Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:25, реферат
Подготовьте аргументационное эссе на тему «Детерминанты организационного поведения в современных условиях: индивидуальные, социальные, ситуационные?», в котором разработайте ранговую шкалу факторов, что в сегодняшних условиях влияют на выбор поведенческой стратегии и тактики индивидов в организации, и обоснуйте свою позицию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмент производственной сферы
Индивидуальное задание №1
по дисциплине «Организационное поведение»
Выполнила:
студентка III курса
факультета «Менеджмент»
группы МП-10-2
Новикова Алина
Проверила:
доц. к. гос.упр.
Епишенкова А. А.
Донецк 2012
Задание
Подготовьте аргументационное эссе на тему «Детерминанты организационного поведения в современных условиях: индивидуальные, социальные, ситуационные?», в котором разработайте ранговую шкалу факторов, что в сегодняшних условиях влияют на выбор поведенческой стратегии и тактики индивидов в организации, и обоснуйте свою позицию.
Основными элементами организационного поведения выступают индивид и группа, закономерности их поведения в конкурентной среде, определяемые необходимостью эффективной деятельности организации. Тем ни менее высокое значение организации в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним самим и к тому, что определяет их поведение.
Организация состоит из индивидуумов, поведение и взаимодействие этих индивидуумов оказывает влияние на все другие уровни организационного поведения. То есть индивидуумы являются основным строительным материалом, на котором функционирует организация, и понимание индивидуального поведения необходимо для исследования того, как индивидуумы работают в группах и как ведет себя сама организация.
Таким образом, знание индивидуального поведения является важнейшим инструментом, помогающим нам понять, как ведут себя люди и как они взаимодействуют друг с другом, и, возможно, даже осмыслить наше собственное поведение в организационном контексте.
Детерминантами
Отправным пунктом исследования индивидуального поведения в организации является личность - специфические свойства индивидуумов, явные или скрытые, которые могут определить либо единообразие, либо различия в поведении в организации. Личность имеет большое влияние на то, как люди ведут себя в организации, так как индивидуальное организационное поведение определяется рядом врожденных факторов, связанных с личными свойствами, а также рядом факторов внешней среды, неподконтрольных индивидууму. Поведение человека в обществе и на работе является результатом сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.
Ранговая шкала факторов, которая влияет на выбор поведенческой стратегии и тактику индивидов в организации (в порядке убывания)
Индивидуальные факторы, влияющие на организационное поведение:
1) индивидуальные особенности - каждый индивид отличается от других людей миллионом характерных черт. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный черты делает людей еще более отличающимися друг от друга. (темперамент, характер).
2) восприятие - каждый из нас индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Даже если нам показывают один и тот же объект, мы различным образом рассматриваем его. Наше отношение к объективной реальности проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение.
3) личный опыт - знание, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений.
4) способности - люди наиболее наглядно различаются по присущим им способностям или качествам (способность к кропотливой, спокойной или быстро обновляющейся деятельности, способности к определенной физической, интеллектуальной или творческой деятельности).
5) ценности - это общие убеждения по поводу того, что является хорошим или плохим в жизни. Ценности всегда предполагают субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-либо благом. Ценности приобретаются посредством обучения, в процессе воспитания, в процессе социальных контактов. Ценности обуславливают цели, которые человек реализует в своей деятельности.
6) установки – готовность человека действовать определенным образом, что обуславливает скорость его реакций на конкретные объекты или ситуации. Установки обуславливают стойкое, последовательное, целенаправленное поведение индивидуума.
Социальные факторы, влияющие на организационное поведение:
1) рабочая среда - это некая совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления приспособлены к потребностям организации. Два аспекта окружающей среды особенно сильно влияют на характер поведения работника - это группы и управленческое лидерство. Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами. Лидерство - средство (способ поведения), с помощью которого руководитель влияет на поведение других людей, заставляя их вести себя определенным образом.
