как могут повлиять на изменение спроса на кофе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, нецено¬вые факторы. Количество товаров, которое может быть куп¬лено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае измене¬ния количества закупаемых товаров происходят при неизме-няющихся ценах, а зачастую и независимо.

Содержание

 Введение стр. № 2

1 Определение кофе.Спрос, величена спроса и его цена. стр. № 4
2 Неценовые факторы стр. № 5

 Заключение стр. № 10

 Список литературы стр. № 11

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика инд.зад.docx

— 145.52 Кб (Скачать файл)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

Индивидуальное задание

 

Кафедра: экономики

по дисциплине: « микроэкономика»

на тему:« Объяснить, какие неценовые факторы и как могут повлиять на изменение спроса на кофе».

 

 

Выполнил:                           Фарейторова О.М

                                                                                  Группа 11(БУА)

Проверил:                                                              Герасимов Е.Л

 

 

 

Минск  2012г.

Содержание

ü

Введение 

стр. № 2

     

1

Определение кофе.Спрос, величена спроса и его цена.

стр. №  4

2

Неценовые факторы

стр. №  5

     

ü

Заключение 

стр. №  10

     

ü

Список литературы

стр. №  11

     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где  на обмен товаров влияют не только    цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Изменение соотношения  между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен  вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается  тот уровень цен, при котором  обеспечивается равновесие спроса и  предложения и в конечном итоге  равновесие производства и потребления.

Цель этой работы – изучить, что такое спрос  и предложение, рассмотреть влияние  неценовых факторов на спрос и  предложение.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги (доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменящх товаров, запасы и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кофе - продукт, получаемый обжариванием и измельчением семян (зерен) кофейного дерева. Содержит кофеин, сахара, минеральные, азотистые и другие вещества. Из зерен кофе глубокой переработкой получают растворимый кофе.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одно или другое, то не будет и спроса. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 100 тыс. руб., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.

Величина спроса - максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены. 
 
Цена спроса - максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага. 
 

Рассматривая категорию  «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все  же остальные факторы, которые могут  оказывать влияние на спрос (вкусы  потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается  на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

В том случае когда под  влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

 

 

 

Неценовые факторы спроса, то есть параметры, влияющие на объем покупок потребителя и вызывающие сдвиг его кривой спроса: 
 
• цена заменяющего товара (субститута); 
 
• цена дополняющего товара (комплемента); 
 
• доход потребителя; 
 
• налоги; 
 
• субсидии; 
 
• ожидания потребителей; 
 
• вкусы потребителей; 
 
• количество потребителей; 
 

 

Цена  заменяющего товара 
 
Товарами-заменителями называют такие товары, которые имеют для потребителя близкие, похожие свойства и удовлетворяют одну потребность, то есть потребитель может заместить потребление одного блага потреблением другого. Например, чай и кофе. 
 
Если цена на заменяющий товар (кофе) поднимется, то как это изменит спрос на данный товар (чай)? Мы уже знаем, что изменение цены товара меняет величину спроса. Соответственно, при повышении цены на кофе объем спроса на него снизится. Следовательно, потребители будут склонны частично заменить подорожавший товар (кофе) относительно более дешевым товаром (чай) и начнут покупать больший объем чая при каждом из возможных уровней его цены. За счет этого спрос на чай вырастет. Таким образом, рост цены на товар-заменитель приводит к увеличению спроса на данный товар (рис. 3). 

Рис. 3 Влияние роста цены заменяющего товара на кривую спроса рассматриваемого блага 
 
При снижении цены товара-заменителя потребитель начинает больше покупать относительно более дешевого товара-заменителя и сокращает потребление данного товара. Например, если бы кофе подешевел, то спрос на чай сократился бы. 

 
Цена  дополняющего товара 
 
Дополняющими товарами называют такие товары, которые вместе удовлетворяют некоторую потребность (например, лыжи и лыжные ботинки). 
 
Если цена дополняющего товара (лыжных ботинок) поднимется, то как это изменит спрос на рассматриваемый товар (лыжи)? При повышении цены лыжных ботинок величина спроса на них снизится. Следовательно, на рынке будет покупаться меньший, по сравнению с тем, что было раньше, объем лыжных ботинок. А поскольку лыжи и лыжные ботинки обычно приобретаются в комплекте, потребителям необходимо будет меньшее количество лыж, чем то, которое они покупали раньше, причем независимо от их цены. Спрос на лыжи снизится (потребители начнут покупать меньший объем лыж при каждом возможном уровне цены). Таким образом, рост цены дополняюiцего товара приводит к снижению спроса на данный товар (рис. 4). 
 
