Открытость информации характеризуется
степенью ее доступности и широтой использования.
В предыдущем пункте было указано,
что выделяются три уровня открытости
информации - секретная информация, служебная
или конфиденциальная информация и открытая
(публичная информация).
1) Секретная информация - это информация,
не подлежащая разглашению, либо на распространение
которой наложены ограничения вследствие
возможного причинения вреда лицам, заинтересованным
в её нераспространении, или лицам, неосведомлённым
о том, что существует информация, получение
которой тем или иным лицам способно привести
к причинению этими лицами им ущерба. Секретная
информация отражает интересы государства
и относится к государственной тайне.
Государственная тайна - защищаемые государством
сведения в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести
ущерб безопасности государства. Конкретный
перечень сведений, составляющих государственную
тайну, определяется Президентом Российской
Федерации.
В Российской Федерации в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 1995 года № 870 «Об
утверждении правил отнесения сведений,
составляющих государственную тайну,
к различным степеням секретности» [8]
сведения, отнесённые к государственной
тайне, по степени секретности подразделяются
наследующие:
особой важности: К сведениям
особой важности относятся сведения в
области военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых
может нанести ущерб интересам Российской
Федерации в одной или нескольких из перечисленных
областей;
совершенно секретные: К совершенно
секретным сведениям относятся сведения
в области военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых
может нанести ущерб интересам министерства
(ведомства) или отрасли экономики Российской
Федерации в одной или нескольких из перечисленных
областей;
секретные: К секретным сведениям
относятся все иные сведения из числа
сведений, составляющих государственную
тайну. Ущербом безопасности Российской
Федерации в этом случае считается ущерб,
нанесённый интересам предприятия, учреждения
или организации в военной, внешнеполитической,
экономической, научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной или оперативно-розыскной
области деятельности.
2) Служебная или конфиденциальная
информация - документированная
информация с ограниченным доступом, не
содержащая сведений, составляющих государственную
тайну, доступ к которой ограничивается
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Более подробно о коммерческой
информации можно сказать, что это информация,
составляющая коммерческую тайну, а именно:
сведения любого характера (производственные
(например, о структуре производства, производимой
продукции и т. п.), технические (например,
об используемых технологиях, оборудовании
и т. п.), экономические (например, ценовая
политика, система скидок, информация
о расчетах с партнерами, контрагентами,
клиентами и т. п.), организационные (например,
стратегия развития компании, организация
выпуска нового товара на рынок и т. д.)
и другие), в том числе о результатах интеллектуальной
деятельности в научно-технической сфере,
сведения о способах осуществления профессиональной
деятельности, которые имеют действительную
или потенциальную коммерческую ценность
в силу неизвестности их третьим лицам,
к которым у третьих лиц нет свободного
доступа [9].
3) Открытая (публичная) информация
- это информация общедоступная. Эта информация
может быть доступной для неограниченного
круга лиц и не имеет ограничений на использование.
Законом запрещено ограничивать права
человека на получение открытой информации.
Такая информация свободно распространяется
при общении людей, освещается в средствах
массовой информации, предоставляется
на публичных выставках, презентациях
и т.д.
Под общедоступной информацией
понимаются общеизвестные сведения и
иная информация, доступ к которой не ограничен,
которая может использоваться любыми
лицами по их усмотрению при соблюдении
установленных федеральными законами
ограничений в отношении ее распространения.
При этом обладатель информации, ставшей
общедоступной по его решению, вправе
требовать от лиц, распространяющих такую
информацию, указывать себя в качестве
источника такой информации.
Общедоступную информацию возможно
подразделить на три основных категории:
- массовая информация (предназначенные
для неограниченного круга лиц
печатные, аудио-, аудиовизуальные и
иные сообщения и материалы);
- документированная информация
(зафиксированная на материальном
носителе путем документирования
информация с реквизитами, позволяющими
определить такую информацию
или в установленных законодательством
Российской Федерации случаях
ее материальный носитель);
- результаты творческой
деятельности (произведения науки,
литературы и искусства, независимо
от их назначения и достоинства,
включая рекламу).
