Организационная культура современного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:12, дипломная работа

Краткое описание

Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА..6
Организационная культура как нормативный регулятор и
практическая деятельность……………………………………………..6
Формирование и реализация организационной культуры………….16
Сила организационной культуры и методы ее поддержания………24
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………..31
2.1 «Российский характер»………………………………………………..31
2.2 Регуляторы поведения российского государственного служащего..41
2.3 Комплексная модель культуры российского государственного и
муниципального служащего……………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ…………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

organizatsionnoy_kultury_sovremennogo_predpriat (1).doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)


ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА..6

    1. Организационная культура как нормативный регулятор и

практическая деятельность……………………………………………..6

    1. Формирование и реализация организационной культуры………….16
    2. Сила организационной культуры и методы ее поддержания………24

ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ

                   РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И 

                   МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………..31

  2.1 «Российский характер»………………………………………………..31

  2.2 Регуляторы поведения  российского государственного служащего..41

  2.3 Комплексная модель  культуры российского государственного  и  

      муниципального  служащего……………………………………………56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….62

СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ…………………………………………………………67                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

 

Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений  между людьми, устойчивые нормы и  принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями,  которые составляют ее основу.

Так как организационная  культура ре имеет явно выраженного  проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.

Настоящая научно-исследовательская  работа содержит концепцию организационной  культуры и социологическое исследование в 1997-2000 годах под руководством специалистов РАГС, в основе которого лежал метод контент-анализа высказываний иностранцев о российском характере в печати, а также социологические опросы государственных служащих. На основе исследования был сделан ряд выводов об организационной культуре российского государственного и муниципального служащего.

Организационная культура российских госслужащих является частью общей русской культуры. Об особенностях русской культуры, характера написано немало литературы. С одной стороны, русская культура, характер достаточно известны и описаны, а с другой стороны, очень часто говорят об их загадке, необъяснимой противоречивости, чаще всего это отмечают представители других культур, когда сталкиваются с непониманием российской реальности.

Из-за «противоречивости» в общении и «спонтанности» свойственных российским государственным служащим, особо значимым является многосторонний социологический анализ, рассматривающий эти формы в комплексе как типичный способ взаимодействия и помогающий понять специфику поведения государственных служащих и возможности управления в данных условиях.

Беря во внимание все  вышеизложенные факторы, автором была выбрана следующая тема дипломной  работы: «Специфика организационной  культуры в органах государственной  власти и местного самоуправления».

Объектом исследования является специфика организационной культуры госслужащих.

Предметом исследования является организационная среда  в органах государственной власти и управления.

Цель исследования состоит  в анализе организационной культуры российских госслужащих. Для этого  в дипломной работе имеются следующие задачи:

    • дать определение организационной культуры, раскрыть ее сущность и структуру;
    • попытаться понять «российский характер»
    • определить регуляторы поведения российского госслужащего;
    • составить комплексную модель культуры российского госслужащего.

Научное исследование выполнено  на основе социологических исследований кафедры «Государственной службы и  кадровой политики» РАГС. В процессе исследования использовались методы: системного анализа- контент-анализ и  социологические опросы.

Практическая значимость работы состоит  в достаточном анализе и оценке культуры российских госслужащих, возможности  корректировки и управления организационной  культурой. Организационная культура оказывает непосредственное влияние  на производительность труда. Управленческое воздействие способно либо активизировать позитивные ценности, нормы, установки, задачи, либо, наоборот, вызвать негативные процессы в организации. Поэтому целью является управление организационной культурой и, как следствие производительности  труда государственных  служащих, эффективности их деятельности.

В процессе написания дипломной  работы мною были изучены следующие  документы: Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации; утверждено Указом Президента РФ от 15.08.01, А также исследовательская литература Российской Академии Государственной Службы, на основе которой мною были сделаны особо значимые выводы в дипломной работе.

Дипломная работа состоит из введения, заключения, первой главы, в которой  содержится концепция организационной культуры; раскрыта сущность и содержание организационной культуры. Вторая глава посвящена анализу социологического исследования специалистов РАГС (1997-2000 гг.)

Имеется полный список изученной и  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.   ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:

              СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

 

 

1.1 Организационная  культура как нормативный регулятор  и практическая деятельность

 

 

В современной литературе существует довольно много определений  организационной культуры. Как и многие другие термины организационно-управленческих дисциплин, организационная культура не имеет  единственно верного толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации.

Большинство авторов  сходится на том, что культура организации  представляет собой сложную  композицию важных предположений (часто не поддающихся  формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации1. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная культура проявляется в отношениях между людьми в организации. Поэтому разные люди или разные части в организации склонны описывать ее культуру в схожих терминах.

Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты. Так, в  большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей индивида среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Нередко бывает  трудно сформулировать это видение применительно к организации.

Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.

И, наконец, третьим общим атрибутом  термина организационной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работником через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они оказывают иногда больше  влияния на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании.

Используя то общее, что присуще  многим определениям, предлагается понимать организационную культуру следующим образом. Организационная культура – это  набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Рис. 1.1 наглядно демонстрирует множество элементов организационной культуры.

ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

            ВХОД                                                                                                ВЫХОД



                                                                                                        

 

 

ПОТРЕБНОСТИ                                                                                                        ПРОДУКТ,


                                                                                                                                       УСЛУГИ,

 

                                                                                                                                    ПОДГОТОВ-

                                                                                                                                       ЛЕННЫЕ


                                                                                                                                        КАДРЫ

   ОЖИДАНИЯ                                                                                                                   И

                                                                                                                                   ИНФОРМАЦИЯ

                           ДЛЯ                                                                                                                                        ИНФОРМАЦИЯ            ОБЩЕСТВЕН-

                   НОСТИ 


 

 

 

 

 

 

 

       РЕСУРСЫ           ВЫЖИВАНИЕ,

  РОСТ И 

  РАЗВИТИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ   КУЛЬТУРА

 

 

 

Рис. 1.1. Концептуальная иллюстрация множественности элементов

 организационной культуры

 

 

Вопрос о степени  влияния организационной культуры на успех организации все еще  остается открытым. Однако ясно, что  отношения между культурой и  результатами работы организации зависят  во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации.

Структуру организационной культуры составляют набор предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням (рис. 1.2.)1


          Видимы, но часто                           Изучение

     не интерпретируются             организационной культуры

                  начинается  с поверхности


                    


 

 

         Требуют  более                                … а затем

    глубокого познания              затрагивает более

           и  знакомства              глубокие ценности



           

 

         Принимаются                …и скрытые

       подсознательно               предположения

    и бездоказательно

Информация о работе Организационная культура современного предприятия