При снижении цены дополняющего товара потребитель начинает покупать его в большем количестве и увеличивает потребление дополняемого товара. То есть, при снижении цены дополняющего товара спрос на рассматриваемый товар возрастает. 

Рис. 4 Влияние роста цены дополняющего товара на кривую спроса рассматриваемого блага 
 
 
 

 

 

 

 

 
Доход потребителя 
 
Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо вспомнить о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, разделяются на нормальные и инфериорные. 
 
Нормальные экономические блага - это блага, потребление которых положительно зависит от дохода потребителя.  
Инфериорные экономические блага (низшие, некачественные) - это блага, потребление которых отрицательно зависит от дохода потребителя. Таким образом, при повышении дохода (будем обозначать доход потребителя I, от англ. inсоmе) спрос на качественные товары растет, а на некачественные - снижается.

 
Рис. 5 Изменение спроса под воздействием роста дохода 

 
Налоги  на потребителей 
 
Цена, уплачиваемая потребителем, является для него затратами, которые он несет при покупке. Налоги (будем обозначать сумму налога Тх, от англ. tах) увеличивают значение общей стоимости покупки. Таким образом, введение или повышение налога для потребителя равносильно тому, что он должен заплатить более высокую цену за каждую единицу товара. В результате спрос на товар снижается, поскольку, помня о налоге, за сам товар он теперь готов заплатить меньшую цену при каждом из возможных объемов покупки. Снижение же или отмена налога приводит к росту спроса на товар.

Рис. 6 Изменение спроса под  воздействием налога 
 
Субсидии (трансферты) потребителям 
 
Трансферт (будем обозначать сумму трансферта Тr, от англ. tгаnsfer) можно рассматривать как налог с отрицательным значением платежа, поэтому его воздействие прямо противоположно рассмотренному ранее. Повышение субсидии снижает величину общей стоимости покупки. Введение субсидии приводит к росту спроса на товар, а ее отмена - к снижению спроса.

 
Рис. 7 Изменение спроса под воздействием транс ферта 

Количество  потребителей 
 
Еще один фактор, влияющий на спрос, - количество потребителей. Действительно, есть разница между тем, когда в магазин пришел один ученик и купил, например, одну шоколадку, и когда в магазин зашли двадцать учеников с намерением купить по крайней мере по одной шоколадке. Таким образом, чем больше количество потребителей, тем выше рыночный спрос. Если число потребителей вырастет, спрос на товар увеличится. Если число потребителей снизится, спрос на товар сократится.

Рис. 8 Изменение спроса под  воздействием числа потребителей 

 

 

Ожидания  потребителей 
 
Ожидания потребителей относительно будущих событий изменяют спрос на данный товар уже в настоящем. Допустим, вы узнали, что очередная партия мобильных телефонов задержана на таможне, и предполагаете, что это приведет к росту их цены в будущем. Каковы будут ваши действия? Если вы вообще не собирались покупать мобильный телефон, то есть у вас нет спроса на этот товар, то данная информация не окажет на вас никакого влияния. Если же вы планировали покупку, то пойдете в магазин и купите данный товар сегодня по более низкой цене, вместо того чтобы покупать этот же товар в будущем по более высокой. Таким образом, вы увеличиваете спрос на данный товар уже сегодня. Если же вы, наоборот, рассчитываете на то, что цены на мобильные телефоны в будущем после прекращения всех таможенных скандалов снизятся, вы отложите покупку данного товара и подождете снижения цен. В этом случае спрос на товар в текущий момент снизится. 

Рис. 9 Изменение спроса под  воздействием ожиданий потребителей

 
 
Вкусы и предпочтения потребителей 
 
Под этим термином понимают то, насколько данный товар нравится (или не нравится) потребителю. Если мнение потребителя о данном товаре улучшилось, например, под воздействием рекламы, отзывов окружающих или моды, то спрос на него возрастет. Потребитель будет готов приобрести при данной цене больший объем товара или же заплатить более высокую цену за данное количество товара. 
 
 
                                                 Заключение 

На спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции».

Существует множество  других причин, оказывающих влияние  на спрос потребителя. Это могут  быть какие-то личные мотивы потребителя, погодные условия, политические события  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Микроэкономика. Теория  и российская практика: учеб.пос./ под ред. А.Г.Грязновой,.А.Ю.Юданова. - М.: Кнорус, 2004. - 592 c..

 

2. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: в 2 т., М., 1993. Т.1.

 

3. Экономическая теория. / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Мн., 2001.

 

4. http://www.imemo.ru

 

5. http://www.park.by

 


Информация о работе Объяснить, какие неценовые факторы и как могут повлиять на изменение спроса на кофе