Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
В работе поставлены следующие задачи:
1) выявление содержания понятия «система»;
2) определение категорий системного подхода и исходя из этого, анализ принципов и закономерностей организации;
3) рассмотрение значения социального пространства;
4) анализ открытых и закрытых систем.
Введение........................................................................................................... 3
1. Понятие системы.......................................................................................... 6
2. Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы...................................................................................... 11
3. Социальное пространство.......................................................................... 17
4. Открытые и закрытые системы................................................................. 20
Заключение..................................................................................................... 24
Список использованной литературы............................................................. 26
Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую подсистему
Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.
С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований.
Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.
Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. Например, коллектив отдела кадров, автомобиль. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций — это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных — основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель — удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли — вторичная цель.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления, отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния организации.
Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.
2. Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы.
Прежде чем определить принципы и закономерности организации как социальной системы, необходимо выявить содержание основных категорий системного подхода.
Элемент.
Это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, поставленной цели. Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и се уточнения в процессе системного анализа.
Компоненты и подсистемы.
Иногда термин элемент используют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть расчленена сразу на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом членении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, а если последние также сразу трудно разделить на элементы, то составляющие промежуточных уровней (если неизвестен их харрактср) называют компонентами системы.
Связь.
Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение целостных ее свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.
Цель.
Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы. Цель - заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека («заранее мыслимый», - но все же «результат», воплощение замысла).
Структуры, их виды и формы представления.
Система может быть представлена простым перечислением элементов или «черным ящиком» (моделью «вход-выход»). Однако чаще при исследовании объекта такого отображения недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели. В этих случаях систему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры. Структура (от латинского «structure», означающего строение, расположение, порядок) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение). При этом в сложных системах структура отражает не вес элементы и связи между ними (в этом предельном случае, когда пытаются применить понятие структуры к простым, полностью детерминированным объектам, понятия системы и структуры практически совпадают), а лишь наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Иными словами, структура характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие.
При отображении сложных систем основная проблема состоит в том, чтобы найти компромисс между простотой описания, позволяющей составить целостное представление об исследуемом или проектируемом объекте, и детализацией описания, позволяющей отразить многочисленные особенности конкретного объекта. Один из путей решения этой проблемы - задание системы семейством моделей, каждая из которых описывает поведение системы с точки зрения соответствующего уровня абстрагирования. Для каждого уровня существуют характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом уровне.
Таким образом: начальные понятия системного подхода и системного анализа являются достаточно общими и уточняются по мере проведения исследований и в зависимости от объекта исследования. Сам системный анализ как обобщенный метод исследования возник в ответ на требования практики, поставившей нас перед необходимостью изучать и проектировать сложные и разнообразные системы (отражающие объекты реального мира), управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени.
Однако необходимо признать, что существующие сегодня модели описания организации неудовлетворительны, поскольку в них не учтена социальная компонента.
Да и процессный, и системный подходы к управлению организацией предусматривают, что организация состоит из людей. Например, в процессном подходе каждый процесс управления содержит в себе социальный аспект. Однако люди, составляющие организацию, рассматриваются как необходимые атрибуты или ресурсы процессов. В итоге при разработке концепции управления организацией социальная компонента организации явно рассматривается либо учитывается только в рамках процесса мотивации. На мой взгляд, это приводит к искажению общей модели управления.
В системном/ситуационном подходе социальная компонента выражена лучше в виде подсистемы «люди», включающей такие элементы, как:
1. поведение отдельных людей;
2. поведение людей в группах;
3. характер поведения руководителя;
4. функционирование менеджера
в роли лидера и его влияние,
которые выражаются через
Однако границы подсистем «люди» и, например, «цели» вызывают сомнение. Очевидно, что цели организации находятся в тесной связи с ценностями, потребностями и ожиданиями конкретных членов организации, в результате чего границы между этими двумя подсистемами в действительности оказываются условными.
