Организационная структура ресторана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности организационной структуры ресторана.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты, раскрывающие понятие организационная структура.
- исследовать организационную структуру управления предприятием ресторанного типа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты, раскрывающие понятие организационная структура………………………………………………………………………….5
Понятие организационная структура…………………………………....5
Виды организационных структур……………………………………….6
Организационные подходы……………………………………………...11
Глава 2. Организационная структура управления предприятием
ресторанного типа………………………………………………………………15
Организационная структура управления рестораном…………………15
Методы управления и стили управления в организационной структуре ресторанного предприятия……………………………………………….20
Глава 3. Перспективы развития ресторанного бизнеса в России…………...23
Заключение……………………………………………………………………....27
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ресторан.docx

— 212.48 Кб (Скачать файл)

         Помимо субъективного фактора – слабой конкуренции на рынке – отсутствию в большинстве ресторанов квалифицированных управленцев есть и вполне объективное объяснение. И оно также связано со спецификой ресторанного бизнеса. Как правило, успешные управляющие – это люди, начинавшие свою карьеру официантами, барменами, поварами и постигшие все тонкости ресторанной индустрии, на практике пройдя все ступени карьерной лестницы.

          Специалист с хорошим управленческим образованием и опытом руководства в других сферах бизнеса наверняка сможет быть прекрасным руководителем ресторанной холдинговой структуры, но успешным управляющим ресторана – вряд ли. Чтобы руководить рестораном, нужно иметь очень много специфических, отраслевых знаний, а главное – практический опыт именно в этой сфере деятельности.

          Получается своеобразный замкнутый круг: «чистый» управленец руководить рестораном не может из-за отсутствия специальных знаний и практического опыта, а специалист – практик, обладающий на должном уровне знанием сервиса, не имеет достаточных управленческих знаний и навыков. Их отсутствие может не лучшим образом сказаться на результатах его деятельности в недалеком будущем, когда единственно доступный такому управленцу авторитарный стиль руководства окажется неэффективным.

          Выход из этой ситуации только один – привлекать специалистов-практиков, но обучать их современным управленческим навыкам, давать им необходимые финансовые и прочие специальные знания.

 

    1. Методы управления и стили управления в организационной структуре ресторанного предприятия

 

          При решении той или иной  задачи различные методы управления  предоставляют систему правил, приемов  и подходов, сокращающих затраты  времени и других ресурсов  на постановку и реализацию  целей.

           Выделяют следующие основные  методы управления:

          1) экономические;

     2) организационно-административные;

     3) социально-психологические. 2

           В ресторанном бизнесе важно  сочетать все три метода.

           При экономических методах управления поставленная цель достигается путем воздействия на экономические интересы управляемого объекта. Например, материальные системы стимулирования - официанту выплачивается процент с продаж алкогольных напитков, отдельных блюд, бонус за лучшее обслуживание, процент от прибыли заведения, или профит-шеринг (profit sharing). Эту форму мотивации, заключающуюся в распределении прибыли в равных долях между всеми участниками программы, активно используют крупные ресторанные компании.

           Организационно-административные методы  управления базируются на прямых  директивных указаниях. Никакие  экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Официант не уйдёт, если управляющий будет для него авторитетом, руководителем, который знает о своих работниках всё, реагирует правильно, видит всё, начиная от новой причёски своего официанта, заканчивая его плохим настроением.

          Социально-психологические методы  – совокупность специфических  способов воздействия на личностные  отношения и связи, возникающие  в трудовых коллективах, а также  на социальные процессы, протекающие  в них. Нематериальная мотивация  не менее значима: поощрение творческой  инициативы, личная благодарность, похвала в присутствии всего  коллектива может стать для  сотрудника прекрасным стимулом  работать с душой и большой  отдачей.