Выводы по главе 1: таким образом,
изучение теоретических основ определения
открытости управленческой информации
показало следующее.
1) Существует много значений,
определяющих понятие «информация»,
понятие «управленческая информация»
должно иметь определенный набор
требований.
2) Управленческая информация
классифицируется по области
применения, по назначению, по функциональной
направленности, по времени действия,
наиболее важными характеристиками информации
являются: объем, достоверность, ценность,
насыщенность, открытость.
Управленческая информация
классифицируется по определенным признакам,
выделяются следующие характеристики
информации - объем, достоверность, ценность,
насыщенность и открытость.
3) Выделяются три уровня
открытости информации - секретная
информация, служебная или конфиденциальная
информация и открытая (публичная
информация).
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ
НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ОТКРЫТОСТЬ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Нормативные
акты Российской Федерации
Законодательство Российской
Федерации о государственной тайне.
Законодательство Российской
Федерации о государственной тайне основывается
на Конституции Российской Федерации
[10], Законе Российской Федерации «О государственной
тайне» от 21 июня 1993 г.
№ 5485-I [11].
В соответствии со статьей 5
Закона «О государственной тайне», государственную
тайну составляют:
1) сведения в военной
области;
2) сведения в области
экономики, науки и техники;
3) сведения в области
внешней политики и экономики;
4) сведения в области
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
а также в области противодействия
терроризму (абзац дополнен с 18 февраля
2011 года Федеральным законом от
15 ноября 2010 года № 299-ФЗ «О внесении
изменений в статью 5 закона Российской
Федерации «О государственной
тайне»).
Обоснование необходимости отнесения
сведений к государственной тайне в соответствии
с принципами засекречивания сведений
возлагается на органы государственной
власти, предприятия, учреждения и организации,
которыми эти сведения получены (разработаны).
При отнесении сведений к государственной
тайне необходимо также руководствоваться
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 04.09.1995 № 870, которым утверждены
Правила отнесения сведений, составляющих
государственную тайну, к различным степеням
секретности.
Работа с секретной информацией
(документацией) устанавливается Инструкцией
по обеспечению режима секретности в Российской
Федерации, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от
05.01.2004 № 3-1.
Законодательство Российской
Федерации о коммерческой тайне.
Понятие коммерческой тайны и конфиденциальной
информации предусмотрено Федеральным
законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой
тайне». Наряду с определением критериев
конфиденциальной информации и коммерческой
тайны, Федеральный закон №98-ФЗ регулирует
также порядок установления режима коммерческой
тайны и предусматривает ответственность
в случае разглашения конфиденциальной
информации или нарушения иных требований
в отношении информации, составляющей
коммерческую тайну.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона
№ 98-ФЗ под коммерческой тайной подразумевается
режим конфиденциальности информации,
позволяющий ее обладателю при существующих
или возможных обстоятельствах увеличить
доходы, избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров,
работ, услуг или получить иную коммерческую
выгоду.
Также определение и использование конфиденциальной
информации регулируется Указом Президента
Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об
утверждении Перечня сведений конфиденциального
характера» (в редакции от 23.09.2005) [12] и «Положением
о порядке обращения со служебной информацией
ограниченного распространения в федеральных
органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием
атомной энергии"», утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
03.11.1994 № 1233 [13].
Законодательство Российской Федерации
об открытой (публичной) информации.
В п.1.3 данной работы были определены
три категории открытой информации: массовая
информация, документированная информация
и результаты творческой деятельности.
1) Понятие «массовая информация»
и основы регулирования массовых
информационных процессов нашли
свое отражение в Законе Российской
Федерации «О средствах массовой информации»
[14].
