Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 00:10, курсовая работа
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.
Организационно-административные методы управления………….…….….3
Делегирование полномочий и ответственности……………….…………..….8
Список литературы……………………………………………………….……19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Организационно-
Делегирование полномочий и ответственности
Выполнил: студент группы БТП-10 Гаджибалаев А.С
Преподаватель: доцент Сорокин С.И.
2012 год
Оглавление
Организационно-
Делегирование
полномочий и ответственности……………….…………..….
Список литературы…………………………………
Организационно-
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Объективной
основой использования этих методов
управления выступают организационные
отношения, составляющие часть механизма
управления. Поскольку через их посредство
реализуется одна из важнейших функций
управления - функция организации, задача
организационно-
Организационно-административны
Формы
организационно-
В рамках
организации возможны три формы
проявления организационно-
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2) согласительные (консультация, компромисс);
3) рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение,
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1) вынужденное
и внешне навязанное. Оно сопровождается
неприятным чувством
2) пассивное.
Для него характерно
3) осознанное, внутренне обоснованное.
Экономические методы управления
Это
своего рода экономический механизм
в хозяйственных отношениях. В
результате повышения действенности
экономических рычагов и
Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.
Социально-психологические методы
Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа.
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Убеждение
Основное
средство воздействия на коллектив
- убеждение. Убеждая, руководитель должен
максимально полно учитывать
природу человеческого
Самоуправление
Самоуправление
трактуется нами как демократизация
управления, обеспечивающая работникам
возможность участвовать в
Полностью
самоуправляемой считается
Превращение объекта управления в субъект
Таким образом, самоуправление на любом уровне управления представляется как процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда коллектив сам решает вопросы комплектования бригады либо иного коллективного формирования, распределения трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде коллективности, ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом "снизу".
Формы производственной демократии
Все зависит от уровня и форм производственной демократии. Основными формами такой демократии являются:
1) соучастие
в управлении - право работников
на получение информации о
функционировании организации,
2) соуправление
- право на участие в принятии
решений, наложение вето на
отдельные постановления,
3) внутренний (рабочий) контроль - право контроля за действиями администрации с правом вето без прямого привлечения работников к управлению делами организации;
4) самоуправление
- право как на прямое
Делегирование полномочий и ответственности
Теоретической
основой для делегирования Иначе говоря, в системе, где компетентность служит основанием, а некомпетентность - преградой для продвижения, каждый отдельный работник останавливается в конечном итоге на уровне своей некомпетентности. Следствие: вся полезная работа совершается теми, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности. Рассмотрим
психологические аспекты С психологической точки зрения можно выделить 3 способа приказаний: - с помощью примера (смотри на меня и повторяй мои действия; повторяй то, что я делаю на твоем месте и данной ситуации; делай, как я сказал); - с помощью фиксации на воспоминаниях о сходной проделанной работе на этом или другом рабочем месте (вспомни, как ты/другой делал эту работу вчера/на прежнем месте работы); - с помощью
активизации психического Какие проблемы возникают при делегировании полномочий? 1. организационная
проблема - определение границ - полная передачи возможна только в кризисной ситуации; - чрезмерно
большая (с захватом - чрезмерно малая (формальная, только на словах) ведет к исчезновению инициативы и, следовательно, к медленному разрушению коллектива и организации. Легче определить ту долю, которую нельзя делегировать (вообще или в данной ситуации). В России это - распоряжение финансами. 2. психологические проблемы - сопротивление руководителей и исполнителей. Сопротивление руководителей может выражаться различными способами: - руководитель
считает, что он выполнит - многие руководители
не любят автономных решений
и событий, происходящих не
по их сценарию (психологически
это проистекает из низкой
самооценки и воспринимается
болезненно как ущемление - руководитель
не может выделить - отсутствие доверия к подчиненным (или низкая самооценка, или низкая зрелость коллектива); - боязнь риска (как психологическая черта). Сопротивление
подчиненных также может - деградированное