          Стили руководства - манера и способ поведения управляющего в процессе подготовки и реализации управленческих решений. В зависимости от того, на какие методы управления руководитель ресторана опирается в большей степени, от специфических характеристик его личности и особенностей работы с людьми, определяется присущий только ему стиль руководства. Отталкиваясь от поставленных целей, управляющий выбирает один из трех стилей управления:

          Авторитарный (автократический) стиль - централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему, единоличное принятие решений управляющим, препятствие в проявлении инициативы подчинённых. Руководитель становится автократом тогда, когда по своим качествам он ниже людей, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру.

          Демократический стиль - управляющий стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, часть управленческих функций делегирует другим специалистам. Руководитель активный, требовательный, но справедливый.

          Либеральный стиль - руководитель не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Руководителя отличают такие качества, как бесконфликтность, пассивность, отсутствие явных организаторских способностей.

          Нужно понять, что идеального  стиля руководства нет, а в  чистом виде каждый из указанных  стилей встречается редко. Гибкость  руководителя и заключается в  том, чтобы использовать преимущества  каждого стиля и применять  его в зависимости от особенностей  ситуации.3

          Но к чему все эти знания? – можете поинтересоваться Вы. Ведь это удел именно работников  в сфере обслуживания, но не  нас – простых потребителей  этих благ! На самом деле, причины  настоль просты, что мы уже  и не замечаем их. Это уважение  к труду всех сотрудников заведения; понимание, что это далеко не  простая сфера деятельности, и  нужно быть творческим, но в  то же время рисковым человеком, чтобы начать свой бизнес. В  конце концов, возможно, кто-то свяжет  свою жизнь с этим делом! На  сегодняшний день многие молодые  люди уже вошли в ресторанный  мир в качестве официантов, кассиров, барменов и т.д.

          Так или иначе – важно общественное  мнение! Как показал социологический  опрос, хоть люди и разные, мнения  во многом сходятся! Опросили 50 человек: конечно, все любят посещать кафе, рестораны, бары и т.д. Но вот  взгляды о критериях выбора  заведения разделились: подавляющее  большинство в первую очередь  отдало предпочтение цене и  обстановке в кафе (около 50%), второе  место разделили ассортимент  меню и сервис (30%), бронза – у музыкального сопровождения и популярности заведения (20%). Основная масса опрошенных – студенты, а это оправдывает их выбор! Это же, скорее всего, и является причиной того, что всего лишь 3 человека посещали рестораны высшего класса или класса «люкс».

Но самое главное, что большинство (65%) хотело бы больше узнать о структуре управления в ресторанном бизнесе (при условии, что 85% ничего об этом не знают)! А раз молодёжь – наше будущее – заинтересована в управлении, можем надеяться на то, что количество предприятий в сфере гостеприимства увеличится! А для России это особо актуально, ведь не даром нас, славян, считают самой гостеприимной нацией!

 

 

Глава 3. Перспективы развития ресторанного бизнеса в России

 
 

          Сегодня по всей стране стремительно растут деловые и офисные центры, и  благодаря этой закономерности российский ресторанный бизнес получает серьезные возможности для развития. С увеличением количества бизнес организаций, увеличивается число работников, которые в обеденный перерыв нуждаются в еде. Именно поэтому столовые, открытые при офисных центрах – это настоящий Клондайк ресторанного бизнеса. Заметим, что подобные заведения общественного питания, несмотря на более чем доступные ценны, довольно часто имеют такой финансовый оборот, который не всем ресторанам под силу. Почему это происходит, значит наиболее выгодно открывать столовую? Основная причина такого феномена – это очень большая проходимость посетителей. И главное, они никуда не денутся, каждый день, приходя на работу, служащие и клерки будут у вас обедать. На сегодняшний день сегмент столовых имеет очень радужные перспективы развития. Главная особенность столовых – это небольшая наценка и демократичная цена, все это положительным образом влияет на проходимость. Не последнюю роль играют финансовые поступления от проведения офисных вечеринок, корпоративных мероприятий, юбилеев. 
          Следующее перспективное направление заведений общественного питания, это ресторан при гостиничном комплексе. Здесь тоже основным преимуществом является большая проходимость посетителей. Первое, на что ресторатор должен обратить внимание – это завтрак, важно чтобы посадочные места совпадали с количеством постояльцев, даже если все они не спустятся к завтраку одновременно, место должно быть готово, заранее следует заказать продукты и определить меню.  Ресторан при гостинице должен отличаться внушительными размерами не только самого зала, но и кухонных помещений. На кухне обязательно должно присутствовать профессиональное оборудование столовых. Как правило, ресторан при гостинице обслуживает все основные мероприятия, начиная от конференций и заканчивая корпоративными праздниками.