Указанный Закон:
- закрепляет конституционные нормы
(в Российской Федерации поиск,
получение, производство и распространение
массовой информации, учреждение
средств массовой информации, владение,
пользование и распоряжение ими,
изготовление, приобретение, хранение
и эксплуатации технических устройств
и оборудования, сырья и материалов,
предназначенных для производства
и распространения продукции
средств массовой информации, не
подлежат ограничениям, за исключением
предусмотренных законодательством
Российской Федерации о средствах
массовой информации);
- дает основные понятия о
средствах массовой информации (периодическое
печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,
кино-хроникальная программа, иная
форма периодического распространения
массовой информации);
- подтверждает недопустимость
цензуры (цензура массовой информации,
то есть требование от редакции
средства массовой информации
со стороны должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений или
общественных объединений предварительно
согласовывать сообщения и материалы,
кроме случаев, когда должностное лицо
является автором или интервьюируемым,
а равно наложение запрета на распространение
сообщений и материалов, их отдельных
частей, - не допускается);
- устанавливает ограничения в
использовании средств массовой
информации (не допускается использование
средств массовой информации
в целях совершения уголовно
наказуемых деяний, для разглашения
сведений, составляющих государственную
или иную специально охранряемую
законом тайну, для осуществления
экстремистской деятельности, а
также для распространения передач,
пропагандирующих порнографию, культ
насилия и жестокости. Запрещается
использование в средствах массовой
информации скрытых вставок, воздействующих
на подсознание людей и (или) оказывающих
вредное влияние на их здоровье.
Запрещается распространение в
средствах массовой информации,
а также в компьютерных сетях
сведений о способах, методах
разработки, изготовления и использования,
местах приобретения наркотических
веществ, психотропных веществ и
их прекурсоров);
- определяет организацию деятельности
средств массовой информации, статус
учредителя, издателя и журналиста,
а также порядок распространения
массовой информации.
2) Понятие «документированная информация»
было введено в 1995 году Федеральным
законом «Об информации, информатизации
и защите информации». В приведенной
в п.1.3 редакции указанное понятие
введено Федеральным законом
от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и
о защите информации».
Документированная информация является
обязательным условием включения информации
в государственные, муниципальные и иные
информационные ресурсы. К документированной
информации может быть отнесена только
информация, имеющая реквизиты, позволяющие
ее идентифицировать. При этом материальный
объект с зафиксированной на нем документированной
информацией является документом, а сам
материальный объект - носителем информации.
В качестве документа может рассматриваться
любой материальный носитель с зафиксированной
на нем информацией в виде текста, звукозаписи
(фонограммы), изображения или их сочетания,
в целях хранения и дальнейшего использования.
Порядок подготовки, регистрации, тиражирования,
распространения, использования и хранения
документированной информации описан
во многих законодательных актах («О библиотечном
деле» [15], «Об обязательном экземпляре
документов» [16], «Об архивном деле в Российской
Федерации» [17]).
3) Понятие «результаты творческой
деятельности» с точки зрения
открытых информационных ресурсов
в особом пояснении не нуждается,
однако отдельные результаты
творческой деятельности могут
подпадать под действие законодательства
об авторских правах, о патентах
и патентных знаках, об интеллектуальной
собственности и т.п., в соответствии
с которыми допуск к информации
о них по желанию собственника
(правообладателя) может быть ограничен.
Вывод по п. 2.1: информация, относящаяся
к государственной тайне, коммерческой
тайне, и открытая информация регулируется
Федеральными законами Российской Федерации,
Указами Президента Российской Федерации
и нормативными документами Правительства
Российской Федерации.
2.2 Нормативные акты организации
Органы государственной власти,
руководители которых наделены полномочиями
по отнесению сведений к государственной
тайне, разрабатывают в пределах своей
компетенции развёрнутые перечни сведений,
подлежащих засекречиванию. Руководствуясь
данными перечнями, исполнители определяют
степени секретности сведений, устанавливают
грифы секретности разрабатываемых ими
документов (носителей) и выполняют ограничительные
мероприятия.