трудовое сознание и - спрашивая руководство, можно снять с себя ответственность и необходимость решать проблему, но оставить вознаграждение за результат (иждивенчество); - боязнь критики (низкая самооценка); - нехватка информации и ресурсов для выполнения задания. Это - проблема руководителя; - больший объем работы, чем может выполнить подчиненный (нужно разбираться конкретно); - отсутствие
системы стимулирования Каковы цели делегирования полномочий? 1. Подчиненный
может сделать данную работу
лучше начальника. Это вполне
нормально. Правильная 2. Чрезмерная
занятость руководителя. Тогда делегирование
- это средство борьбы с текучкой 3. Делегирование
как метод обучения подающих
надежды сотрудников и Делегирование
как метод обучения требует большой
квалификации руководителя и постоянного
анализа психологической 4. При умелом
поведении начальника 5. За счет
того, что при делегировании решение
принимается на более низком
уровне, где концентрируется Правила делегирования полномочий. 1. Используйте
делегирование полномочий как
средство повышения 2. Ответственность за конечный результат лежит на вас. Следовательно, вы принимаете на себя ответственность и за все решения ваших подчиненных, которые они приняли в соответствии с переданными вами полномочиями. Как разрешить это противоречие: - нужно заранее учесть возможность принятия не самых точных и просто ошибочных решений и включить эти поправки в планы. - с другой
стороны, нужно заранее - никогда
не перепоручать 3. При неумелом
делегировании начинает - если существует
важное дело, то найдите сотрудника,
для которого оно имеет - сформулируйте
устно или письменно свои - предложите
проблему для обсуждения всему
коллективу, включая и исполнителя,
на некоторое время; соберите
все решения, поправки и - если выполнение
задания требует общения в
руководителями других - вы можете
быть совершенно уверены, что
назначенный вами Все сказанное в полной мере относится к руководителю, обладающему официальным статусом. Применительно к лидеру делегирование функций также возможно, но здесь оно в гораздо больше мере строится не на формальных рычагах, а на внутренней мотивации участников, которую нужно выявить или организовать. Это - обычная и самая трудная проблема в учебной группе. |
В итоге в рамках управленческой структуры происходит рациональное перераспределение функций отдельных субъектов. Но принципы его были разработаны в 1920-х гг. советским ученым П. М. Керженцевым. Общий подход состоит в том, что делегировать нужно всегда, когда для этого есть возможность, максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низовых этажах управленческой структуры, там, где на практике реализуются принимаемые решения. Одному лицу может быть делегировано несколько постоянных и разовых задач, в том числе и по его выбору. Предполагается, что руководитель предварительно определяет, с какой целью, кому и как полномочия передавать, какие выгоды для всех могут быть получены и какие препятствия возникнуть. Обычно делегируются следующие виды полномочий:
Причем черновая и малоинтересная работа чередуется с увлекательной, побуждающей работников совершенствовать свои знания, навыки, соревноваться друг с другом, добиваться первенства. Игнорирование этого подрывает саму идею делегирования. В то же время ни при каких обстоятельствах не делегируется решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии; особо важных и срочных; предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных вопросов; поощрение и наказание сотрудников (только выработка для этого нормативов). Процесс
делегирования полномочий обычно тщательно
планируется отдельно по каждой задаче.
При необходимости Условиями
успешного делегирования
Существующая на Западе практика выработала две модели делегирования полномочий. Традиционная модель ( Бад-Гарцбургская модель Р. Хена (делегирование ответственности, или полное делегирование) состоит в том, что подчиненным делегируется не только решение задач, но и ответственность перед вышестоящим руководством за все, что они делают в рамках соответствующих функций. Работник в этих условиях не может больше прятаться за спину руководителя, а тот — приписывать полученные им результаты себе. Выполнение работы без ответственности получило в связи с этим название нулевого делегирования, а перекладывание исполнителем работы и ответственности на руководителя — делегированием наоборот. Делегирование полномочий и ответственности требует:
В этой
модели меняется роль инструкций. Они
не расписывают точно все Контроль
над осуществлением полномочий может
быть возложен на самих исполнителей
с периодическим Поскольку
способность людей Во-первых, в организации делегирование полномочий:
Во-вторых, руководители:
В-третьих,
подчиненным делегирование
Однако, несмотря на это, и руководители, и подчиненные часто сопротивляются делегированию полномочий. Причинами этого являются:
Подчиненные, в свою очередь, уклоняются от принятия полномочий по таким причинам, как:
|
Список литературы