2) социальный статус работника - позиция, занимаемая работником в структуре социальных отношений в организации. Различают формальный (официальный) и неформальный статус работника. Формальный статус является характеристикой места работника в структуре формальных отношений. Он означает официальную (формально закрепленную) ролевую позицию, отделенную от конкретного работника и отраженную в нормативных документах, т. е. должностную и (или) профессиональную. Неформальный статус характеризует место работника в системе межличностных неформальных отношений, возникающих в процессе и по поводу деятельности реализуемых на уровне контактной целевой группы. Статус в этом случае есть характеристика работника. Он базируется на признании (непризнании) коллегами его определенного места в системе (прежде всего в иерархии) указанных отношений, а также его определенных значимых для группы качеств. Социальные роли и статус — такой же атрибут человеческой личности, как и психологические потребности. Поведение людей формируется как под влиянием их индивидуальных желаний, так и групп, членами которых они являются.
3) общность интересов. Каждая организация имеет определенные социальные цели. Они формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов. Менеджерам необходимы наемные работники, ибо без них невозможно выполнение задач организации; сотрудники нуждаются в компании, так как она способствуют достижению их личных целей. При отсутствии взаимности отсутствует и общая база, на которой создается нечто ценное для социума.
4) этические принципы. Для того чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников (спрос на которых постоянно возрастает), организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Все большее число фирм осознают эту необходимость и разрабатывают различные программы, способствующие обеспечению высоких моральных стандартов как для менеджеров, так и для работников. Менеджеры осознают, что, поскольку организационное поведение всегда затрагивает людей, этическая философия неизбежно лежит в основе любого поступка, который они совершают.
5) семья. Взаимоотношение, благополучне или конфликты в семье непосредственно влияют на поведение индивидуума.
Ситуационные факторы, влияющие на организационное поведение:
1) поведенческий опыт разрешения ситуации – выработанная поведенческая тактика индивидуума в результате анализа природы управленческой ситуации, учитывая индивидуальные особенности работников.
2) конкретные обстоятельства ситуации
3) предшествующие ситуации
4) предполагаемые ситуации
Детерминанты организационного поведения личности – это совокупность условий, факторов, предпосылок, свойств, определяющих средств его формирования и реализации. Каждая детерминанта находится в определенных отношениях друг с другом и составляет в своей совокупности общую ее структуру.
Таким образом, наиболее важными являются индивидуальные факторы, влияющие на организационное поведение и тактику индивида в организации, которые включат природные особенности человека и основополагающие личностные начала поведения: темперамент, который обусловливает характер протекания эмоций и мышления, волевого действия личности; восприятие человека; характер; личный опыт; способности; ценности человека, его установки.
Немаловажное влияние на организационное поведение оказывают социальные факторы: рабочая среда; социальный статус работника; общность интересов; этические принципы; семья. Так как организационное поведение определяется рядом не только врожденных факторов, связанных с личными свойствами, а также рядом факторов внешней среды, неподконтрольных индивидууму. Для человеческого индивида внешние и внутренние факторы влияния не обособлены, они настолько переплетены, что даже когда, казалось бы, налицо внешнее воздействие, нельзя сказать, что оно не предопределено чем-либо внутренним.
Ситуационные факторы являются менее влияющими. Любая ситуация является социальной изначально уже потому, что в нее включена личность со всеми ее социально-психологическими характеристиками и внешние условия среды. Безусловно, любая объективная ситуация обладает психологическим содержанием благодаря социальным характеристикам – будь то объективным или субъективным, имеет потенциал, активизирующий субъекта к какой-либо деятельности, поведенческому акту. Однако не всякая ситуация становится отправной точкой для реализации поведения. Характер ситуации – соответствие или противоречие – указывает на какое-либо отношение субъекта к ней. Совокупность ситуационных детерминант поведения, играет существенную роль в формировании субъективного благополучия личности. Между тем четкого прямого влиянии ситуации на формирование поведения индивидуума не существует. Это влияние реализуется не иначе, как посредством личностного отражения. Структура личности с ее иерархическим строением и динамичностью является основным ядром, определяющим качественные характеристики поведения в ситуации. Это еще раз подтверждает значимость индивидуальных факторов.