Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:04, контрольная работа
В современных условиях приоритетным направлением перестройки экономики страны является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Особенно важна эта задача на уровне предприятий, имеющих сегодня право на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, например в распределении прибыли, определении материальных финансовых и трудовых ресурсов, решающих вопросы реструктуризации в условиях нестабильной экономики.
1 Введение 3
2 Сущность и содержание структуры управления предприятием 4
3 Характеристика основных типов организационных структур управления 8
Для дивизиональных структур
характерна полная ответственность руководителей
отделений за результаты деятельности
возглавляемых ими подразделений. Главная
роль в управлении компаниями с дивизиональной
структурой принадлежит не руководителям
функциональных подразделений, а начальникам,
возглавляющим производственные отделения.
Структуризацию компании по отделениям
производят по одному из трех принципов:
по продуктовому – с учетом особенностей
выпускаемой продукции или предоставляемых
услуг, согласно ориентации на конкретного
потребителя и по региональному – в зависимости
от обслуживаемых территорий. В связи
с этим дивизиональные структуры подразделяют
на три типа:
1) дивизионально-продуктивные;
2) организационные,
3) дивизионально-региональные.
При дивизионально-продуктовой
структуре полномочия по руководству
производством и сбытом какого-либо продукта
или услуги передаются одному руководителю,
который является ответственным за данный
вид продукции (рис. 6.5). Руководители функциональных
служб должны отчитываться перед управляющим
по этому продукту.
Рис.5. Дивизиональная продуктовая структура.
Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Существенным недостатком продуктовой структуры является возможное увеличение затрат вследствие дублирования однородных видов работ для различных видов продукции, так как в каждом продуктовом отделении создаются собственные функциональные службы.
При создании организационных
структур, ориентированных на потребителя,
подразделения группируются вокруг определенных
групп потребителей (например, армия и
гражданские отрасли, продукция производственно-технического
и культурно-бытового назначения). Цель
такой организационной структуры состоит
в том, чтобы удовлетворять потребности
конкретных покупателей так же хорошо,
как это делает компания, которая обслуживает
всего одну их группу (рис. 6).
Рис.6. Дивизиональная структура управления,
ориентированная на потребителя.
Если деятельность компании
распространена на несколько регионов,
в которых требуется использование различных стратегий, то
целесообразно формировать дивизионально-
Рис.7. Региональная организационная структура управления.
Дивизиональная структура имеет следующие преимущества:
- позволяет компании предоставлять конкретному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего можно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде;
-ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании;
-приводит к уменьшению степени сложности управления, с которой сталкиваются управляющие высшего звена;
-помогает отделить оперативное управление от стратегического, в результате чего высшее руководство компании концентрируется на стратегическом планировании и управлении;
-способствует переносу ответственности за прибыль на уровень дивизионов, децентрализации принятия оперативных управленческих решений;
-предоставляет возможность улучшения коммуникаций.
Недостатками рассматриваемого типа организационных структур являются:
-рост иерархичности, т. е. вертикали управления. Дивизиональные структуры требуют формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, группы и т. п.;
-противопоставление целей отделений общим целям развития компании;
-возможность возникновения конфликтов между подразделениями в случае дефицита централизованно распределяемых ключевых ресурсов;
-невысокая координация деятельности отделений;
-неэффективное использование ресурсов, невозможность их использовать в полной мере в связи с закреплением ресурсов за конкретным подразделением;
-увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала.
Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности. Структуры адаптивного типа имеют следующие разновидности: проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, бригадные), сетевые организационные структуры.
Под проектной структурой управления понимают временную структуру, создаваемую для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл такой структуры заключается в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Существует несколько типов
проектных структур. В качестве одной
из их разновидностей рассмотрим так называемые
чистые или сводные проектные структуры
управления, которые подразумевают формирование
специального подразделения – проектной
команды, работающей на временной основе.
Временная группа специалистов представляет
собой уменьшенную по масштабам копию
постоянной функциональной структуры
данной компании (рис. 8).
Рис. 8. Проектная структура управления.
Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями. Он отвечает за все виды деятельности – от начала и до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы.