          Даже в период кризиса ресторанные сети чувствовали себя неплохо. Ресторанный бизнес поддерживает тренд, который пришел к нам из-за рубежа - все больше людей предпочитают питаться вкусно и разнообразно вне дома и уделять больше времени себе, своей семье и работе.  
          Сети растут быстрее, чем количество одиночных ресторанов. То есть мы развиваемся больше по американскому, канадскому, английскому сценарию, где сети занимают доминирующую часть рынка. Этому есть ряд объяснений. Во-первых, у нас молодой рынок и европейская традиция частных семейных ресторанов отсутствовала. Во-вторых, сетевые проекты способны быстрее развиваться, чтобы удовлетворять растущий спрос, в том числе, и по системе франчайзинга. В-третьих, наша огромная география больше предполагает распространение стандартизированных проектов. Также финансовые инвесторы, банки гораздо охотнее работают с крупными публичными компаниями, предоставляя достаточно средств, для активного корпоративного развития на выгодных условиях.

         К компаниям, формирующим тот или иной сегмент на локальных рынках, можно отнести тех, кто имеет на сегодня более 50 ресторанов в управлении, проверенные временем концепции и бизнес-модели. Однако, ресторанных групп, влияющих на развитие рынка на национальном уровне и имеющих не только наибольшее количество объектов, но и широкую географическую распространенность пока немного.

        Некоторые эксперты прогнозируют стремительный рост конкуренции в связи с приходом в Россию новых иностранных игроков. Пока мы видим приток международных игроков в основном в два сегмента – быстрое обслуживание и кофейни.

          Если не произойдет новых экономических стрессов, в ближайшие два года ресторанный рынок будет продолжать активную экспансию, но более сфокусированную и вдумчивую.

          По оценкам специалистов, российский ресторанный рынок в ближайшие 5-7 лет способен расти в среднем на 15% в год. Однако нужно понимать, что входить на российский рынок сегодня будет не так просто, как 20 лет назад, когда каждая вновь открытая точка была успешна, придется учитывать вес и скорость существующих игроков.

          Ресторанный бизнес требует большого внимания к деталям, контроля и специфических знаний, так как здесь соединяются огромное количество бизнес-процессов. Для успеха нужно многое: отлично мотивированные сотрудники, грамотное меню, хорошая атмосфера, высокое качество сервиса, эффективная маркетинговая политика, знание своего гостя и предвосхищение его ожиданий. За этими простыми словами стоит поистине огромная работа, которая опирается на самые дорогие и невосполнимые ресурсы в бизнесе – время и люди.

          Цены в ресторанах и кафе могут существенно вырасти. 
Причины: рост цен на продукты, увеличение коммунальных тарифов и возможный рост арендных ставок. Ожидается, что многие посетители сделают выбор в пользу недорогих заведений общепита, где рост цен будет не таким высоким.

          Дорогое питание одна из главных предпосылок к предстоящему подорожанию ресторанных обедов и ужинов - рост цен на продукты питания.

