Организационные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:33, доклад

Краткое описание

Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, это остов, хребет организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, его философию и стратегию.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 17.17 Кб (Скачать файл)

1)организационные структуры

 

 

Термин «организация»  происходит от французского слова organisation и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте  это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов  разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

 

Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего  используется для обозначения внутреннего  строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами  организаций, социальных общностей.

 

Структура - один из важнейших  компонентов системы, которая в  свою очередь, отличается от структуры  наличием целевой ориентации и придает  системе определенную направленность.

 

Например, аппарат любого выборного органа власти с точки  зрения строгой теории представляет собой именно структуру, поскольку  призван обеспечивать функционирование власти вне жесткой зависимости  от ее политической ориентации. На практике часто аппарат формируется непосредственно  под влиянием победивших на выборах  политических сил, начинает представлять собой вполне определенным образом  ориентированную систему с заданными  извне политическими установками. С другой стороны, аппарат, научившийся  при частых сменах власти выживать самостоятельно и имеющий установку  на самодостаточность, часто начинает весьма успешно «подстраивать под  себя» политиков и тем самым  заявляет о себе как о сложившейся  системе.

 

Организационная структура  включает две имманентные составные  части - структуру и организацию.

 

Под структурой при этом понимается форма упорядоченности элементов  системы, совокупность взаимосвязанных  звеньев, образующих систему практически  независимо от ее элементов и целей, в то время как организация  элементов системы внутри и вне  ее непосредственно зависит от реализуемых  целей и свойств самих элементов.

 

Структура при таком рассмотрении отражает внутреннюю форму организации  системы, ее статику.

 

Организация, хотя и связана  с целями системы, не имеет при  этом самостоятельного воплощения и  проявляется через определенную структуру. Организационные отношения  имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному  действию.

 

Организационная структура  в системе управления имеет скелетообразующее  значение, это остов, хребет организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень  технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, его  философию и стратегию.

 

Организационная структура - понятие динамическое. Ее исторические корни зачастую связаны не только с научно-техническими изменениями  в обществе и субъекте управления, но и национально-культурными особенностями  общественного развития, менталитетом, организационными отношениями, складывающимися  на различных уровнях управленческой иерархии и в конкретной организации. В определенной мере организационная  структура не только отражает, но и  сама отчасти задает стиль и стереотипы управления и культуру организации.

По ориентации связи разделяются  на горизонтальные и вертикальные.

 

 Горизонтальные связи  — это связи равноправных звеньев  управления. Они носят характер  согласования. Их основное назначение  — способствовать наиболее эффективному  взаимодействию подразделений, находящихся  на одном уровне при решении  возникающих при этом проблем.

 

 Вертикальные связи  — это связи руководителя и  подчиненного, это субординационные, иерархические связи. Необходимость  в них возникает при наличии  нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами  передачи распорядительной и  отчетной информации. Вертикальные  связи могут носить линейный  или функциональный характер.

 

 Линейные связи —  это связи подчинения по всему  кругу вопросов. Это отношения,  предполагающие, что руководитель  реализует властные полномочия  и осуществляет прямое и единоличное  руководство подчиненными по  всем функциям управления.

 

 Функциональные связи  — это связи подчинения в  пределах реализации определенной  функции управления. В зависимости  от принятых в организации  принципов управления и вида  организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

 

 Инвариантные связи  - это связи, которые могут оставаться  практически неизменными при  любых условиях, что обусловлено  сущностными характеристиками системы,  ее целевой ориентацией и функциональным  назначением, спецификой реализации  связей в данной организации. 

 

 Вариабельные связи  — это связи, которые при  изменении ситуации изменяют  свои характеристики. Вариабельность  связей может проявляться в  изменении их содержательной  насыщенности, а также в переходе  связей из одних классификационных  групп в другие.

 

 Внутрисистемные межкомпонентные  связи составляют структуру организации,  однако сами по себе они  не определяют строение организации.  Основой строения организации  является соединение — узел  связи со всей совокупностью  входящих и исходящих каналов.

Структуры делятся следующим  образом.

 

 Технологические структуры  — совокупность связей технологического  процесса изготовления продукции.

 

 Организационно-управленческие  структуры — совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность,  координацию и регулирование  деятельности организации по  достижению ее целей.

 

 Экономические структуры  — совокупность отношений экономического  взаимодействия отдельных членов  организации.

 

 Социально-психологические  структуры — совокупность связей, устанавливающих социальный статус  членов организации; психологические  отношения между людьми.

 

Принципы структуризации:

 

 • целеполагание;

 

 • приоритет функций  над составом звеньев;

 

 • приоритет объекта  над субъектом;

 

 • первичность миссии, целей, комплекса функций;

 

 • положение во внешней  среде;

 

 • адаптивность;

 

 • полная координация;

 

 • минимум сложности.

 

 Структуру формируют  только устойчивые связи и  отношения. Составляющие структуру  связи должны быть четкими,  достаточно выраженными и сильными, а отношения — ясными, определенными  и однозначными. Необходимо отметить, что существуют, тем не менее,  структуры с ослабленными связями.  Такие структуры образуются при  переходе системы из одного  состояния в другое.

Организационные структуры  строятся по определенным принципам, которые  связаны с типом организации. Современный менеджмент рассматривает  в первую очередь организации  двух типов - бюрократическую и органическую.

 

 Связь между типом  организации и принципами построения  организационных структур показана  на рис.2.

 

 Для бюрократических  организаций характерны иерархические  структуры. Они могут быть:

 

 • линейными;

 

 • функциональными; 

 

 • линейно-функциональными;

 

 • дивизиональными.


Информация о работе Организационные структуры