Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:49, реферат
1. Виды инновационных организаций и организационных форм
2.Венчурный бизнес
Тема 6. Организационные структуры инновационного менеджмента
1. Виды инновационных организаций и организационных форм
2.Венчурный бизнес
1. Виды инновационных организаций и организационных форм
Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью. Методической основой классификации инновационных организаций является профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества, на которой работает инновационная организация и другие аспекты.
В настоящее время
научная организация –
Конечно, весь этот процесс достаточно сложен. Поэтому научных организаций огромное количество и они отличаются друг от друга целым рядом признаков.
Критерии их классификации также самые различные. Например, по видам специализации инновационные предприятия делятся на предметные и адресные.
Предметные - занимаются созданием конкретных видов продуктов, технологий и ресурсов (научно-технической информации, лизин говых услуг, активов и пр.).
Адресный принцип основан на использовании полученных результатов в создаваемых фирмах, центрах, а также на отраслевом обслуживании предприятий, т.е. распространении инноваций по отрасли или между отраслями.
По характеру инновационной деятельности инновационные предприятия могут быть самыми разнообразными, например, инноваторы – лидеры, работающие в условиях повышенного риска и имеющие большой «запас прочности», и инноваторы – последователи, осваивающие нововведения вслед за первыми.
Кроме того, бывают предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия и предприятия, использующие новыми способами ранее изобретенные вещи. Есть предприятия, которые создают основные (продуктовые и технологические) инновации, а есть – разрабатывающие дополняющие инновации.
Такое деление можно продолжить.
Однако зададимся вопросом: что всё-таки самое важное в занятии инновационной деятельностью? Чем этот вид предпринимательства отличается от остальных? Ответ на этот вопрос очевиден: освоение любого новшества связано с риском. Ведь никто не дает гарантии, что новый продукт, изделие, услуга и т.п. будет принято потребителем. И чем радикальнее предлагаемая новинка, тем выше неопределённость её успешного продвижения на рынке.
Итак, как уже отмечалось, именно инновационная деятельность является залогом высокой конкурентоспособности фирмы, необходимым условием выживания а, подчас и самого существования компании. Вчерашние успехи на рынке, достигнутые на определенной технологической базе, на следующий день могут отойти в прошлое. Внутренняя подвижность, гибкость, способность к перестройке — залог выживания фирмы. С другой стороны постоянные изменения даются современной промышленной компании не просто. Рискованность капиталовложений в принципиально новые технологические процессы часто отпугивает крупные предприятия. Налаженный корпоративный механизм имеет огромную инерционность. Коренная смена технологии заставляет перестраивать всю деятельность фирмы, а никто не торопится идти на это без ясных доказательств перспективности нововведений. Таким образом, инновационная деятельность, в первую очередь, характеризуется повышенным риском. И чем кардинальнее нововведение, тем выше риск потери вложенных капиталов. Поэтому в литературе приводятся такие цифры: в частной промышленности США не менее 40% затрат на НИОКР направляется на совершенствование новой продукции, примерно столько же тратиться на разработку новой продукции на прежней производственной базе и только 20% — на поиск принципиально новых технологических идей.
А.Ю. Юданов предлагает 4 типа стратегий и 4 вида организаций, которые занимаются инновационной деятельностью, в зависимости от целей, которые они ставят перед собой.
Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил – массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз: дешево, но прилично.
Патиентная (нишевая) типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Девиз: дорого, зато хорошо.
Т.о. эти фирмы удовлетворяют потребности, сформированные действием моды, рекламы и т.д.
Коммутантная (соединяющая) преобладает при обычном бизнесе в местных масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших, но объемных (а нередко кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности за счет индивидуальной услуги. Лозунг: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы». Это «серые мыши» экономики. Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Характерно для частных российских фирм.
Эксплерентная (пионерская) – создание новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Сила их обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они увлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. 85 случаев из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они двигатели НТП. Девиз: лучше и дешевле, если получится. Фирма часто заключает альянс с крупной фирмой, т.к. не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества, т.к. промедление ведет к тиражированию новшества другими более крупными фирмами.
2.Венчурный бизнес
Американская практика
организации поисковых
В отечественной литературе формы инновационного предпринимательства впервые обобщены в работах А. К. Кирсанова.
Венчурная инновационная деятельность – инновационная деятельность, сопряженная с большим коммерческим риском и, как правило, долгосрочными финансовыми вложениями. Венчурное предпринимательство выступает в различных формах и охватывает большую совокупность экономических отношений, связанных с подготовкой к производству, испытанием и промышленным освоением открытий и изобретений инновационными фирмами.
Венчурные фирмы работают
на этапах роста и насыщения
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализированных на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Как правило, венчурные фирмы не занимаются производством продукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, коммутантам.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм, либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государственного страхования, пенсионных фондов и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнеса. Данная форма инвестирования обладает рядом специфических черт:
Венчурные предприятия могут быть двух видов:
В свою очередь собственно рисковой бизнес представлен двумя основными видами хозяйствующих субъектов:
Специфика рисового предпринимательства заключается, прежде всего, в том, что средства, предоставляющиеся на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжения венчурной фирмы ресурсы не принадлежат изъятию в течение всего срока действия договора.
Величина прибыли определяется
разностью между курсовой стоимостью
принадлежащей рисковому
Фирмы, специализирующиеся на создании
новых или радикальных
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков с учетом двух правил:
На Западе инновационные фирмы обычно возглавляет инженер – автор технической стороны проекта и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт.
Внутренние венчуры – представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор проектов ведется независимыми службами. Проект возглавляет автор. Минимальное вмешательство административно-хозяйственное со стороны руководства.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи.
Информация о работе Организационные структуры инновационного менеджмента