К важнейшим преимуществам такого вида структур управления относят:
-интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высоких конечных результатов по определенному проекту;
-комплексный подход к реализации проекта;
-большую гибкость проектных структур.
Недостатками проектной структуры управления являются:
-дробление ресурсов и усложнение поддержки развития производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;
-лишение работников осознания своего места в компании, так как проектные группы формируются на временной основе;
-частичное дублирование функций.
Матричная
структура отражает закрепление в организационном
построении фирмы двух организационных
альтернатив (рис.9): вертикальное направление
– управление функциональными и линейными
структурными подразделениями компании;
горизонтальное направление – управление
отдельными проектами, программами, продуктами,
для реализации которых привлекаются
человеческие и иные ресурсы различных
подразделений компании
.
Рис.9. Структура управления матричной
организацией.
При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта. Важнейшей задачей высшего руководящего состава компании в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.
Отличительной чертой организационной структуры матричного типа является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. С одной стороны, исполнитель подчиняется непосредственному руководителю функциональной службы, который наделен необходимыми проектными полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с установленными сроками, выделенными ресурсами и требуемым качеством, а с другой стороны, руководителю проекта. Возникает система двойного подчинения, основанная на сочетании двух принципов: функционального и проектного.
Матричные структуры
управления могут быть двух видов. В
первом случае руководитель проекта
взаимодействует с двумя
Достоинствами матричной структуры являются:
-интеграция различных видов деятельности компании в рамках реализуемых программ;
-получение высококачественных результатов по большому числу проектов;
-вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной деятельности по реализации организационных проектов;
-сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень при сохранении единства координации и контроля за ключевыми решениями на высшем уровне.
Перечень недостатков матричных структур включает в себя:
-сложность матричной структуры для практической реализации;
-подрыв принципа единоначалия в связи с системой двойного подчинения;
-тенденцию к анархии, так как нечетко распределены права и ответственность между ее элементами;
-чрезмерные накладные расходы, в связи с тем что требуется больше средств для содержания увеличившегося числа руководителей.
Программно-целевая структура – это временное построение организационной структуры, ориентированной на реализацию конкретной программы. В программно-целевую структуру объединяются отдельные виды деятельности из существующих подразделений или сами эти подразделения на период решения задач, поставленных в комплексной целевой программе.
В такой структуре регламентируются сроки реализации и состав мероприятий, поставленные цели, ресурсное обеспечение. Программно-целевое управление используется организацией при возникновении ситуаций, не имеющих аналогов в прошлом, когда отсутствуют формальные процедуры и правила для решения таких задач.
Проблемно-целевая структура управления зависит от типа производства, его масштабов и направлений специализации, поэтому каждая промышленная фирма разрабатывает свою проблемно-целевую структуру управления применительно к специфике производства. Постоянные проблемно-целевые группы создаются на уровне предприятий, производственных отделений, высшей администрации. Они формируются из специалистов функциональных подразделений, деятельность которых направлена на поиск возможностей повышения эффективности производства на основе роста производительности труда, снижения издержек производства и улучшения качества выпускаемой продукции. Временные целевые группы формируются из ведущих инженеров, экономистов, ученых разных специальностей в целях разработки комплексных научных проблем, при планировании работ по сооружению крупных промышленных объектов, для составления технико-экономического обоснования предполагаемых работ.
Командные структуры управления состоят из узких специалистов и предназначены для решения уникальных производственных, научных, управленческих и иных проблем. Чаще всего команды используются в производстве для сборки сложных узлов и агрегатов, беря на себя за них полную ответственность. Персонал получает возможность овладевать различными профессиями и направлениями работы, может наглядно видеть результаты своего труда, полнее реализовывать свои возможности. Члены командной группы сами составляют графики поступления материалов, выпуска, доставки потребителям готовых изделий.
Бригадная структура управления включает в себя комплексные группы, состоящие из 10–15 человек (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.), для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции. Основными принципами формирования бригадной организации труда являются: автономность работы бригады, универсальность в составе персонала бригады, самостоятельность в принятии решений, самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами, замена жестких связей бюрократического типа на гибкие. Преимуществами бригадной организационной структуры управления являются: повышение качества обслуживания потребителей; ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и услуг, технологии их производства; ориентация на небольшие сегменты рынка.