Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:42, реферат
В Японии работы в области качества продукции развертывались с более широким использованием методов контроля качества продукции. Особое место в начальный период стали занимать статистические методы контроля. В конце 1950-х гг. в Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный контроль качества.
Лозунг- процессный подход –основной принцип современных систем менеджмента.
Одним из важнейших достижений современной доктрины достижения качества является принцип процессного подхода к выполнению работы. Разработчики последней версии международных стандартов сертификации системы качества серии ИСО 9000 подчеркивают, что основным достижением этой версии является именно процессный подход в достижении качества.
Стандарт ИСО 9001 - цитата: "Настоящий стандарт отстаивает применение принципа "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".
Преимущество процессного
подхода состоит в
При применении внутри системы менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
понимания требований и соответствия им;
необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности;
достижения результатов
в рабочих характеристиках
-постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении."
Что такое процессный принцип достижения качества? Если говорить простым языком - это рассмотрение действий по изготовлению продукции как непрерывного технологического процесса, в котором участвует множество людей - работников, каждый из которых вносит в изделие свой трудовой вклад и общий результат работы зависит от вклада всех участников без исключения. То есть можно сказать, что ошибка в работе даже одного участника процесса может серьезно сказаться на общем результате всего процесса и свести на нет усилия всех остальных участников.
До появления массового производства по системе Ф.Тейлора работа в основном носила ремесленный цеховой характер. Как происходил такой трудовой процесс? Работу делали бригады ремесленников, в которой все работники достаточно хорошо знали все элементы технологического цикла. Изделие обрабатывалось в одном месте, причем пока не был выполнен текущий технологический переход, следующий не начинался. Многие переходы выполнял один и тот же мастер. В таком виде производства процессный подход выполнялся в полной мере. Данный вид производства делал очень качественную продукцию, но имел низкую производительность труда.
Ф.Тейлор, предложив идею
массового машинного
В эпоху тотального качества возникла необходимость возврата процессного подхода при сохранении достигнутой высокой производительности. Рассмотрим основные принципы внедрения процессного подхода в работу современной организации.
Для достижения наилучшего результата
соответствующие ресурсы и
Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.
Про бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:
- основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;
- обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.
Бизнес-процессы реализуются
посредством осуществления
При применении процессного подхода структура управления предприятием включает два уровня:
- управление в рамках каждого бизнес-процесса,
- управление группой бизнес-
Основой управления отдельным
бизнес-процессом и группой
- затраты на осуществление бизнес-процесса,
- расчет времени на осуществление бизнес-процесса,
- показатели качества бизнес-процесса.
Для более глубокого понимания процессного подхода необходимо применять цикл Деминга- Шухарта " Plan- Do - Check - Act" (PDCA). Это планирование - осуществление - проверка - действие. Использование этого цикла позволяет реально реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на повышение эффективности работы организации.
На основе процессного подхода организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. Также ИСО 9001 предлагает внедрить и некоторые другие процессы (анализ со стороны руководства, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние проверки системы качества и т.д.)
Следующим этапом на пути к достижению качества является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе. Это означает строгий контроль за использованием каждого вида ресурсов и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции или оказание услуг.
Для эффективного внедрения
процессного подхода очень
После определения структуры предприятия и системы его управления можно выделить все бизнес - процессы , которые здесь протекают.
Для внедрения принципа процессного
подхода необходимо осуществить
еще ряд мероприятий
Объективные мероприятия:
Необходимо реально внедрить управление на основе целей. Это означает через постоянные постановки целей достижение общей цели предприятия. Для каждого уровня предприятия, каждого отдела, подразделения, каждого конкретного работника должна быть поставлена цель, причем цели должны быть долгосрочные и текущие. Такое управление позволяет каждому сотруднику точно понимать, что он делает, для чего он это делает и более точно оценивать свои действия с точки зрения приближения к цели. Достижение цели определяется получением конкретного результата. Работать необходимо на результат. При достижении поставленного результата, ставится новая цель и результат, определяющий ее достижение. Причем мотивация труда делает упор именно на достижение цели текущей и долгосрочной.
В обязательном порядке внедрить внутренние отношения клиент- поставщик. Необходимо создать единый процесс, в котором каждый работник ощущал свою ответственность не только за свой участок работы, но и за весь процесс в целом. Основа такого процесса это внутренняя цепочка - процесс клиент- поставщик. Каждый работник в процессе является поставщиком работы- продукта следующему по цепочке сотруднику- клиенту. В то же время этот же работник является клиентом предыдущего в цепочке работника. Работники передают друг другу работу, и каждый вносит в нее свою лепту. Каждый одновременно является и клиентом и поставщиком. В основе такой модели лежат следующие принципы:
- каждая деятельность - это
процесс, в конце которого
- получатель этих продуктов - это клиент, то есть каждый продукт на предприятии имеет своего получателя, который работает с ним дальше,
- для каждой деятельности необходимы поставки. Поставщик - это тот, чей продукт находит получателя- клиента. Поставщик обязан действовать так, чтобы получатель- клиент был доволен,
- между клиентами и поставщиками происходит обмен информацией относительно пожеланий и результатов работы,
- каждая деятельность подвержена влиянию окружения или даваемых указаний,
- отношения клиент- поставщик протекают в обоих направлениях,
- пожелания и замечания
внутренних клиентов должны
Субъективные мероприятия. Необходимо создать дружественную доброжелательную атмосферу в коллективе, каждый член организации должен чувствовать себя в большой семье. Для этого все работники, задействованные в технологическом процессе должны хорошо знать друг друга, знать характер работы своего коллеги и т.д. Для этого очень эффективно создание кружков качества, общие встречи вне рабочей обстановки и т.д.
Выполнив все перечисленные
мероприятия можно надеяться, что
в организации реально