Организация и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Организационная структура – это форма и содержание экономической системы (организации), построенная с учетом требований наилучшего функционирования этой системы. Структура может рассматриваться как установившаяся модель технико-технологических, экономических и других взаимодействий между элементами организации - ее подразделениями и отдельными людьми, специализированными на определенных видах деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организация и управление, направления их совершенствования
1.1. Сущность организации и управления………………………………………6
1.2. Организация как основа эффективного управления……………………….7
1.3. Направления совершенствования организации и управления…………...19
Глава 2. Анализ организации и управления в ООО «Газнадзор» и предложения по их совершенствованию
2.1. Краткая характеристика организации т анализ основных результатов ее деятельности за 2009-2011 гг…………………………………………………...20
2.2. Анализ организации и управления в ООО «Газнадзор»………………….24
2.3. Предложения по совершенствованию организации и управления в ООО «Газнадзор»………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации юля2.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


Московский Государственный  университет

Экономики, статистики и  информатики

Тверской филиал

МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория  организации»

 

на тему: «Организация и управление»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Заочного отделения

Группы Тв-ЗММ-001

Мешавкина Юлия Анатольевна

 

 

 

 

 

Тверь, 2012 г.

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Организация и  управление, направления их совершенствования

1.1. Сущность организации и управления………………………………………6

1.2. Организация как основа эффективного управления……………………….7

1.3. Направления совершенствования  организации и управления…………...19

Глава 2. Анализ организации  и управления в ООО «Газнадзор»  и предложения по их совершенствованию

2.1. Краткая характеристика  организации т анализ основных результатов ее деятельности за 2009-2011 гг…………………………………………………...20

2.2. Анализ организации  и управления в ООО «Газнадзор»………………….24

2.3. Предложения по  совершенствованию организации  и управления в ООО «Газнадзор»………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

 

Введение

 

Каждая организация  объективно обладает своей собственной  структурой, которая во многом определяет ее успех в достижении поставленных целей.

Организационная структура  – это форма и содержание экономической системы (организации), построенная с учетом требований наилучшего функционирования этой системы. Структура может рассматриваться как установившаяся модель технико-технологических, экономических и других взаимодействий между элементами организации - ее подразделениями и отдельными людьми, специализированными на определенных видах деятельности.

Организационная структура  управления это – целостная совокупность соединённых между собой информационными  связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.

Особенности системы  управления современными организациями  на современном этапе тесно связаны  с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями организации в рыночных условиях являются повышение эффективности  производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение организации сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Таким образом, главная  отличительная черта функционирующих  сегодня организаций состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях и опережающее формирование конкурентной экономической среды, требует ускоренной адаптации их функционально-структурной организации к условиям, требованиям и запросам субъектов рыночных отношений. Условия выживания организаций уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение организаций, возможно, связан с периодом некоторой неопределенности.

Оптимальная структура  – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, и таким образом, удовлетворять потребности своих клиентов и достигать целей с высокой эффективностью. В соответствии с классическими теориями стратегия и планы организации определяют ее структуру.

Таким образом, качество организационной структуры определяется разнообразными факторами. Их можно  разделить на две группы.

Внутренние факторы – это стратегия, цели, структура, технологии, люди (сотрудники, их профессионализм), потенциальные и оперативные ресурсные возможности (материальные, энергетические, финансовые, трудовые, предпринимательские способности).

Внешние факторы –  это различные параметры внешней среды, среди которых особенно можно выделить субъектов хозяйствования (потребители и производители, т. е. клиенты и конкуренты), политические условия, определяемые государственной властью, социальные условия (общественное мнение, идеалы, устои), экономические условия (состояние валюты, наличие инфляции, национальный доход и т.д.).

Все эти факторы в  той или иной степени с течением времени изменяются, иногда достаточно значительно. Очевидно, что со сменой влияющих факторов для обеспечения как минимум прежней эффективности должна меняться и зависящая от них организационная структура.

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации и управления в ООО «Газнадзор».

Задачи исследования:

- изучение сущности организации и управления;

- изучение организации  как основы эффективного управления;

- изучение направлений  совершенствования организации  и упарвления;

- анализ организации  и управления в ООО «Газнадзор»;

- выявление предложений  по совершенствованию организации и управления в ООО «Газнадзор.»

Объектом исследования является Заволжский газотехнический  центр «Газнадзор».

Предметом исследования в работе – организационно-управленческие процессы влияющие на эффективность функционирования и развития предприятия.

В данном работе предложены мероприятия по модернизации организационной структуры и разработана методика принятия управленческих решений по перестройке структуры основываясь на результаты расчета ее параметров проведенном на предыдущем этапе.

На примере конкретной организации - Заволжского газотехнического центра ООО «Газнадзор» разработана конкретная программа действий по улучшению показателей функционирования этой организации посредством реинжениринга её структуры.

 

Глава 1. Организация и управления, направления их совершенствования.

 

1.1. Сущность организации и управления

 

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь.

Ранее мы рассматривали «организацию» с позиции системного образования и понимали под ней – предприятия, фирмы, компании и т.д. Но термин «организация» употребляется, кроме того, в смысле действия или процесса – организационной деятельности руководства организации, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействий между частями целого: подразделениями на предприятии, работниками в подразделениях и т.д.

Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

При реализации функции  организации условно выделяют три  важных аспекта:

  • Построение организационной структуры управления: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций;
  • Определение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных). При решении данного вопроса должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц;
  • Обеспечение этих взаимоотношений – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительских актов.

Сущностью организации  как функции управления является создание системы, включающей управляющую и управляемую подсистему, которая наиболее полно отвечает требованию эффективного достижения целей деятельности.

При определении содержания организационной деятельности необходимо определиться с входом и выходом  данной функции.

Входом являются результаты по выполнению предшествующей функции управления – планирования, т.е. приступая к осуществлению процесса организационной деятельности, мы уже имеем определенные в результате планирования систему целей, состав финансовых, материальных и других ресурсов.

Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.

Перечисленные задачи являются содержанием и одновременно структурой организации.

Содержание организации  как функции управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования хозяйственной организации.

 

1.2. Организация как основа эффективного управления.

 

Основа эффективного управления во многом зависит от структуры управления. Организационная структура управления – понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

Таким образом, структура  управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действии по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений – одно из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической  самостоятельностью и полностью  отвечающим за результаты своей хозяйственной  деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая  обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике, в условиях конкуренции предприятие самостоятельно принимает многие решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов управления. Исчезли регламентации «сверху», а именно: регламентация организационной структуры управления, численности и должностного состава управленческого персонала. Если ранее предприятие практически работало только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать особенности работы в сфере обращения - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает персонал, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение подразделений, вхождение в состав ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.

Таким образом, предприятие приобретает  все черты самостоятельности, характерные  для работы в условиях рынка. А  это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления.

Организационная структура – это состав и соподчинение взаимосвязанных звеньев управления.

Функциональная  структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.

Штатная структура  управления определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов.

Звено управления – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

Аппарат (орган) управления – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Информация о работе Организация и управление