Организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.2 ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.3 УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.4 ТИПОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.5 СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КУЛЬТУР
1.6 АТРИБУТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.2 ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ГЛАВНЫМ ПАРАМЕТРАМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
3.ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ХОЛДИНГА “МАСТЕР-ДОМ”
3.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ХОЛДИНГА ПО ОСНОВНЫМ ПАРАМЕТРАМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ХОЛДИНГА “МАСТЕР-ДОМ”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

УЧР.rtf

— 524.66 Кб (Скачать файл)

· Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников фирмы, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии (прежде всего, массовых - кассир, бухгалтер-операционист, менеджер и др.), возможно определение “человека года” фирмы. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи.

· Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).

· Создание сети школ, лицея для обучения детей сотрудников фирмы (с особо качественной программой обучения).

· Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в фирме определённое число лет, например, 5 и более.

· Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами фирмы (юридической, информационной, технической, транспортной, расчётно-кассовой и др.) своим сотрудникам.

· Расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников фирмы (часы, галстуки, записные книжки и пр.).

· Установление Дня рождения фирмы со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).

· Расширение долгосрочного кредитования по крупным покупкам и вложениям (обучение, лечение сотрудников).

· Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.

· Установление ритуалов Дней рождений подразделений фирмы, поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей фирмы).

· Поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов.

· Регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе фирмы (один из хороших вариантов - направление видеозаписи с выступлением руководителей фирмы с подведением итогов, оценкой работы и т.п.).

· Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников фирмы (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к фирмам, с которым связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в нём долго и плодотворно.

 

Заключение

 

Успех в деятельности современной фирмы определяется в значительной степени сплоченностью персонала, надежностью и привычностью вертикальных и горизонтальных связей, доверительными, гармоничными и взаимовыгодными отношениями между руководством и сотрудниками. «Хорошая организация - самое выгодное вложение капитала» - гласит один из принципов управления.

Успех предприятия возникает в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия. Учреждение, которое не будет отличаться от многих других, подобных ему, сразу же запрограммировано на неудачу, провал и банкротство. Годами нам твердят об организованной работе, отождествляя ее с работой организации, но работает не организация, а люди - персонал фирмы. Именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Чаще всего, организационная культура определяется как набор важных предположений, принимаемых членами компании. Хотя носителями организационной культуры являются люди, она представляет собой некую самостоятельную сущность, и ее параметры не совпадают с индивидуальной культурой отдельных членов компании. Организационная культура подвержена изменениям. Обычно, она изменяется постоянно, на протяжении всей жизни организации, под воздействием как внешней среды, так и внутренней.

Компания может иметь уже сложившуюся организационную культуру, в этом случае перед ней стоит задача сохранения и поддержания культуры, либо задача ее изменения. Компания также может находиться на стадии формирования организационной культуры, в этом случае она должна следить за тем, чтобы этот процесс не вышел из-под контроля.

Разработка новых концепций долгосрочного развития предприятий имеет для идущих в стране преобразований огромное практическое значение. Конечно, реальное формирование эффективной организационной культуры на российских предприятиях - вопрос будущего. Но беспрецедентный динамизм современной эпохи требует от компаний выбора новых ориентиров стратегического развития. Любое российское предприятие, стремящееся идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из таких ориентиров формирования эффективной организационной культуры, дающей каждому работнику возможность самоутвердиться, осознать значимость своей личности. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.

 

Библиография:

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 416с.

2. Грейсон Дж.К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века: Пер с англ. /Авт. предисл. Б.З. Мильнер. - М.: Экономика, 1991. - 319 с.

3. Корпоративная культура Байкальского учебного комплекса. - Иркутск. 1998. - 64 с.

4. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, 1996. - 384 с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

6. Организационное поведение. Учебник для вузов. А.Н. Силин, С.Д. Резник, А.Н. Чаплина, Н.Г. Хайруллина, Э.Б. Воронова. Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. - Тюмень: Вектор Бук, 1998 - 308 с.

7. Пригожин А.А. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных предприятиях/ Менеджмент № 1, 1999 - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма" - с. 60-77.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления; Воронеж. гос. арх-стр. акад., Воронеж. Высшая школа предпринимателей. 1995. - 195 с.

9. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность/ Менеджмент № 7, 1998 - М.: Школа Бизнеса МГУ, ТОО "Барма" - с. 67-77.

10. Рюттингер Р. Культура предпринимательства (Перевод с нем.). - М.: ЭКОМ, 1992. - 240 с., (Секреты делового успеха).

11.Семеняченко Е. Проблемы “новых шариковых” или как повысить корпоративную культуру российских компаний? Новая биржевая газета.2004, № 40.

12. Чижов Н.А. Персонал фирмы: технология, управление, развитие. - М.: Анкил. 2001.

13. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Бизнес-школа, Интер-синтез.- М., 2002.

 

Приложение № 1.

 

Анкета

1.Есть ли в вашей организации чёткий ритуал приёма новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета с необходимой информацией, пропуска, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы, включая закрепление наставников; обучение новичков).