Неформализуемость социальной компоненты приводит к тому, что ею просто пренебрегают в остальных подсистемах. Взаимосвязи подсистемы «люди» с остальными становятся пренебрежимо малыми: выделение социальных факторов в отдельную подсистему создает иллюзию «очистки» всех остальных подсистем от их влияния. В результате учет социальной компоненты полностью отдается на откуп исследователю в соответствии с его личными представлениями и системой ценностей.
В итоге люди отождествляются с какими-то механизмами, обеспечивающими функционирование организации. Робкий отказ от такого восприятия породил термин «человеческий фактор», призванный отражать отклонение поведения людей от стандартизированных норм.
Основные принципы, присущие любой системе - это целостность (эмерджентность), структурность, взаимозависимость (коммуникативность), иерархичность, аддитивность, необходимое разнообразие.
Целостность - это принципиальная не сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из свойств элементов свойств системы в целом. Данный принцип связан с принципом аддитивности - при распаде (разложении) системы на независимые элементы свойства системы равны сумме свойств ее элементов. При этом проявляются две тенденции: 1. Повышение целостности, снижение самостоятельности; 2. Повышение самостоятельности (аддитивность).
Структурность - это возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. количества элементов и взаимосвязей между ними. С данным принципом и свойством системы связана коммуникативность (взаимозависимость) - то есть связи и влияние системы и внешней среды.
Взаимозависимость системы и среды - это возможность системы формировать и проявлять свои свойства в процессе взаимодействия с внешней средой, являясь при этом ведущим активным компонентом. В открытых системах взаимное влияние.
Иерархичность - когда каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а данная система может представлять собой элемент другой большой системы. Характеристиками иерархичности являются: пирамидальность, многоуровневость, ветвистость, связи только с ближними уровнями, связь с внешней средой контролируется верхним уровнем.
Принцип необходимого разнообразия - разнообразие видов и типов систем ограничивается количеством и типом элементов, количеством и видами связей, в том числе с окружающей средой,
При работе с системой, при проектировании организационных структур используют следующие методы: анализа системы; синтеза; «черного ящика»; композиции.
Задача анализа состоит в определении поведения системы и его связи с организационной структурой, т.е. зная структуру, определяют ее поведение.
Суть синтеза является обратной по отношению к анализу, т.е. зная поведение системы, можно определить ее структуру. Во многих случаях проблема синтеза не имеет однозначного решения или определенное поведение может быть реализовано различными структурами (из разных элементов или из одинаковых элементов по разному взаимодействующих). В этом случае задача синтеза сводится к нахождению из возможных структур оптимальной, т.е. отвечающей определенным требованиям. Поэтому при задаче синтеза пользуются более сложными методами расчета.
Метод «черного ящика» используется применительно к системе, у которой неизвестно ни поведение, ни структура, но с которой можно проводить эксперименты и регистрировать их результаты, т.е. этот принцип предполагает недоступность внутреннего содержания системы для ее изучения.
Внешнему наблюдению доступны лишь входные и выходные величины. Суть этого метода в том, что сложная динамичная система изучается в целом без проникновения внутрь и этим экономится время и ресурсы экспериментатора, а взаимодействия или закономерности реагирования системы определяются на основе аналогий. Выводы относительно результатов делают (поправки) на основании величин выходных и входных параметров.
Метод композиции используется при составлении некоторой системы из множества подсистем.
Для того, чтобы некоторое множество систем стало S - множеством (или системным множеством) должны выполняться два условия:
- все системы должны принадлежать или иметь одну модальность (принадлежать одному уровню, быть совместимыми и сопоставимыми);
- все входящие в одно
множество малые системы
Под материальной композицией подразумевается объединение в S -множество малых систем, которые будут обладать новыми свойствами, отсутствовавшими до объединения.
При концептуальной композиции не происходит вмешательство ни в систему, ни во взаимоотношения между системами, в этом случае S - множество рассматривается как единая система, но эта система не является единой, а отношение между системами - элементами тождественны тем, что были до объединения.
Методы исследования и управления объектами, таким образом, реализуют присущие объектам управления внутренние закономерности (тенденции) их существования.