          Финансовый кризис оказал заметное негативное влияние 
В 2010 году оборот ресторанов увеличивался, однако в случае повышения цен посетителей станет меньше на индустрию общественного питания. Прежде всего, речь идет о существенном снижении платежеспособности населения. Вполне естественно, что на фоне падения доходов и в целом в результате формирования неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры наблюдалась тенденция к заметному снижению дискреционных расходов потребителей на большинство видов платных услуг, которые не являются базовыми и не относятся к категории первой необходимости.

          Некоторые эксперты полагают, что часть ресторанов, чтобы не лишиться посетителей, вместо повышения цен изберет другой способ сэкономить. Например, небольшое уменьшение порций. Также аналитики рынка не исключают, что рестораны могут переходить на закупку более дешевых, а значит, зачастую менее качественных продуктов. 
Эксперты рынка считают, что подобные попытки сэкономить, опробованные еще в начале кризиса, показали, что такое отношение к посетителям сразу же негативно отражается на выручке ресторанных сетей.

          Скорее возможны изменения в ассортименте, возможно, в позиционировании. Подобные стратегии стали достаточно распространенными в 2009-2010 годы.4


 

 

Заключение

 

Развитие рыночных отношений в нашей стране устранило многолетнюю государственную монополию на сферу общественного питания. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса, черпающего свои истоки в богатом культурном и историческом наследии ресторанного дела дореволюционной России. Как сфера предпринимательской деятельности ресторанный бизнес выражает важные социальные и экономические функции. В функциях ресторанного бизнеса наиболее четко проявляется его сущность.

Экономические функции ресторанного бизнеса рассматривают эту сферу в единстве производства и обращения. На практике это означает, что ресторанный бизнес является выгодной сферой вложения капитала, которая обеспечивает достаточно быструю, по сравнению с другими отраслями, оборачиваемость вложенных средств.

Социальные функции ресторанного бизнеса выражаются в том, что данная сфера предпринимательской деятельности целиком служит общественным интересам и никак не противоречит им. Здесь формируется культура потребления; воспитываются потребительские привычки и предпочтения.

В настоящее время ситуация в ресторанном бизнесе позволяет получать устойчивую норму прибыли за счет правильной ориентации из потенциального потребителя со средним уровнем дохода.

          Для достижения поставленных  целей и задач в компаниях индустрии гостеприимства должна быть разработана окончательная организационная структура, а работа в ней должна быть разделена между всеми работниками. Также структура нужна для эффективного преобразования ключевых функций работников, определения их подотчетности, обеспечения должных усилий со стороны персонала.

          Корректная разработка организационной  структуры — это главный показатель  эффективного организационного преобразования. Ясно, что хорошая организационная структура сама собой не производит хорошие действия. Но плохая организационная структура делает невозможной хорошую работу независимо от уровня менеджеров. Таким образом, совершенствуя организационную структуру, можно совершенствовать и исполнение.

          Организационная структура компаний индустрии гостеприимства определяет не только ее экономическую эффективность, но и моральную и трудовую удовлетворенность персонала. Менеджерам необходимо определить влияние организационной структуры и методов организации работы на поведение и деятельность сотрудников компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  1.   Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  1.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Фирма Гардарика, 2002.

  1.   Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. – М.: МНИИПУ, 2001.

  1.   Думачев А.П. Эффективная система организации производства. – М.: Экономика, 2001.

  1.  Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2001.
  1.   Кибанов А.Я. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: Дело, 2003.

  1.   Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

  1.   Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001.

  1.  Организационные структуры управления производством. / Под общ. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Инфра-М, 2002.

  1.   Плошай И.В."Организация техника и управление" "Экономика" Москва 1980.

  1.   Румянцева З.П., Соломатина Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  1.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 2003.

  1.   Соломатин Н.А. Оперативное управление производством. М.: ГАУ, Ротапринт, 2001.

  1.   Усов В.В. “Организация обслуживания в ресторане” - Москва. “ Высшая школа” 1990.

  1.   Франчук В.И. Основы современной теории организации. – М.: Академия организационных наук, 2002.

  1.    http://www.restorator-spb.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информация о работе Организационная структура ресторана