а) Да

б) Нет

2. Согласны ли Вы с тем, что в каждой фирме должна быть своя организационная культура?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

3.Для Вас организационная культура - это:

а) Совместный отдых с руководством

б) Социальная помощь в фирме

в) Наличие знаков Вашей фирмы

г) Комплекс традиций и обрядов

д) Другое _____________________

4.Есть ли в вашей организации специфический жаргон, особый стиль общения?

а) Да

б) Нет

5.Существует ли в вашей организации закрепленные письменно правила поведения, этикет?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

6.Есть ли у вашей организации какой-то лозунг или рекламный слоган?

а) Да

б) Нет

7. Слагаются ли какие-либо легенды о деятельности вашей организации, о её основателях?

а) Да

б) Нет

8. Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу окончания обучения, стажировки (торжественное вручение дипломов)?

а) Да

б) Нет

9.Есть ли у вас в организации какие-либо обряды по поводу увольнения с работы, понижения в должности (объявление на доске)?

а) Да

б) Нет

10.Есть ли у вас традиция отмечать День рождения организации?

а) Да

б) Нет

11.Ведётся ли у вас летопись основных событий, дел?

а) Да

б) Нет

12. Организуются ли у вас конкурсы профессионального мастерства среди работников, установлен ли особый ритуал поощрения лучших по профессии?

а) Да

б) Нет

13. Существует ли у вас в организации традиция отмечать Дни рождения сотрудников?

а) Да

б) Нет

14. Есть ли у вашей организации определённая символика?

а) Да

б) Нет

15. Проводятся ли мероприятия по совместному отдыху?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

16. Согласны ли Вы с мнением, что совместные обеды работников разных уровней ведут к сближению и проявлению большей заинтересованности в работе?

а) Да

б) Нет

в) Не имеет отношения к работе

17. Хотелось ли бы Вам иметь свою столовую, в которой обедали бы сотрудники разных уровней?

а) Хотелось бы

б) Нет

в) Мне все равно

г) Не имеет значения в работе

18. Хотелось ли бы Вам иметь свою униформу, отличающую Вашу организацию?

а) Хотелось бы

б) Нет

в) Мне все равно

г) Не имеет значения в работе

19. Имеете ли Вы представление о миссии организации?

а) Имею

б) Смутно

в) Не представляю

20. Имеет ли место понятие стратегии в Вашей организации?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

21. Насколько ясно Вы представляете себе цели своей организации?

а) Представляю ясно

б) В принципе

в) Смутно

г) Не представляю

22. Насколько ясно Вы представляете себе структуру организации?

а) Представляю ясно

б) В принципе

в) Смутно

г) Не представляю

23. Как часто вы выражаете несогласие с мнением руководителя?

а) часто

б) редко

24. С какого типа руководителем вы предпочитаете работать?

а) автократический

б) консультативный

25. Согласны ли вы с мнением, что нормы и инструкции нельзя нарушать даже в тех случаях, если работник считает что это в интересах организации?

а) да

б) нет

26. Сколько еще вы хотите проработать на своем предприятии?

а) долго

б) недолго

27. Как часто вы нервничаете на работе?

а) часто

б) нечасто

28. Насколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни?

а) очень важно

б) не очень важно

29. Какое значение вы придаете приемлемым условиям труда?

а) большое

б) небольшое

30. Насколько для вас важно работать с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом?

а) очень важно

б) не очень важно

31. Насколько вам важно жить в районе, приемлемом для вас лично и вашей семьи?

а) очень важно

б) не очень важно

32. Насколько для вас значима работа с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом?

а) очень значима

б) не очень значима

33. Насколько важно для вас иметь хорошие возможности для продвижения по службе?

а) очень важно

б) не очень важно

34. Какое значение вы придаете возможности работать на данном рабочем месте так долго, как хочется?

а) большое

б) небольшое

 

Приложение № 2

 

Сводный результат обработки анкет

23.Как часто вы выражаете несогласие с мнением руководителя?

а) Часто

б) Редко

 

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Часто

28

20 %

Редко

112

80 %


 

24.С какого типа руководителем вы предпочитаете работать?

а) автократический

б) Консультативный

 

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Автократический

42

30 %

Консультативный

98

70 %


 

22. Каков тип вашего реального руководителя?

а) автократический

б) Консультативный

 

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Автократический

70

50 %

Консультативный

70

50 %


 

25.Согласны ли вы с мнением, что нормы и инструкции нельзя нарушать даже в тех случаях, когда работник считает что это в интересах организации?

а) Да

б) Нет

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Да

56

40 %

Нет

84

60 %


 

26.Сколько еще вы хотите проработать на своем предприятии?

а) Долго

б) Недолго

 

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Долго

133

95 %

Недолго

7

5 %


 

 

27.Как часто вы нервничаете на работе?

а) Часто

б) Нечасто

 

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Часто

63

45 %

Нечасто

77

55 %


 

28.Насколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни?

а) Очень важно

б) Не очень важно

Информация о работе Организационная культура